{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Каковы шансы Павла Дурова избежать блокировки Telegram в России Статьи редакции

Мнения юристов о противостоянии Telegram, ФСБ и Роскомнадзора.

16 октября суд оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ данные для расшифровки переписки пользователей.

Ранее, после угрозы Роскомнадзора заблокировать сервис в России, Павел Дуров согласился внести Telegram в реестр организаторов распространения информации в интернете (ОРИ), однако пообещал не сотрудничать с силовыми органами.

Опрошенные vc.ru юристы рассказали, в чем слабые места обвинения, и какие лазейки может найти предприниматель, чтобы избежать блокировки мессенджера в России. Однако они пояснили, что шансы на это невелики.

Попытаться защитить конституционные права граждан стоит, однако судя по другим похожим спорам, шансы, что при обжаловании решения мирового судьи будет принят иной судебный акт, невелики.

В рамках действующего законодательства организатор распространения информации обязан представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых или обрабатываемых электронных сообщений.

В то же время это обязательство должно быть реализовано при защите положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, представляющей право на тайну переписки, частной жизни и защиты жилища (ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25 Конституции).

Для этого, на наш взгляд, необходимо соблюсти порядок истребования информации — исключительно по судебному решению. Для этого ФСБ следует представить организатору распространения информации сведения о событиях или действиях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, а также указать, в чем конкретно они выражаются, и чем декодирование поможет предотвратить возникшую угрозу.

Также ФСБ и организатор распространения информации могут разработать механизм, с помощью которого будет раскрываться только та информация, которая содержит или может содержать сведения об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации — выборочное предоставление сведений.

При этом удастся сохранить тайну переписки большинства пользователей, обсуждающих в чатах свою личную жизнь. Как вариант — раскрывать сообщения, если в них фигурируют слова «взрыв», «бомба», «теракт» и так далее.

Ирина Медведская, адвокат, партнер DS Law

Шансы Дурова выиграть в судебном противостоянии с Роскомнадзором небольшие, учитывая особенности Московского городского суда, который будет рассматривать жалобу о неправомерном требовании ФСБ. Понятно, что биться с органом такого масштаба в российских судах довольно-таки сложно.

Тем не менее, с позицией ФСБ не всё так однозначно. Требования, предъявленные Дурову (представить приватные ключи, условия для раскодировки сообщений), абсурдны. Он не обладает приватными ключами, поскольку они генерируются произвольно на устройствах пользователей сервиса. В этом плане у Павла Дурова хорошее техническое подспорье, чтобы аргументировать свою позицию.

Кроме того, возможность конечного шифрования снизит защищённость всех пользователей, что недопустимо для Telegram. Это подвергает риску миллионы пользователей.

Если в Мосгорсуде не получится добиться решения в пользу мессенджера, Павел Дуров может обратиться в Конституционный суд, направив жалобы о несоответствии между 97-ФЗ и Конституцией, а также в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) — после того как пройдёт инстанции национальной судебной системы.

Обжаловать решение Мещанского суда Москвы и все последующие определения и решения важно и нужно. В последнее время ЕСПЧ испытывает большой интерес к вопросам, связанным с интернетом и правовым регулированием сети.

Рассмотрение жалобы создателя Дурова в ЕСПЧ не будет быстрым и, возможно, потребует нескольких лет. Думаю, создатели мессенджера будут искать решения в технических аспектах, позволяя пользователям создавать «мосты» и общаться даже в случае блокировки.

Думаю, обращение Павла Дурова к юридическому сообществу России — это своеобразный тендер: попытка оценить компетенцию российских юристов и выбрать наиболее подготовленных. Для нас это было неожиданностью. Мы полагали, что создатель Telegram решил игнорировать российские суды и национальные законы. Оказалось, что он будет бороться. И это правильно.

Саркис Дарбинян, ведущий юрист общественной организации «Роскомсвобода»

У Павла Дурова есть 10 дней, чтобы обжаловать решение суда, либо в течение 15 дней Telegram должен устранить нарушения, ставшие причиной обращения в суд.

Однако основатель мессенджера намерен и далее противостоять «системе». Прежде всего он рассчитывает опротестовать решение мирового Мещанского суда в вышестоящих судебных инстанциях. Дуров ссылается на то, что требование контроля над перепиской пользователей противоречит Конституции РФ и правам граждан, закрепленным в этом главном законе страны. Ведь нарушены статьи Конституции РФ и Европейской конвенции, защищающие право граждан на конфиденциальность переписки.

Согласно ст. 23 Конституции ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Поэтому он надеется, что вышестоящие судебные инстанции вынесут более объективное решение.

Если быть реалистичным, то надо понимать, что шансы Telegram на успех в противостоянии с государственной машиной страны весьма невысоки. Расширение полномочий спецслужб, в том числе и в отношении контроля за перепиской граждан, имело для руководства страны стратегическое значение, поэтому государству будет важно показать обязательность своих законов к исполнению, пусть и такими популярными мессенджерами как Telegram.

Однако, как мы понимаем, полная блокировка мессенджера в современных условиях невозможна и российские пользователи все равно смогут пользоваться Telegram. Мессенджер просто официально не будет работать в России.

Выиграет от этого явно не государство, поскольку свобода слова и тайна переписки в интернете сейчас имеют очень большое значение для тех социальных слоев, которые можно назвать локомотивом современного социального и технического прогресса.

В любом случае, Павлу Дурову придется потратить немало нервов и средств, если он действительно намерен отстоять свою правоту в судебном порядке.

Кристина Колесник, адвокат палаты города Москвы

Мессенджер Telegram оказался в сложном положении. Нежелание Павла Дурова предоставлять информацию о переписке пользователей органам безопасности уже повлекло штраф для компании в размере 800 тысяч рублей, а в перспективе может привести и к сворачиванию ее деятельности на территории России.

Защитить свою точку зрения Павел Дуров может, обратившись в вышестоящие судебные инстанции, вплоть до Верховного и Конституционного суда.

Главная надежда — обратиться к нормам Конституции РФ, которая защищает право граждан на тайну переписки. Однако право доступа к переписке пользователей социальных и мобильных сетей спецслужбы также отстояли на законодательном уровне, приняв так называемый «закон Ирины Яровой».

Поэтому Павлу Дурову будет очень сложно, вероятно — просто невозможно переломить существующую ситуацию и добиться решения вышестоящих судебных инстанций в свою пользу.

В течение 10 дней Дуров может обжаловать приговор Мещанского мирового суда Москвы, назначившего штраф в 800 тысяч рублей. В противном случае, в течение 15 дней компания должна устранить нарушения, то есть предоставить возможность контроля за перепиской пользователей для органов безопасности.

Разумеется, на последний шаг Дуров не пойдет. Но и заблокировать Telegram полностью в России невозможно, по крайней мере — в текущей ситуации. Так что скорее всего эта патовая ситуация будет разрешаться еще очень долго и в судебной плоскости, постепенно превращаясь из юридической проблемы в политическую.

Чермен Дзотов, основатель юридической компании «Дзотов и партнеры»

Мнением поделился и представитель организации «Агора», которая будет защищать интересы Telegram в суде.

По давней корпоративной традиции мы не прогнозируем судебные решения, поэтому шансы оценивать я не буду. Мы собираемся работать на победный результат, и рано или поздно (лучше рано) уверен, что его добьемся. Эта ситуация называется «дело об административно-правовом нарушении», по которому вынесено постановление о признании виновной британской компании Telegram. Решение не вступило в законную силу, у компании есть 10 дней на его обжалование. Следовательно, нужно подготовить жалобу на это решение и принять участие в апелляционном рассмотрении в Мещанском районном суде города Москвы, которое, наверное, состоится где-то в ноябре. Представители компании на более ранних стадиях [рассмотрениях дела] не имели возможность высказать свою позицию. Придется высказывать ее на этапе обжалования, что не сильно ухудшает положение, если вообще хоть как-то ухудшает. Так или иначе, суду будет представлена развернутая позиция по всем основным доводам. У суда будет возможность (и обязанность) оценить эти доводы. Опять же, нет смысла говорить о прогнозах: посмотрим, как будет развиваться ситуация. Будем рассчитывать на успешный вариант. Ранее таких историй не было: единственное аналогичное дело, которое приходит на ум — это дело ФБР против компании Apple о разблокировке iPhone после теракта в Сан-Бернардино — самое громкое дело прошлого года. Оно закончилось отступлением ФБР, которое отозвало иск из суда. Судебного решения, которое бы оценило баланс между интересами государства в лице спецслужб на беспрепятственный доступ к частной переписке и частным разговором с одной стороны и правами граждан на тайну частной переписки с другой стороны, так и не произошло. И в этом смысле дело ФСБ против Telegram сегодня становится первой глобальной историей такого рода. Поэтому оно прецедентно, а его последствия будут очень важными. И я уверен, что если Мещанский районный суд оставит решение без изменений, то история будет продолжаться и становиться все более и более значимой для общественности как в России, так и за ее пределами.

Павел Чиков, руководитель международной правозащитной организации «Агора»
0
83 комментария
Написать комментарий...
Глеб Горохов

"Как вариант — раскрывать сообщения, если в них фигурируют слова «взрыв», «бомба», «теракт»"

Они же не совсем тупые. Называют бомбу "подарком/пакетом", теракт — "событием" или "праздником" и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Еще 19-20 лет назад для блокировки проекта англо-американского проекта Echelon (вполне реального), ходила по FIDO и news инструкция, рекомендующая включать аналогичные "стоп-слова" для Echelon фильтра в произвольном порядке в подпись каждого пользователя в е-мейл и news сообщениях ... получая таким образом десятки тысяч ложных срабатываний ежедневно, и глуша систему
 
Но это конечно, идиотизм - зачем переписываться на английском, используя словарные слова, если можно переписываться - например в игровом чате, используя слова кодовые, и на диалекте арабского.
 
Так получилось, я случайно набрел на абсолютный пофигизм Supercell в том, что там творится в игровых чатах кланов (им реально пофиг), а потом прочитал несколько статей о том, как реально общаются террористы - оказывается, проще всего спрятаться в игровом чате какой-нибудь стрелялки/мочилки с реальными взрывами, минированием, атаками, и т.д. ..
 
Подробнее ищется по словам "game chat usage by terrorists" (Playstation) или вот
"How terrorist groups use online games to plot coups, attacks" (Clash of Kings)

Ответить
Развернуть ветку
Iziah Moscow

В игровых чатах уже давно не только кибер-задроты общаются) а особенно, если игра перестала поддерживаться разработчиком и ушла на фан-серваки и в ней есть возможность запаролить комнату или приватный клановый чат - там и кардеры и хакерье разного пошиба и даже торговля прекурсорами)
+ везде слэнг, транслит, сокращения) Если кто-то ходит по краю закона, общаясь при этом, в чем-то отличном от жабы с авторскими ключами или вот таких сетевых игр, то он либо камикадзе, либо имбецил

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Скажем так - в играх, как и в жизни - самые разные люди.
Меня лично, расстроило что декларируемые конкретно Supercell правила (созданные для нормальных людей), ее службой поддержки не выполняются - толи это как-то связано с продажей компании, толи всегда так было.
Вот это лицемерие и бесит. Особенно на фоне огромных доходов, позволяющих отладить работу службы поддержки оптимальным образом.

Ответить
Развернуть ветку
Iziah Moscow

Я вообще немного про другое - про то, что контролировать все не получится, оставаясь нормальной страной. Все что угодно можно продать, спланировать, реализовать используя, к примеру, цветочный слэнг - пестик, тычинка, бутон, стебель, поляна, опылить, пчелы, осы и такую переписку можно вести прямо под фото медведева в его инстаграме.
Нельзя делать из людей параноиков, получите грамотно скрывающихся спецов.
Нельзя блочить пиратку и порнуху, когда для многих это, практически единственные радости, которые они могут потянуть - получите недовольный электорат и насильников.
Нельзя ограничивать доступ к энциклопедической информации - в такой стране не захочется оставаться.
Но это все наивная вода, а по факту, вон на кубе вообще нет интернета, но даже это нашли возможность обойти)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Iziah, на эту тему сказано уже многократно - что в оперативной работе главное - работа с агентами (живыми людьми).
 
Однако, если брать происходящее в Европе - где полиция не то что с агентами не работает, а игнорирует обращения от граждан по поводу совершенных "беженцами" преступлений (не желая связываться с обвинения в дискриминации) - то это и приводит к тому что у них по 2-3 теракта в месяц, и все чаще и чаще ...

Заблочить можно все, и расстреливать всех кто этим недоволен (технически возможно). Будем, извините, дрочить на картинку из американского Penhtouse уцелевшего 2004 года, и никому о ней не говорить - потому что нельзя, распространение порно :)
 
Построить систему сбора и накопления информации - страна этим уже занимается (а в США/Европе это сделано гораздо раньше). Отслеживать и отрабатывать любые коммуникации любого гражданина на полгода ... и больше назад - возможно уже сейчас.
 
Но я немного о другом - о том что в этой системе созданы и функционируют как будто специально придуманные для террористов оазисы игровых чатов, где и используемая лексика, и мировой охват - как будто созданы чтобы там прятаться кому угодно, и по этому поводу государства ничего не делают.
 
Я приведу простой пример - в аэропорту досматривают странного человека, который как-то нервно дергался и в-целом неадеквата, в вещах личных ничего, а на телефоне дофига и больше Secure VPN и прочих приложений, и все под паролями. Он становится подозрительным? Да более чем.
Или, у такого же человека стоит Clash of Clans, игрушка установленная у десятком миллионов - и большего ничего.
 
Ну все, подозрений меньше ... а он и общается в этой игрухе с координатором ячейки, совершенно спокойно.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Идем дальше - предположим такой деятель (или подобный идет вербовать еще сторонников) в общий чат. Куда-то там приглашает, и там уже грузит идеями нехорошими.
 
Человек офигевает и нажимает кнопку "пожаловаться", из клана сваливает ... А SuperCell в ответ ничего не делает. Просто не отвечает. Неделю не отвечает, две не отвечает. Им это не нужно, напрочь. Это никак на доходы не влияет.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Уточню технологию - если в одной игре одновременно десятки тысячи игроков со всего мира и голосом и в чате непрерывно обсуждают текущие виртуальные бои и операции (с моделями реального современного оружия), то еще несколько реальных терроров, обсуждающих в чате свои дела - на общем фоне отследить почти невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Iziah Moscow

О том и речь, везде по чекисту не посадишь, + те, кому есть что скрывать, будут находить все новые и новые способы такого общения, поэтому вся эта возня вокруг деанонимизации, уверен, направлена не на террористов с педофилами, а на недовольных состоянием пресловутой лодки, а вот к этому уже совсем другое отношение - боитесь собственных людей = вы никчемны.

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда