Стартап дня: сеть электроскутеров Gogoro

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.

Если не считать Apple, все ключевые компании новой экономики зарабатывают на сервисе, а не на производстве. Если железка приносит прибыль, то какой бы сложной она ни была, конкуренты быстро создают копию, начинается ценовая конкуренция, а прибыль заканчивается.

iPhone доказывает, такой сценарий — не приговор, но «существование исключения подтверждает правило», услугам в долгосрочной перспективе проще.

Стартап дня Gogoro производит отличные электроскутеры с выдающимися тактико-техническими характеристиками, но вся история компании — поиск сервисной бизнес-модели, борьба за деньги по подписке в дополнение к разовой продаже самого агрегата.

По изначальному плану пользователь платит за обмен батарей. Конструкция скутера позволяет быстро заменить аккумулятор. Gogoro хотел развернуть сеть зарядных станций, аналогов заправки для бензиновых автомобилей. Электричество заканчивается — едешь на ближайшую точку, почти моментально получаешь новую батарею, едешь дальше, никаких многочасовых зарядок и специальных кабелей.

Цена зависит от километража, в родном Тайване, где сеть удалось построить, ежедневные поездки по десять километров туда-обратно обойдутся в полторы тысячи рублей в месяц на наши деньги. Для сравнения, московское метро стоит почти столько же, бензин для такого использования автомобиля выйдет в два раза дороже.

В Тайване модель сошлась. Gogoro построил 450 станций по всему острову, продал 30 тысяч скутеров, все работает, как и планировалось, подписные деньги капают, но Тайвань маленький, а по миру сервис не пошел. Самому строить инфраструктуру в каждом городе никаких инвестиций не хватит, а брать франшизу желающих не нашлось.

Планом Б оказался байкшеринг. В этом году Gogoro вышел в Париж и Берлин, но не продает там свои скутеры, а дает их в аренду на поездки, все по велосипедной классике.

Замену батарей осуществляет сама компания: близкий к разрядке скутер выключается из раздачи, к нему едет курьер со сменкой. О результатах говорить рано, сервис только начал развитие, но инвесторы в успех верят — этой осенью Gogoro поднял чудовищный раунд на $300 млн, Парижем и Берлином дело явно не ограничится.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Daniel Makarov

Статья в корне не соответствует реальности. Сервис байкшеринга (называется Coup) на 100% принадлежит материнской компании Bosch. Coup только закупает скутеры у Gogoro, поэтому Gogoro никак не участвует в распределении прибыли от проката скутеров, и соответственно прокат не является бизнес моделью Gogoro.

Ответить
Развернуть ветку
Ivo Dimitrov

Согласен + они в Берлине запустились не в этом году, а в прошлом. Отличные скутер через день езжу на них на работу (цена такая же, как на общественном транспорте).

Писал им в ФБ с вопросом, как бы купить их байк и да, ответили развернуто и с объяснением:
"We are happy to hear you are liking the Coup service and the Gogoro Smartscooter. We are currently only available for purchase in Taiwan. Unlike other e-scooters, Gogoro Smartscooters work on a battery swap model. Our products are part of a complete ecosystem, the Gogoro Energy Network (GEN). Therefore, our Smartscooters currently only operate within GEN coverage areas in Taiwan, and are not yet available for export as standalone packages in Germany."

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zavoloka

По ощущениям, Coup довольно жестко прижал Emmy, у которых, как мне кажется, были лучше тарифы.

Ответить
Развернуть ветку
Ivo Dimitrov

У коупа 3 евро за 30 минут. Если у тебя поездка 20-50 мнут то он выгодней, у Emmy поминутно и он выгоден до 15-20 минут поездка. У Emmy круто, что два шлема и в двоем можно ездить (что мы с женой и делаем часто).

Ответить
Развернуть ветку
Michael Bur

6 евро в день. 120 евро в месяц. Общественный транспорт дешевле всё же, в любом случае. Особенно если в одной зоне живёте и работаете.

Живу в Гамбурге, но пользовался сервисом в Берлине. Удобно. Но чисто экономически общественный дешевле.

Опять же, я свой китайский бензиновый мопед купил за 100 евро (б/у). Заправляюсь на 10 евро в месяц. Привилегий от электроскутера в данном случае не вижу. Катаюсь уже полгода. Профит по всем статьям.

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Makarov

Coup запустил новые скутеры, в которых 2 шлема

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Makarov

Coup не делает поминутную тарификацию из соображений безопасности. Они не хотят, чтобы люди торопились (а соответсвенно ехали менее осторожно) в попытке сэкономить. За полчаса в Берлине на скутере можно доехать хоть до куда.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Горный
Автор

В августе'2016 был официальный запуск.

Год, конечно с тех пор прошел, но, блин, ...

Ответить
Развернуть ветку
Artyom T.

Норм такая аналитическая записка от директора по стратегии и анализу

Ответить
Развернуть ветку
Александр Горный
Автор

Принадлежит bosch - да, не участвует в прибыли - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Den FCB

в Барселоне, Риме есть eCooltra. 0.25 евро за 1 минуту! Покатался промоминутки, потом пару раз поездка в 20 минут вышла по 5 евро.. и решил, что не так то и интересно это. Стоять на светофорах нужно достаточно часто в плотном городе. Лучше на транспорте за 1 евро.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда