{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как оценить эффективность интернет-рекламы

Увидев в «Метрике» или GA сумму заказов в миллион рублей, интернет-маркетолог возьмет бюджет рекламной компании (пусть это будет полмиллиона) и посчитает ROI = (1 000 000 – 500 000)/500 000 * 100 = 100%

Но ведь у товара есть не только стоимость, а еще и себестоимость! И если маржа 15%, то вместо миллиона выходит всего 150 000 рублей. ROI = - 70%. Добавить сюда налоги, и вообще пропадает желание заниматься интернет-рекламой.

Дальше хуже: веб-аналитика не показывает возвраты и отказы от заказов, которые всегда есть. Продали 10 штук, из них одну вернули как брак, а от двух заказов просто отказались при звонке менеджера. Так что денег выручили всего за 7 штук, а не 10.

Вместо ROI продвинутые интернет-маркетологи предлагают использовать индикатора CLV (Customer Lifetime Value) — доход от клиента за всё время сотрудничества с компанией. У индикатора тоже есть недостаток: как определить клиента, который пришёл с рекламы?

В аналитике данные обезличены: у нас есть только несколько человек, которые купили определенный товар в определенное время. «Метрика» показывает, что половина из них пришла с поиска, а половина из «Директа». Опросить каждого? А если их сотни и тысячи? А если они сами не помнят по какой ссылке кликнули: рекламной или поисковой?

Да, данные о заказе отображаются в админке сайта, но система может быть построена так, что менеджер обработает заказ позже, и в веб-аналитике заказ отразится спустя час, а то и два. Тупо сопоставлять заказанные товары? Опять же долго и вряд ли кто-то будет этим специально заниматься. А иногда и сами отчеты по торговле не настроены, только воронка продаж на цели-события.

При наличии в компании CRM клиент заносится в базу и дальше уже можно видеть, делает ли он повторные покупки или нет. Однако откуда он пришёл остается неясным. Вот пример:

«В автосервис звонят клиенты. На вопрос «откуда у нас узнали» отвечают просто: из интернета. На сайте настроены цели на отправку формы заказа и клики на номер телефона и WhatsApp, но большинство автовладельцев просто звонят по номеру телефону. Часть из них можно отловить по рекламным номерам, но это лишь часть трафика. Как об автосервисе узнаёт 80% клиентов неизвестно».

Независимо от источника трафика я предлагаю для оценки эффективности канала применять умножение на 3. Суть проста: доходы должны быть в три раза больше расходов. Реклама должна окупить затраты на себя, дать денег на рекламу в следующем периоде и ещё принести доход как минимум равный затратам на неё (третью часть каждый может установить в зависимости от собственной жадности).

Тратите на контекст 100 000 в месяц? Значит, реклама должна возвращать 300 000 рублей. В этом случае вы окупили расходы, получили средства на продолжение рекламной кампании и дополнительно заработали 100 000, что при наценке на товар 15% составит 15 000 прибыли.

Возможна ли такая доходность в реальности? Конечно, нужно «больше данных», но есть в Москве интернет-магазин постельного белья, который тратит на контекст 1,5 млн и получает отдачу в 5-6 млн. Также есть интернет-магазин автотоваров, где сначала кампанию вёл владелец (100 тысяч в месяц и доход в 75-80 тысяч), потом нехорошее интернет-агентство (100 тысяч в месяц и 90-100 тысяч дохода), а теперь Директ и AdWords отданы в руки хорошего парня (это не я), который при бюджете в 50 000 рублей даёт заказов на 150 000.

0
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Константин Фанки

В Adwords есть метрика - конверсии по показам

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Наркутский

Такое тоже может трекаться, он придет на сайт из поисковика с кукой о том что он видел баннер

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bozhin

Почему именно в 3, а не в 4 или 10? Где обоснование именно этой цифры? Может там и 2.5 или 2.1 пойдет? Извини, автор, но это маразм так считать эффективность интернет-рекламы. Мне жаль твоих клиентов, которым все это впаривается.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Эххх... Скоро будем во всем для анализа использовать просто коэфициенты. Окупаемость рекламы, 3. Планирование времени 3,5, и т.д.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда