Аудиоспектакль-променад - тренд в сфере театра

Заряженный телефон, приложение и наушники - единственное, что нужно сегодня для прослушивания спектакля. Это может быть аудиоспектакль по маршруту одной из улиц города, спектакль внутри фуникулера, на лавке в парке, да даже в собственной ванне. Что такое аудиоспектакли сейчас, чем они особенны и почему так популярны?

Почему это популярно?

Аудиоспектакль - отдельный жанр, который нашел свой формат в рамках современного театра. Для меня это скорее вдохновение во время пандемии. Все мы почувствовали давление со стороны ограничений еще с 2020 года. Да и не только мы, скажем так потребители, но и сами владельцы сферы услуг. Помимо других развлечений, театры в том числе были закрыты, многие из моих знакомых, как и я сама, переживали не лучшее время во время локдауна. Сейчас с этим получше, у нас все же есть возможность посещать театры! Аудиоспектакли не ограничиваются маршрутами на общие темы (поэзия, историческая привязка, документальная история и др.). Уже сейчас некоторые бренды видят в таком формате новый способ взаимодействия со зрителем и создают свои проекты.

В одной из своих статей на VC я уже рассказывала об истории создания стартапа Stereo Story - приложения с иммерсивными аудиоспектаклями-променадами. На примере своего проекта вкратце можно понять что же такое аудиоспектакль-променад. Это театральная постановка-экскурсия в приложении телефона, которая погружает в атмосферу города. Фишка таких постановок-экскурсий не только в работе профессионалов (актёров, сценаристов, режиссёров...), но и в особенности их маршрутов - это могут быть всем известные места с иным взглядом на них и потайные, мало кому известные уголки. Идея такая: скачиваете приложение Stereo Story и вам выпадают списком аудиоспектакли-экскурсии. У нас сейчас есть четыре спектакля. Два из них мы создали сами по маршруту в Суздале, «Суздаль. Свидание с судьбой», и по маршруту в Москве, «Маршрут перестроен». Другие два спектакля были созданы независимыми командами, которые продвигаются вместе с нами в Stereo Story. А именно, это аудиоспектакль по пространству Музея Норильска “Будущее уже здесь” (экскурсия, квест, документальный театр). Последний аудиоспектакль-променад – “В гостях у Чехова и Левитана”, маршрут которого установлен в старинной усадьбе Киселевых в Бабкино. Идея проста - вы приходите на первую точку, надеваете наушники, нажимаете плей и отправляетесь в путь! Куда идти подсказывают голоса актеров и точки маршрута.

Фото с аудиоспектакля Stereo Story в Суздале
Фото с аудиоспектакля Stereo Story в Суздале

Преимущества жанра аудиоспектаклей перед классическим театром

Обычно аудиоспектакли дешевле, нежели постановки на сценах. К тому же, нет никакой привязки к сцене. Можно гулять по маршрутам с кем хочешь и когда хочешь. Никогда не поздно поставить на паузу, выпить кофе и продолжить свой маршрут. Можно сказать, это тот же театр, но без границ!

Чем обычный аудиоспектакль отличается от аудио променада?

Тут скорее раскрывается тема привязки к местности. Или Site specific. Или предметно-ориентированное искусство. Другими словами, искусство в рамках определенного места. Создатели site specific театра учитывают местоположение своих спектаклей, перформансов, да и любых других мероприятиях. Суть именно в планировании и создании сценария вокруг места - будь то лес, заброшенное здание, да хоть собственный дом. Место уже будет зависеть от формата, конечно.

11
Начать дискуссию