{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Очень многие заходят и просто пялятся в "Вебвизор"»

В новом выпуске «Alytics.Драйв» ведущий программы Илья Макаров и руководитель продвижения «Яндекс.Метрики» Александра Кулачикова обсудили пути развития систем веб-аналитики.

Александра Кулачикова

Илья Макаров: Одна известная компания в своем блоге сравнила Google Analytics с «Войной и миром» Льва Толстого, а «Яндекс.Метрику» — с комиксами. Согласна с этим?

Александра Кулачикова: В своё время я была редактором-волонтёром в каталоге сайтов от Google DMOZ. И моим разделом там были комиксы. Мне вообще нравится этот жанр. Комиксы могут быть очень глубокими, философскими. Один из моих любимых — Bande Dessinée. Кроме содержания есть ещё и графическая составляющая — на одну цветную страницу у художника уходит много времени, это кропотливая работа.

Я предполагаю, что авторы статьи имели в виду то, что Google Analytics гораздо более серьёзный, глубокий инструмент, нежели «Яндекс.Метрика»­.

В самом-самом своём начале «Метрика» действительно обладала простым набором инструментов. Главной задачей было дать ответ рекламодателям, которые размещались в «Яндекс.Директе» — что же происходит с их трафиком. С тех пор многое изменилось. Если посмотреть на наши запуски этого года, то появилось много крутых отчётов, которых нет ни у кого.

Например?

Например, данные по кросс-девайсу. Или данные по PVL, который мы запустили буквально в прошлом месяце. Place Visit Lift — офлайн-посещения магазинов.

Я лично считаю, что за последние два года «Яндекс.Метрика» сделала огромный рывок вперёд. Но во время деловых встреч почему-то мне всё время показывают отчеты в Google Analytics. Мне ни разу не показывали отчёт в «Яндекс.Метрике». С чем это связано?

Возможно, это дело привычки. Кроме того, в Google Analytics есть много обучающих материалов, различных кейсов. Исторически сложилось так, что в «Метрике» их мало, и когда я пришла два года назад в «Яндекс», то одной их моих главных задач стала наработка кейсов.

И вот один из последних: я вижу, что достаточно активно люди начали пользоваться, например, нашим Logs API (возможностью выгружать сырые данные). У нас есть пул клиентов, которые очень любят именно эту возможность и именно из-за неё активно пользуются: выгружают, обрабатывают данные, связывают с другими своими данными. И радуются, просят, чтобы мы ещё что-нибудь запилили.

А есть пользователи «Яндекс.Метрики» за границей? Или это только СНГ?

Конечно, Россия и СНГ — это домашние регионы. Но у нас достаточно большой охват в Турции, где-то около 20% рынка трафика, что вполне неплохо.

Там есть продажник, который работает с ключевыми клиентами. И есть достаточно большое количество «самоходных» клиентов, которые подключают «Метрику». Естественно, в первую очередь из-за того, что они очень хотят «поштырить», что же там люди делают у них на сайте, в «Вебвизоре».

А кроме Турции есть ещё какие-то регионы, где вы можете сказать, что вас там много?

Кроме Турции ещё есть европейские и американские клиенты. Например, в Польше местные специалисты используют «Метрику» наравне с Google Analytics и часто рекомендуют обе системы ставить вместе.

Когда мы смотрели статистику за прошлый год, то обнаружили, что трафик, который мы видим из-за рубежа, стал больше, чем трафик, который мы видим по России и СНГ. Но при этом сам трафик по России и СНГ не уменьшился.

Я очень рад за успехи «Метрики» на западных рынках. Мой следующий вопрос — как ты думаешь, на сколько процентов пользователи используют возможности «Метрики»?

К сожалению, не очень много. Максимум на 30%. И это ещё хорошо, если так. Однажды один из греческих клиентов никак не мог понять, почему у них в CRM количество конверсий по источникам трафика почти в два раза больше, чем в «Метрике».

Они задают вопросы: «Что же такое, неужели всё считается неправильно?» Но при этом вроде как трафик сам по себе считается, у них там стоит ещё и Google Analytics, они видят, что трафик считается одинаково.

У них, соответственно, возникает вопрос — может быть они теряют конверсии? Как ты думаешь, что там у них произошло? Там даже не надо было ничего менять в настройках, не надо было редактировать подсчёт конверсий.

Цели были криво настроены?

Нет, всё было прекрасно настроено, всё правильно считалось.

Я затрудняюсь ответить, у меня даже гипотез нет.

Модели атрибуции. У них CRM собирает по модели атрибуции — первому клику, а «Метрика» по умолчанию — последний клик. И они не нашли кнопку переключения модели атрибуции.

Модели атрибуции — это, на самом деле, болезненная тема, потому что сейчас всё больше и больше народу начинает об этом задумываться.

Самое главное — то, что люди задумываются об этом в привязке к конверсиям, но не задумываются о том, что модели атрибуции существуют всегда, даже если конверсии нет, всё равно нужно атрибуцировать посещение к чему-то.

Именно с точки зрения, когда идёт подсчёт со стороны конверсии, не очень понятно, условно говоря, с каким коэффициентом считать ту или иную атрибуцию? В этом всегда большой вопрос. Так что тут можно поспорить.

Мы, собственно, тоже думали над этим вопросом и поняли, что лучше использовать не какую-нибудь кастомно настроенную модель атрибуции, а попробовать обработать её с помощью машинного обучения. И у нас появился кейс, в котором мы предсказываем будущие конверсии.

Я могу с помощью «Метрики» построить отчёт, который мне как раз с помощью технологии машинного обучения расскажет ценность того или иного канала?

В данный момент в «Метрике» такого отчёта по умолчанию нет. Но если брать данные по Logs API, то можно сделать с ними всё что угодно.

Понятно. В будущем такой отчёт появится?

Мы думаем над этим.

Я думаю, что все пользователи «Метрики» были бы очень рады. Ты сказала, что клиенты используют возможности сервиса в лучшем случае на 30%. По моим ощущениям — намного меньше. Подавляющее большинство просто смотрит на дефолтный дашборд.

Очень многие заходят и просто пялятся в «Вебвизор», можно даже так сказать, потому что это весело и помогает увидеть, а что же эти странные посетители делают на моём сайте.

А ведь тот же «Вебвизор» можно рассматривать не просто как инструмент, который показывает, как люди двигают мышью, а как инструмент для UX-исследований. Это же готовая бесплатная фокус-группа и готовые записи mouse tracking, которые показывают, как пользователь ведёт себя на сайте.

Безусловно. Я так и делаю, правда, не всегда у меня получается. Например, я пытался посмотреть сеансы, которые прошли по определённому паттерну: человек пришёл на главную, кликнул на кнопку «о продукте», потом нажал кнопку «зарегистрироваться». Вот меня интересует именно такой паттерн поведения, когда человек пришёл с неким пониманием. И я такую историю не могу в «Вебвизоре» построить.

Можешь построить. Если кнопки размечены с помощью «событий», то, соответственно, можно построить сегмент по людям, которые зашли на определённую посадочную страницу и достигли определённых целей, то есть этих событий.

И в «Вебвизоре» можно будет увидеть все записи, которые относятся исключительно к этому поведению. Всё решается с помощью сегментации.

Спасибо за подсказку. Давай продолжим тему лайфхаков. Расскажи, как вы считаете кросс-девайс?

Кросс-девайс мы считаем на основе данных «Крипты», которые обрабатываются с помощью машинного обучения. У нас есть история посещений, поиска, возраст, интересы и другие параметры, на основе которых мы можем предположить, что что, скорее всего, это тот самый пользователь, который пришёл с другого устройства.

Там какая-то «чёрная коробочка»?

Она не настолько чёрная, как многие думают. Естественно, что саму модель мы не показываем, но тем не менее она работает тоже очень давно и постоянно совершенствуется. Предсказывать мы можем точно.

Есть какие-то показатели?

Точность «Крипты» постоянно проверяется. На «Крипте» работают в том числе и «Яндекс.Аудитории», а этот продукт за последнее время стал достаточно важным для рекламы. И если «Крипта» будет отдавать неточные данные, то это может сильно повлиять на качество рекламы. Никому не хочется, чтобы качество рекламы снижалось из-за этого фактора.

В завершение беседы вопрос о будущем аналитических систем. Как ты считаешь, аналитические системы движутся в сторону усложнения или в сторону упрощения?

Если говорить с точки зрения интерфейса, то мы стараемся делать интерфейс как можно более понятным для пользователей. Я думаю, что в ближайшее время он будет ещё меняться и становиться более интуитивным.

Что касается самой «Метрики», то мы стараемся закрывать те задачи, которые стоят, я думаю, перед всеми: отслеживание офлайна, связка пользователей, user-centric. Это те задачи, которые, как мы считаем, сейчас наиболее актуальны и будут актуальны в ближайшие годы.

Послушать полную аудиоверсию интервью можно в iTunes, SoundCloud и «ВКонтакте».

0
2 комментария
Raoul Duke

Метрика - действительно ценный продукт. Рекомендую ее ставить наравне с GA.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Novikov

Метрика классная, Вебвизор - полезный. В какое-то время, не уловил, когда именно, на вебвизор начали бочку катить, как раз по причине того, что слабый маркетолог садится и тупо втыкает в видео. С этим же сталкиваемся сейчас, когда продвигаем сервис для мобильных приложений (UserX). Он тоже делает видеозаписи, отслеживает все касания пользователей по экрану. И точно так же многие, вспоминая вебвизор, считают инструмент бесполезным и нефункциональным.
Но работать с любым инструментом надо правильно. Открывать все записи подряд и залипать - тупо, выстраивать воронки и просматривать сессии, где пользователь отвалился прямо перед целевым действием - уже не так бессмысленно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда