Авто по подписке в российских реалиях

Разбор программы использования автомобиля по подписке, которую Porsche анонсировал в США.

Суть программы

Есть подписка за $2000 в месяц, а есть за $3000 — отличаются набором авто. Клиент может менять авто неограниченное количество раз. Это прокат, но на долгосрочной основе. Ранее похожую программу анонсировала Volvo. И есть информация, что подобное готовит Audi. Ни одна из компаний пока не сообщала о том, что планирует выходить с таким предложением на российский рынок.

В целом идея кажется очень даже хорошей с точки зрения пользователя. Не нужно думать об обслуживании автомобиля. Ремонт, ТО, страховку — всё берет на себя компания, предоставляющая услуги. Volvo даже мойку и заправку берет на себя. Очевидно, есть лимиты по пробегу, но не в этом суть. Единственный отрицательный момент — автомобиль никогда не станет вашей собственностью, вы просто арендатор.

Отношение к собственности в России

Такая потребительская модель хорошо работает на рынке недвижимости в западных странах. Но в РФ у людей еще не сформировалась такая модель потребления. Недвижимость, пусть и в ипотеку, должна быть в собственности. Автомобиль, пусть и в кредит, но все равно в собственности.

Думаю, во многом это связано с тем, что пока человек работает, он имеет шансы взять ипотеку, и через 30 лет недвижимость будет его, и свою пенсию он сможет тратить только на коммуналку и гречку с консервами, а не на все то же, плюс съем квартиры. Среднестатистический российский пенсионер просто не сможет снимать квартиру. Даже комнату не сможет. Поэтому сейчас аренда жилья в РФ — это скорее вынужденная и временная мера. Все хотят своё жилье. Есть люди, которые сдают свое жилье, а сами снимают более комфортное — например, ближе к работе, с большей площадью или за границей — но это скорее исключение из правил.

Но нужно отметить, что нынешнее молодое поколение (поколение Z и небольшая часть поколения Y) все больше стремится к свободе передвижения и им не нужны якоря в виде недвижимости.

Каршеринг или подписка

Вернусь к автомобилям. Сейчас в крупных городах РФ появляется все больше служб каршеринга. По большому счету, это обычный прокат, но ограниченный по времени. Учитывая, что компании расширяются и их количество увеличивается, то можно предположить, что есть спрос на краткосрочную аренду авто.

Большая часть клиентов каршеринга — это молодые люди, которых условно можно разделить на две категории 19-25 и 25-35 лет. Первая категория еще не может себе позволить авто, а вторая уже начинает считать деньги и понимает, что каршеринг в целом удобнее, чем такси или общественный транспорт (справедливо для крупных городов).

У сервиса долгосрочной аренды есть преимущество перед каршерингом, его можно развивать не только в крупных городах, но и в регионах, где потребности в каршеринге просто нет.

Перспективы автомобильной подписки в России

Я все хожу вокруг да около, поэтому перейду к итогам. Итак, мне кажется, что те программы, которые сейчас предлагают за рубежом по долгосрочной аренде авто, в целом подходят и для РФ, даже несмотря на то, что люди желают иметь авто в собственности. Сервисом будут пользоваться люди, которые:

  • не хотят покупать авто за наличные;
  • хотят часто/чаще менять авто;
  • имеют деньги, чтобы обслуживать авто и кредит по нему.

По большому счету, какой смысл во владении Porsche 911 Carrera S в средней полосе России с октября по апрель, если на улице еще холодная погода и на дорогах возможен снег? Такой автомобиль есть смысл взять в аренду на 3–5 месяцев и заплатить за это удовольствие 9—15 тысяч долларов, а в остальное время ездить на Cayenne S E-Hybrid или отказаться в пользу сервиса другой марки.

Надеюсь, что такую модель потребления будут развивать не только премиальные бренды, но и более бюджетные.

22
2 комментария

Не думаю, что в рф за эти деньги модель приживется. В 2 е меньше-возможно.

А какой смысл в Porsche 911 для предпринимателей если его сдавать в аренду можно только 3-5 месяцев в году?