Исповедь копирайтера: как заказчики сами провоцируют нас на обман?

"Ах, обмануть меня несложно - я сам обманываться рад!"
"Ах, обмануть меня несложно - я сам обманываться рад!"

Cегодня расскажу, как заказчики своими действиями способствуют тому, что копирайтеры (да и любые специалисты) дают обещания, которые заведомо не могут выполнить.

Я получаю письмо от потенциального клиента, назовем его Евгений (имя изменено, любые сходства с реальными людьми случайны, ни один заказчик не пострадал).

Он пишет, что хочет заказать продающий текст для творческого коллектива, который он продюсирует. Евгений спрашивает: «Что Вы можете мне предложить?»

Хороший вопрос. Что я могу предложить, исходя из предоставленной информации? Да ничего, ведь исходных данных никаких.

Поэтому я задаю уточняющие вопросы:

· Что за коллектив, что он делает, какой репертуар?

· Как Евгений привлекает трафик?

· Кто является ЦА?

· Каков средний чек за выступление?

· Где будет размещен текст?

Получив ответы, я смогу предложить что-то конкретное, чтобы продать услуги коллектива.

В ответном письме Евгений мне пишет, что он еще присматривается к копирайтерам и удивляется, что на бирже ему предложили написать продающий текст за 1000 рублей и обещали, что он точно будет работать. Поэтому пока он мне информацию не предоставит, но я должна его убедить, что мои услуги окупятся и вообще, что я — лучшая.

Как загадочен наш потенциальный заказчик
Как загадочен наш потенциальный заказчик

Советы из разряда "пальцем в небо"

Ну вот что тут сказать, а? И ведь случай не единичный. Мне регулярно приходят похожие запросы, чтобы я, не имея данных на руках, сделала какие-то прогнозы и дала рекомендации.

Так вот, заявляю со всей ответственностью: это невозможно. Ни один адекватный специалист не станет ничего рекомендовать, пока не поймет текущую ситуацию.

Как можно знать, окупятся ли услуги и принесут ли прибыль, если ничего не известно о продукте?

· А вдруг это откровенное «Г»? Если так — тут никакой текст не поможет, хоть за 2 доллара, хоть за 1000.

· А если на сайт в месяц зайдет человек 20 и то не факт, что целевых, о каких продажах может идти речь?

Пора уже перестать верить в волшебную таблетку!

Продающий текст не совершит чуда и не сгенерирует миллион, если продукт плох, а трафик стремится к нулю. Он поможет выстроить диалог с ЦА, выделиться среди конкурентов и сформировать доверие к компании.

И чтобы написать работающий текст, копирайтер должен полностью погрузиться в бизнес клиента и понять:

· Как выстроены бизнес-процессы?

· Как производят продукт?

· Какой сервис компания оказывает?

· Кто заходит на посадочную страницу?

Нельзя бегло ознакомиться с перечнем услуг или товаров и разработать продающий текст. Такая писанина никого не убедит.

Видела я на днях такой шедевр на сайте по банкротству физлиц. Услуга сложная и дорогостоящая. А текст написан в духе: «Мы помогли многим, поможем и вам без проблем, звоните, сделаем быстро, цена приемлемая, мы решим все ваши проблемы...». Ну как, зацепило? Захотелось купить? Вот и посетителям этого сайта не хочется.

Поэтому чтобы не получить от копирайтера такое же непотребство, не поленитесь ввести его в курс дела.

Как делают многообещающие прогнозы?

Но вернемся к Евгению. Интересно, как «мастера» с биржи могли его заверить, что текст точно будет работать, если исходные данные отсутствуют? Они что, раскинули карты? Погадали на кофейной гуще? Им голоса в голове сообщили?

Единственный способ спрогнозировать результат, не имея на руках данных - обратиться к гаданию
Единственный способ спрогнозировать результат, не имея на руках данных - обратиться к гаданию

Скорее всего, дело было так. Сидел себе автор, думал, где бы достать денег на еду, а тут нарисовался Евгений с требованием создать продающий текст, не зная ничего. Исполнитель пораскинул мозгами, подумал, что есть все-таки хочется, и сказал: «Текст будет огонь, точно тебе говорю, бери, не пожалеешь! У меня жена, сестра и мама таким же пользуются, отлично работает...".

Евгений — не первый и не последний, кто хочет, не утруждая себя, получить много заказов. И нечестные исполнители этим пользуются. Хотя их, наверное, нельзя обвинять в обмане, т.к. заказчик «и сам обманываться рад».

Чем дело кончилось?

Мои доводы рассудка не подействовали на Евгения, поэтому мы с ним пошли каждый своей дорогой. Я — писать продающие тексты для сознательной клиентки, а Евгений — на биржу, к лучшему и самому дешевому автору на свете, который, как боженька, дает 100% гарантию, что его текст за 1000 рублей точно будет работать.

Незадачливому несостоявшемуся заказчику остается пожелать удачи, а тем, кто планирует обратиться к копирайтеру — учиться на чужих ошибках, ибо это и дешевле, и приятнее. Никто не сможет вас обмануть, пока вы сами этого не захотите.

Всем добра!

1111
15 комментариев

а какие расценки на текст сейчас считаются нормальными? Например продающий текст, тематические статьи, обзоры

1
Ответить

Алексей, на Ваш вопрос прекрасно отвечает статья, написанная Максимом Ильяховым о справедливой цене. Суть такова, что справедливой цены не существует, есть только комфортная цена. Тут дело было не совсем в цене: с таким же успехом наобещать с три короба мог и автор с ценником в 20 раз больше. Но свои прогнозы ведь надо на чем-то основывать, в противном случае получается обман (звучит неприятно, но так оно и есть).

1
Ответить

Киньте кто-нибудь Евгению ссылку на статью.

1
Ответить

:-) Да Вы что, человек еще в Чудо перестанет верить, а потом и в Санта-Клауса, а дело к Новому Году идет! В конце концов, кто я такая, чтобы разрушать чьи-то фантазии :-)

1
Ответить

А не вариант написать у себя на сайте, что перед тем, как начнётся работа над текстом, нужно заполнить бриф? Или даже сразу разместить бриф для скачивания?

1
Ответить

В теории это, конечно, хорошо, я такое видела у многих специалистов. Но лично я считаю, что стандартный бриф - зло. Он, вроде бы, должен помогать экономить время, но по факту может здорово запутать потенциального клиента. Ведь это стандартный документ, а ситуация у каждого своя. А по поводу размещения условий на сайте, идея хороша. Я их, конечно, упоминала, но, видимо, нужно баннер повесить на треть экрана=)

Ответить

А почему такое отношение к копирайтеру с биржи, он что, не может написать качественную статью? Раз биржа, значит сразу плохо? Странная позиция…

1
Ответить