Китайская компания Lenovo купит у Google подразделение Motorola Mobility за 2,91 миллиарда долларов (в 2012 году Google купила Motorola за 12,5 миллиарда). Эта сделка, по словам CEO Google Ларри Пейджа, пойдёт на пользу экосистеме Android. В распоряжение Lenovo переходят торговые марки и лицензии на патенты, в то время как большинство самих патентов остаётся у Google (этим объясняется сравнительно невысокая стоимость сделки).
За всё время сотрудничества с Google подразделению Motorola удалось выпустить два телефона — Moto X и Moto G, продажи которых были признаны не самыми успешными. Кроме того, было заявлено о планах по созданию модульного телефона Project Ara – эта разработка останется под крылом Google.
Продажа Motorola вызвала смятение в рядах пользователей.
Давайте немного разберёмся в том, что происходит с Google, Android, Lenovo и всеми причастными.
26 января Google и Samsung достигли патентного соглашения — у обеих компаний в портфолио есть десятки тысяч патентов, и это благоприятно скажется на их «долгосрочном партнёрстве». Что это за партнёрство? По слухам, Google может отказаться от заигрывания со всеми производителями по кругу, позволяя им по очереди выпускать телефоны под брендом Nexus – теперь «каноничным» Android-смартфоном станет что-то от Samsung.
В этом случае нет нужды раздавать лицензии на свою операционную систему и одновременно конкурировать с производителями — эта дорожка чуть не сгубила Apple и сгубила Palm в своё время. И здесь подразделение Motorola оказывается в подвешенном состоянии. К слову, в той же ситуации окажется и Microsoft, собственноручно предоставляя платформу Windows Phone своим конкурентам на мобильном рынке.
Тут есть прямая опасность — сейчас Google доминирует на рынке мобильного поиска и рекламы благодаря Android, и если бы ей не удалось убедить крупных производителей в том, что она не вставляет им палки в колёса своими разработками, те могли бы уйти в сторону и выпускать свой Android, со своими приложениями и серверами (как Amazon и, возможно, Nokia). Поэтому продажа Motorola может выступать дополнительной гарантией того, что Google лишь даёт лицензии на ОС, но сама рынок не осваивает.
Тем более, что из Motorola не вышло суперприбыльного бизнеса — от неё можно без проблем избавиться, оставив за собой крайне полезные патенты и центр высокотехнологичной разработки, который может в будущем очень сильно пригодиться для проектов секретной лаборатории Google X или даже потребительского рынка.
Да, это очень дорогой метод проб и ошибок — однако гигантские суммы, которые Google зарабатывает на поиске, позволяют ей баловаться такими экспериментами (а ведь, как мы помним, эксперимент — главный элемент философии Google).
После ухода Motorola, у Google остаются инженеры Nest (многие из которых перешли из Apple) – у них теперь есть, где развернуться.
Что с Lenovo? Одни плюсы — компания удерживает лидирующие позиции на рынке персональных компьютеров, но до сих пор не могла толком выйти на мобильный рынок. Сделка с BlackBerry в своё время не состоялась, поэтому китайцы обратили свой взор на Motorola. Схема «сперва купи, а потом посмотрим» работала для них и ранее — после покупки подразделения по выпуску компьютеров IBM в 2005 году Lenovo стала третьим крупнейшим производителем. Далее они искусно удержали и усилили свои позиции. Возможно, такой ход сработает и с Motorola – хотя у неё доля рынка не так велика.