Последние законы, связанные с
ужесточением правил доставки посылок из-за рубежа, и
бойкот крупных операторов серьёзно возмутили прогрессивную общественность. Кое-кто предлагает не просто повозмущаться пару дней в твиттере и забыть, а предпринимать конкретные действия, направленные против отечественных онлайн-ритейлеров.
Михаил Рейдер, CEO
тревел-стартапа HipClub, перепостил чьё-то предложение устроить
массовую акцию протеста — заказывать в местных онлайн-магазинах и отказываться от покупки после приезда курьера.
Далее — цитата, но мы по эстетическим соображениям заменили все неприличные слова на слово «козявка».
Вы уже знаете, что козявки типа KupiVIP, Enter.ru и других по ссылке далее, лишают меня и вас возможности покупать нормальные вещи в интернете. Короче, все эти козявкоеды лоббируют вопрос с с таможенными пошлинами и дополнительными налогами на покупки из за рубежа.
Я не говорю, что эти козявнюки торгуют залежалыми козявками по цене «Боинга», пока у меня был выбор, я мог покупать где угодно, но они забирают у меня возможность выбора! Они хотят меня как клиента — не вопрос.
Кроме козявки, которая должна вырасти за это у них на лбу, я решил наказать их деньгами. В течение недели из каждой компании мне привезут заказ, который я у них оформил с оплатой наличными на месте, когда курьер приедет — я откажусь. И пока они не занесут мою левую симку в черный список, я буду это делать.
Давайте делать это вместе, это же весело!
Эта запись в Facebook собрала около 40 шейров и пару комментариев, гораздо активнее её обсуждали
на нашей странице.
Подобные действия вызывают вполне резонные размышления об их законности — вроде бы, ничего не мешает отказываться от покупки в любой момент до передачи, собственно, денег. С другой стороны, магазины могут быстро очухаться и просто запретить покупки без предоплаты, чтобы оградить себя от такого массового физического DDoS. Или даже заносить всех причастных в «чёрный список».
Идентичный пост появился в закрытом коллективном блоге «Лепрозорий», где точно так же почти никто не выразил явного желания перейти от слов к действиям. Зато там высказывались другие здравые мысли — например, о том, что изменение закона могло быть спровоцировано не относительно незаметными компаниями, а самими госструктурами. Или о том, что если в магазине доставка платная, и подтвердив заказ, покупатель с этим соглашается, то работу курьера оплачивать всё равно придётся — и в этом случае ещё непонятно, кто кого в дураках оставит. Или о том, что есть более действенные способы подгадить магазинам (мы здесь их перечислять не будем на всякий случай).
Есть и другие меры протеста — группа товарищей (не без участия сетевого активиста Ярослава Грекова, известного под псевдонимом «Моська») пытается организовать
митинг и бойкотировать компании из АКИТ. Кто-то подписывает
петиции.
Существует
противоположное мнение, заключающееся в том, что ничего особо страшного не происходит — без DHL и FedEx можно обойтись в пользу EMS и других операторов; пошлину платить, возможно, и не всем придётся; можно пользоваться услугами специализированных сервисов, помогающих покупать за рубежом; плюс опасения по поводу серьёзного ужесточения таможенных правил пока что не подтверждаются.
P. S. 28 января
стало известно о том, что DHL, FedEx и Федеральная таможенная служба вроде бы урегулировали конфликт; возможно, скептицизм интернет-пользователей тоже сказался на этом.
Но пока неизвестно, насколько быстро пропадёт у общественности осадочек по поводу возможного лоббирования АКИТ подобных требований.