{"id":4859,"title":"\u0422\u0435\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0432: vc.ru \u0432 \u0432\u0430\u0448\u0438\u0445 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445","url":"\/redirect?component=advertising&id=4859&url=https:\/\/vc.ru\/special\/bettervc&hash=06e04557a2c39e6c33fa846ba405896b7fed5804f421a1db543b59166c87d7da","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офтоп
Дарья Хохлова

Наём продакт-менеджеров на небольшом рынке — опыт Sports.ru Статьи редакции

Рассказ директора по продуктам издательства Tribuna Digital Марка Тена.

Марк Тен

Кто обычно становится продакт-менеджером

Готовых специалистов высокого уровня мало: в России не так много компаний, в которых они могут работать. И они либо не ищут работу, либо выбирают между хорошими предложениями в России и релокацией.

Часто продакт-менеджерами становятся разработчики, маркетологи, дизайнеры, то есть люди, состоявшиеся в смежной профессии. Само по себе это скорее преимущество, но вместе с их опытом в другой сфере вы приобретаете сложившееся профессиональное самолюбие. Гибкость и принятие своей некомпетентности — ключевые умения для этой роли, поэтому так важно оценивать в первую очередь способность реагировать на изменения, а не резюме.

Приток людей без опыта небольшой, поэтому по рынку годами циркулируют одни и те же лица. Ещё меньше тех, для кого продакт-менеджер — первая работа. Возможно, это связано с тем, что компании почти не занимаются обучением на этой позиции.

Чем занимается продакт-менеджер в общем случае:

  • Стратегия.
  • Поиск и проверка гипотез.
  • Описание идей.
  • Исследования: конкурентов, технологий, данных.
  • Общение с пользователями, командой и контрагентами.
  • Маркетинг, финансы, операции.
  • Закрытие продуктов.
  • Всё остальное.

В Sports.ru продакт-менеджер отвечает за всю вертикаль своего продукта, от идеи и разработки до маркетинга и бэк-офиса. Не имея формальных полномочий, нужно управлять большим количеством людей, каждый из которых лучше знает своё дело.

Поэтому мы ожидаем, что продакт-менеджер станет идеологическим лидером команды. Он продает свои идеи, объясняет их ценность, знает конечную точку пути и доказывает, что именно туда компании и надо. Приходится работать руками и думать о стратегии одновременно. Продакт не имеет права отчаиваться. Когда всё вокруг уже сгорело, а команда потеряла мотивацию, он должен собрать из пепла новый план.

Трудности найма

Базовая проблема в найме продакт-менеджеров — определение роли. Продакт-менеджеры отличаются друг от друга настолько же, насколько отличаются компании, в которых они работают. Банки, медиа, ecommerce, SaaS — очень разные бизнесы, странно ожидать от их продактов одинакового набора умений. Даже внутри одной компании они могут кардинально отличаться.

Одна из главных задач продакт-менеджера — выбрать правильную метрику для определения успеха в каждый момент времени. Ровно это же требуется при поиске кандидата.

На разных этапах развития бизнеса задачи меняются и дрейфуют в смежные области — разработку, маркетинг, монетизацию, поддержку. На этапе создания продукта — больше технической работы и общения с разработчиками. В зрелых проектах фокус смещается на маркетинг и монетизацию. Если компания не понимает, какой конкретно компетенции не хватает, поиск превращается в перебор.

Многостаночники, которые сами разберутся в бизнесе, построят процессы и наймут недостающих людей, существуют. Профессия вообще подразумевает широкий диапазон и редкие сочетания качеств. Например, логическое мышление и развитый эмоциональный интеллект или лидерство и способность работать без признаков формальной власти. Но такие люди дорогие и избирательные, поэтому не каждая компания способна конкурировать за них.

Редко, кто понимает, что руководитель — не заказчик, а исполнитель найма. Особенно для сложных позиций, как продакт-менеджер или опытный разработчик. Умение собрать команду — важнейшая компетенция для руководителя.

Внутренние HR-специалисты, особенно если они занимаются всем подбором в компании, не обязаны понимать, какие каналы поиска оптимальны для каждой позиции. Sports.ru чаще всего получает кандидатов из числа пользователей. Почти никогда — из традиционных источников вроде карьерных порталов.

Бывает и так, что закрыть вакансию привычными инструментами не получается. Тогда руководитель должен сам включаться в первичный подбор, а не отклонять резюме за резюме, которые нашли несчастные HR.

Так долгий и мучительный наём джуниора однажды закончился идеей своей школы продакт-менеджеров. Изначально планировали её как разовый проект, но в итоге получилось два набора.

Формат похож на затянувшуюся конференцию, на которой сотрудники Aviasales, Facebook, Meduza, Sports.ru, Uber и других компаний рассказывают о том, как профессия продакт-менеджера устроена у них. Мы на выходе получаем мотивированного кандидата, который уже лично знаком с профессиональным сообществом, нашими требованиями и проектами. Из первого набора наняли двух человек, ещё одного — из второго.

Как мы нанимаем в Sports.ru

В Sports.ru на продуктовые позиции мы предпочитаем нанимать людей без опыта, способных расти быстрее компании, то есть очень быстро освоить то, что мы уже знаем, а потом самостоятельно извлекать и распространять новую информацию.

Сначала можно вообще не иметь нужных навыков, но подходить нам как личность и любить предметную область, то есть спорт, медиа и технологии. Почти всегда этого достаточно, чтобы мотивированный человек добрал недостающие знания.

Процесс найма состоит из пяти этапов:

  • Скрининг откликов. HR-специалисты выбирают интересные резюме и вместе с директором по продуктам принимают решение о собеседовании.
  • Первое собеседование. HR-специалисты проверяют идеологическую совместимость кандидата с компанией, уточняют информацию из резюме и базовые вещи вроде зарплатных ожиданий.
  • Второе собеседование. Знакомство с потенциальным руководителем, решение кейсов.
  • Знакомство с командой. Если кандидат понравился руководителю, устраиваем встречу со всей продуктовой командой (дизайнеры, аналитики, продакт-менеджеры). Проверяем, что не возникает непринятия коллективом.
  • Bar raiser. Встреча с кем-то из ключевых сотрудников, которые следят за тем, чтобы «качество» людей в компании не снижалось. Для продуктовых позиций bar raiser — генеральный директор.
  • Оффер.

На собеседовании я в первую очередь, пытаюсь понять, как кандидат узнает новое: какие медиа читает, на кого подписан в Telegram или Facebook. Индустрия быстро меняется, количество информации увеличивается, поэтому качество каналов потребления и навык работать с чужими знаниями напрямую влияют на скорость профессионального роста.

Ещё это помогает «вскрывать» тех, кто любит хайповые слова вроде «искусственного интеллекта» или «машинного обучения», но не представляет, как это применить в бизнесе — просто не хватает кругозора.

Самый частый вопрос, который слышит продакт-менеджер: «Зачем?». От разработчиков, пользователей, генерального директора. Если задавать его последовательно 3–5 раз при решении какого-нибудь кейса, можно быстро определить, насколько человек конфликтен. Агрессивным продактам очень сложно работать.

Типичный кейс для собеседования — объяснить наше решение сделать (или не сделать) новую фичу.

У Sports.ru сильное сообщество, поэтому чаще всего мы получаем кандидатов из числа пользователей. Они знают о застарелых проблемах продукта, иногда сами на собеседовании спрашивают, когда обновим, например, редактор блогов. С радостью предлагаем кандидату самому объяснить, почему не сделали, и рассказать, почему сделать всё же нужно.

Часто реальная сложность задачи неочевидна снаружи и связана с внутренними проблемами. Например, legacy конкретного сервиса или нехваткой ресурсов. Потому не так страшно, если бизнес-часть кейса выглядит неубедительно. Гораздо интереснее понять, как кандидат видит процесс, декомпозирует проект и приоретизирует задачи.

Навыки обсуждаем мало. Во-первых, их сложно оценить за собеседование. Во-вторых, методологии разработки, принципы управления проектами, роадмапы — это такие изолированные абстракции, которые разваливаются при наложении на конкретные проекты и живых людей.

Это же касается конкретных технологий. Их необходимо понимать, но нельзя привязываться и долгосрочно строить на этом карьеру. Facebook закроет Parse, Google изменит алгоритмы поиска, медиа откажутся от мобильных приложений, а продакт останется без работы.

Что мы ожидаем от кандидата

  • Принятие перманентной некомпетентности. Продакт-менеджер, который считает, что знает про свой продукт, пользователей или профессию больше, чем не знает — мёртвый продакт-менеджер.
  • Настойчивость. Свои идеи нужно продавать: команде, пользователям, инвесторам. И с первого раза все равно не получится.
  • Здоровое эго. Умение отделять свою личность от своих идей позволяет объяснять второй раз, когда их не услышали, и услышать, когда они просто плохие.
  • Английский язык. Техническая документация, профессиональные сообщества, отраслевые медиа, общение с партнерами — всё на английском.

Ещё до начала найма мы знаем, какие проекты возьмет новый сотрудник. После выхода помогаем и коллективно обсуждаем проблемы и средства для их решения. Дальше оставляем человеку свободу экспериментировать и самостоятельно принимать решение, но с требованием объяснить выбор команде. Такие условия — имитация реально существующей постоянной неопределённости всего вокруг в профессии.

Разумеется, у такого подхода есть и недостаток. Во-первых, в медиа последствия ошибки редко бывают фатальными. Банки, например, вряд ли могут позволить себе такую философию. Во-вторых, сотрудник, выросший внутри, наследует не только культуру компании, но и все её родовые проблемы. Чтобы избежать самовоспроизводства, мы устраиваем в офисе открытые встречи с людьми из других компаний и слушаем, как устроена работа у них.

Кому-то на старте кажется, что нет нормальных процессов. На самом деле это вполне формальный подход к развитию сотрудников. У нас продакт отвечает за весь бизнес и сам занимается организацией процессов и работы, в том числе работы людей, которые ему не подчиняются. Структурирование хаоса — профессиональный навык, и мы сознательно помещаем человека в такие обстоятельства с самого начала.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 23, "likes": 22, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 26430, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Wed, 13 Sep 2017 17:58:09 +0300", "is_special": false }
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

В Sports.ru на продуктовые позиции мы предпочитаем нанимать людей без опыта,
---
Опять муть про то как студент организует процесс, всех построит и заработает миллионы. Только почему-то в реальной жизни мы ходим к врачам которые лечат десятилетиями и покупаем товары произведённые опытными брендами

Ответить
0

Ну если напортачят, то всегда легко уволить молодого ПМ-а без зазрения опыта.

Ответить
4

цель статьи:
А. Обеспечить приток заявок новых продактов
Б. Получить обратную ссылку с ЦП
В. Поделиться опытом с индустрией
Г. Свой вариант в комментариях

Ответить
0

будто что-то плохое

Ответить
0

А, как понять, хороший ты продакт-менеджер или плохой, если в Я.Недвижимости тебе образно говоря сообщают "иди на хрен", а потом реализовывают значительную часть твоего списка предложенных правок из тестового задания и данная вакансия висит еще месяцы/годы?..

Ответить
7

Персонаж, который публично описывает неудачную попытку трудоустройства в большую контору с позиции "меня не взяяяяяли, а сделали, как я говорииииил" - то есть считает нетрудоустройство незаслуженным - это гипер-эгоистичный, обидчивый и психологически нестабильный человек. Со всеми вытекающими. Для менеджера это далеко не самый лучший "букет".

Ты извини, если чё.

Ответить
0

Норм.!! ))) Ну, не совсем уж психопат, но есть немного... аххааахха... ;))

Ответить
0

Я к тому, что если уж в передовых компаниях страны так происходит... то чего ждать дальше? :)

Ответить
0

Уже раз 5 слышал подобные истории про Яндекс от разных людей из разных сфер. Походу Яндекс и правда так делает :)

Ответить
3

По одному отказу можно понять о себе ровно столько же, сколько о длине линии по одной точке.

Ответить
0

Сейчас тенденция бесплатного сбора идей и анализа проектов по тестовым заданиям. Зачем платить зарплату специалисту, когда итак можно собрать инфу со всех...

Ответить
1

Понять хороший ты продуктолог или нет невозможно, об этом должен сказать бизнес

Ответить
0

Так это говорить о том что у тебя отличное виденье и идеи, но закрыть сделку ты не смог, недопродал себя :)

Ответить
0

Роман, сейчас рынок труда представляет собой несуществующие вакансии. Это печально, но факт, это не только моё мнение, слышал подобные отклики от своих знакомых.

Ответить
2

Хорошая статья, согласен со всеми тезисами со своей колокольни.

Вопрос из любопытства, а как у вас устроен процесс разработки? Есть ли менеджеры проектов, скрам, спринты, вот это все? Кто по сути управляет разработкой?

Ответить
0

Без особого формализма. Есть недельные спринты, приоритетами и задачами управляют продакты, оценкой и распределением по людям — разработка. Проджектов нет. Ну ты заходи как-нибудь, покажем)

Ответить
0

Как буду в Москве, с радостью зайду :)
Спасибо за приглашение

Ответить
0

Почему статья Марка Тена, а на фотографии Роман Мун?

Ответить
0

потому что на фотографии Марк Тен

Ответить
0

Спасибо за статью, господа!

Ответить
0

Спасибо, полезно.

Ответить
0

Спасибо за статью, хорошая инструкция получилась и по найму, и даже по организации работы человека/отдела/направления.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

А какие есть хорошие английские источники информации для продактов?

Ответить
Читать все 23 комментария
«Бросил вызов Nike Air Jordan за мировое господство в кроссовках»: как Канье Уэст шёл к своему миллиарду Статьи редакции

Канье Уэст много лет настаивал на том, что он миллиардер, но Forbes признал за ним этот статус только в апреле 2020 года. В 2021-м журнал оценил состояние 44-летнего рэпера в $1,8 млрд

Канье Уэст Architecturaldigest
Как моё сообщество заработало 1,7 млн рублей на VK Donut

Больше шести лет назад Феликс Зинатуллин основал сервис таргетированной рекламы Церебро Таргет и запустил его сообщество ВКонтакте. Теперь там больше 200 тысяч маркетологов и предпринимателей. За год на донатах через VK Donut паблик заработал 1,7 млн рублей. Вот как это вышло.

Феликс Зинатуллин
Клиенты «Открытие Брокер» могут получить статус квалифицированного инвестора в личном кабинете и мобильном приложении

«Открытие Брокер» значительно упростил процедуру присвоения статуса квалифицированного инвестора для своих клиентов. Теперь его можно получить в личном кабинете на сайте и мобильном приложении «Открытие Брокер» в несколько кликов. Новый функционал позволит инвесторам не тратить время на поездку в офис для подачи документов и пользоваться всеми…

Очередной баг Тинькова

В пятницу 23.07 начали падать китайские акции, а у меня на тот момент были МОМО и утро началось с -340$. Я решил избавиться от них, дабы не увеличивался минус. Пятница только началась и надо бы исправить это недоразумение. И я полез в TAL Education Group. Сначала заработал 200$, потом 120$, потом ещё 130$. Итого отбил минус, да ещё и заработал…

Duolingo привлекла $521 млн после выхода на биржу с капитализацией $3,7 млрд Статьи редакции

В 2020 году компанию оценили в $2,4 млрд.

Google перестанет пускать в офисы по всему миру сотрудников без прививок от Covid-19 Статьи редакции

Компания перенесла дату выхода сотрудников с удалёнки с 1 сентября на 18 октября из-за вспышки коронавируса.

Toyota препятствует переходу на электромобили в Конгрессе США и других странах — NYT Статьи редакции

Компания первой запустила производство «гибридов», но с тех пор отстала от конкурентов.

Что происходит в Китае: партия ограничивает b2c-сервисы без оглядки на их потери, потому что они перестали быть важными Статьи редакции

Лидеры онлайн-торговли, такси, обучения и доставки стали монополистами, мешают развитию технологий и ущемляют конкурентов и своих пользователей — теперь страну интересуют более сложные сферы. И такие компании оказались стабильнее всех во время паники.

Associated Press
Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Исследование рынка PR 2021: больше новых инструментов, усиление и расширение влияния и значимости функции

Агентство Buman Media совместно с hh.ru провели исследование российского рынка коммуникаций. В нем приняли участие более 100 директоров и руководителей направлений по корпоративным коммуникациям, работающих в различных отраслях. Сегодня, в День PR-специалиста, мы подводим итоги года в коммуникационной отрасли.

Вебинар по внедрению цифровых интеллектуальных технологий в рамках Kazan Digital Week – 2021
null