«Предприниматель года» EY: кто выходит в финал и становится победителем конкурса
Конкурс EY «Предприниматель года» стартовал в 1986 году. В нём побеждали Джефф Безос (Amazon), Майкл Делл (Dell), Говард Шульц (Starbucks). Как жюри отбирает победителей? В каких сферах они чаще всего работают и как в дальнейшем развиваются их компании?
Конкурс глобального масштаба
Конкурс «Предприниматель года» проводится в более чем 50 странах в несколько этапов. Каждый год на национальных конкурсах отбираются локальные суперфиналисты, которые затем приезжают на международный финал в Монако.
Победителем 2021 года в мире стал Чон Джин Со основатель южнокорейской биотехнологической компании Celltrion. В 2003 году с пятью коллегами на $45 тыс. личных сбережений он запустил проект по производству лекарственных средств.
Компания разработала первый в мире биоаналоговый препарат Remsima с моноклональными антителами для лечения аутоиммунных заболеваний, средства для лечения рака груди и лимфомы, а также препарат для лечения COVID-19 на основе антител.
Но не все проекты Celltrion были успешными. На старте Чон Джин Со рискнул, вложившись в производство вакцины от ВИЧ, но она не прошла клинические испытания.
По словам председателя жюри конкурса Розалин Блэр, история Чон Джин Со — это пример невероятного упорства и настойчивости, максимально проявляющий неудержимый дух предпринимательства.
Победа Чон Джин Со согласуется с наметившимися за годы проведения конкурса тенденциями.
Среди 20 победителей (2001-2020 гг.) 50% — основатели промышленных компаний (производство фармпрепаратов, высокотехнологичного медицинского оборудования строительных материалов, игрушек, продуктов питания, переработка мусора). Бизнесы 20% победителей связаны с финансовой сферой, 10% — с IT.
Если анализировать географию, то победа Чон Джин Со добавила веса азиатскому региону.
За 20 лет 3 раза побеждали предприниматели из Индии и 3 раза из США, 2 раза из Канады. Однократно из Китая, Сингапура, Филиппин, Австралии, ЮАР, Кении, Великобритании, Италии, Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии.
Предприниматели из России ни разу не побеждали в глобальном конкурсе EY «Предприниматель года».
Анализ историй компаний победителей показал, что это предприниматели,
- Сумевшие найти инновационные решения для социально значимых проблем.
- Справившиеся с трудностями развития компании.
- Построившие международный устойчиво растущий бизнес.
Вот, например, как пояснило жюри своё решение о выборе победителем «создателя счастья для детей из более чем 80 стран мира» австралийца Мэнни Стула.
«Предприниматель года» в России
С 2003 года EY проводит конкурс «Предприниматель года» в России.
Для участия в конкурсе российские предприниматели и их компании должны соответствовать нескольким критериям. В частности, бизнес претендента должен существовать не менее трех лет, а доходы компании за последние два года превышать 30 млн рублей в год.
За это время в конкурсе приняли участие сотни компаний, многие из которых стали финалистами, а 18 корпораций — победителями национального этапа конкурса. Так, в 2020 году число поданных заявок превысило сотню, в итоге к состязанию было допущено 89 предпринимателей из 84 компаний. В нынешнем году в конкурсе участвовало 65 предпринимателей из 64 компаний.
Кто чаще выходит в финал и побеждает в России
Если проанализировать компании 18 победителей — с 2003 по 2020 год — становится видно, что доминируют промышленные компании, ритейл и IT.
Все промышленные компании производят высокотехнологичную продукцию. Три связаны с медициной: BIOCAD, «Р-Фарм», «Моторика». Еще две компании — производитель cтроительных материалов ТЕХНОНИКОЛЬ и производитель продуктов питания VELLE.
Ритейл представлен ранообразно: сеть гипермаркетов «Алпи», сеть автосалонов «Атлант-М», сеть салонов связи ГК «Связной» и сеть гипермаркетов мебели Hoff.
В IT-сфере работают платежная система QIWI, эксперт в кибербезопасности InfoWatch, разработчик ПО IBS.
В сфере логистики — «Совфрахт» и АЛИДИ. В финансовом секторе — «Тройка Диалог» и Almaz Capital.
В сфере услуг — «Росинтер Ресторантс Холдинг» и транспорте — авиакомпания «ЮТэйр».
Если изучить состав финалистов за последние три года — а это предприниматели из 87 компаний (некоторые компании участвовали дважды, они посчитаны один раз) — отраслевой расклад остается похожим.
Со сферой IT связаны более четверти финалистов. При этом набор направлений весьма широк. Это и платформа для автоматизации подбора персонала Skillaz, и конструктор документов и договоров Doczilla, и разработчик мобильных и веб-приложений Umbrella IT, и финтех-сервис CloudPayments, и другие.
Много среди финалистов медицинских и образовательных онлайн-сервисов. К первым относятся, например, соцсеть для врачей «Доктор на работе» или разработчик «умных» решений для фармацевтики Pharma.Global, ко вторым — платформа изучения английского языка Puzzle English или онлайн-школа веб-разработки и программирования «Школа Современных Технологий».
Чуть менее четверти финалистов являются основателями промышленных компаний — от инжиниринговой компании «Тайтэн Пауэр Солюшн», производящей инновационные решения с применением суперконденсаторов и других накопителей, или производителя судового оборудования «СУДОСТРОЕНИЕ СУДОРЕМОНТ» до компаний, производящих товары широкого потребления, например, ткани — «Шуйские ситцы», продукты питания — производитель ореховых паст «НУТТИС», или косметику — Siberian Wellness.
То есть по отраслевой структуре национальный этап следует в тренде глобального конкурса «Предприниматель года» EY.
Процент ошибки, или как развиваются компании финалистов и победителей после конкурса
Если проанализировать нынешнее состояние победителей и финалистов, большинство компаний продолжает деятельность, некоторые за это время приобрели большую известность, хотя есть компании, которые обанкротилась.
Еще один победитель конкурса «Тройка Диалог» прекратил свое существование более удачно — инвесткомпанию в 2011 году купил «Сбербанк».
Подавляющее же большинство победителей развиваются и остаются успешными.
Например, победитель 2006 года «Росинтер Ресторантс Холдинг» остается одним из крупнейших ресторанных холдингов России, управляя сотнями ресторанов под брендами IL Патио, «Планета суши», «Шикари» и др. — в 2007 году компания даже провела IPO, став единственный публичным ресторанным холдингом в России.
Преуспевают все победители последних 10 лет. Некоторые победители конкурса продолжают существовать, хотя и не являются сейчас столь известными, как на момент своей победы. Это, например, автодилер «Атлант-М» или победитель первого конкурса IT-компания IBS — в 2020 году она была разделена между со-основателями и продолжает существовать в качестве нескольких отдельных компаний, занимающихся разработкой ПО, облачными решениями и т.д.
Сменили владельцев, но при этом успешно развиваются производитель продуктов VELLE, сеть магазинов электроники «Связной» и авиакомпания Utair (у нее были проблемы в последние годы, тем не менее она остается одной из крупнейших авиакомпаний России).
Например, финалистом первого конкурса 2003 года был Олег Тиньков — основатель Тинькофф-банка, входящего в топ-20 крупнейших банков России и в 2013 привлекшего в ходе IPO $1 млрд.
Финалист конкурса 2003 года Crocus Group сейчас является одним из крупнейших операторов ТЦ и выставочных площадок в России с активами на $1,7 млрд.
Среди финалистов и победителей в конкретных номинациях разных лет — корпорация Mail.Ru, «Лаборатория Касперского», IT-дистрибутор Softline, «Аэрофлот», банк «Юнистрим», сети супермаркетов «Магнит» и «Дикси», производитель продуктов питания «Эссен Продакшн» (бренд «Махеевъ»), оператор фитнес-центров X-Fit.
Несколько финалистов разных лет были куплены более крупными корпорациями — это, например, супермаркет «Виктория», приобретенный конкурентом «Дикси», производитель молочных продуктов и напитков «Вимм-Билль-Данн», купленный PepsiCo, или сеть кофеен «Кофе-хауз», которую купил конкурент «Шоколадница».
Среди финалистов разных лет есть и обанкротившиеся компании, хотя их и не так много. Среди наиболее известных — обанкротившийся в 2019 году онлайн-ритейлер «Юлмарт», «Сибирский аграрный холдинг», одно время бывший одним из крупнейших агрохолдингов в стране и обанкротившийся в 2012-13 годах, а также группа компаний «Бородино» (девелопмент, производство продуктов питания, строительство и др.), входившие в группу компании были частично признаны банкротами, частично закрылись.
Кто стал финалистом конкурса в 2021 году в России
В финал национального этапа конкурса «Предприниматель года» в 2021 году вышли 26 человек. Некоторые из финалистов нынешнего года рассказали, с каким трудностями им приходилось сталкиваться на пути к успеху и как они их преодолели.
Хенрик Винтер, президент холдинга «Тигрус».
В холдинг «Тигрус» входит более 30 ресторанов и кафе, включая Osteria Mario, «Швили», Bar BQ Cafe и ZEST. Хенрик Винтер работает на российском ресторанном рынке с 90-х, за это время компания привнесла в индустрию множество нововведений и стандартов.
Работай так, как будто кризис уже наступил
За время работы в ресторанном бизнесе в России (а это более 30 лет) я столкнулся со множеством кризисов. Я уверен, что единственный способ долгосрочно строить бизнес в России — это всегда управлять им так, как будто ты уже в глубоком кризисе. Если так управлять бизнесом каждый день, а не когда кризис уже наступил, всё будет хорошо. Потому что перестроить бизнес во время кризиса практически невозможно: это дорого, сложно, на это нужно время, силы и средства.
Юлиана Николаева, основатель и генеральный директор Nattys®
Nattys® — производитель ореховых паст и других продуктов питания. Nattys® — это гораздо больше, чем бизнес или бренд. Это гигантская ответственность, это большая Душа — последователи: команда, клиенты, партнеры, — люди, которые чувствуют любовь и идею, заложенные в продукт, бренд, бизнес.
Рост курса валют и дефицит производственных площадок
В этом году у нашего производства запланирован переезд на новую площадку. Подбирать ее было довольно долго и сложно: дело в том, что сейчас внутри Москвы мало крупных производственных площадок с необходимыми коммуникациями, которые при этом подходили по требованиям для пищевого производства. Мы искали её около четырех месяцев. Конечно, на нашем росте и развитии негативно сказался рост курса валют (первый раз в 2015 году, второй — в марте 2020 года): орехи — в основном импортный продукт, так что 80% сырья мы закупаем в валюте. Несмотря на это, даже в кризисный 2020 год наш рост составил 135%, кроме того, мы увеличили представленность бренда в регионах России и онлайн.
Иван Штанько, генеральный директор ГК “Puzzle English”
Puzzle English — онлайн-платформа для изучения английского языка в сегментах Ru-Eng и Arab-Eng. Компания даёт доступную возможность освоить английский язык и стать человеком мира всем русско- и арабо- говорящим людям.
Рост конкуренции и непродуманная маркетинговая политика
По-настоящему сложных ситуаций у нас было две. Первая — в 2016 году. Тогда у проекта закончились деньги инвесторов, а зарабатываемых компанией денег, не хватало для финансирования начатых разработок. Нам пришлось сократить людей и заморозить разработку продуктов, которые были далеки от самоокупаемости. Вторая случилась в начале 2019 года, когда из-за роста конкуренции и непродуманной маркетинговой политики выручка упала на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и компания зафиксировала убыток в 15,5 млн руб. Тогда мы полностью изменили подход к управлению, маркетингу и продажам. Мы перешли от ситуативных маркетинговых акций к долгосрочному планированию отношений с клиентами. В рамках Customer Development провели более 500 интервью с пользователями, описали шесть основных портретов клиентов и персонализировала контент на сайте под их цели и задачи. Внедрили современную CRM-систему, создали и развиваем «Древо триггерных коммуникаций». В итоге 2019 год компания завершила без убытков, а в 2020 и 2021 Puzzle English устойчиво растет и финансирует развитие новых направлений и продуктов. В 2021, после доработки имеющихся сервисов и создания новых, представила рынку Уникальное Торговое Предложение, не имеющее аналогов в сегменте Ru-Eng в мире по разнообразию тренажеров, методик, аудио- видео- контента и закрытию потребностей клиентов. Теперь Puzzle English — самая многофункциональная платформа на рынке.
Алексей Ремез, генеральный директор UNIM
UNIM — лаборатория онкологической диагностики. Компания решает проблему уменьшения количества ошибок в онкодиагностике и повышения её доступности для пациентов.
Отсутствие прозрачных принципов на медицинском рынке
Мы в UNIM постоянно сталкиваемся со сложными ситуациями, ведь мы меняем рынок, причем очень консервативный, зарегулированный и закрытый — рынок лабораторных анализов и медицинских услуг. Пожалуй, главная сложность — отсутствие прозрачных рыночных принципов в системе финансирования медицинских услуг. Если бы выбор оператора диагностики происходил по принципу «кто лучше оказывает услугу, у кого точнее/быстрее диагностика», мы бы были не только самой крупной лабораторией в стране, но и забрали бы более половины рынка в этом виде диагностики.
Денис Решанов, основатель и управляющий директор GigAnt
GigAnt — сервис по подбору временных работников в ритейл. Компания впервые открыла для любого человека возможность подрабатывать в ритейле, а ритейлерам — находить парт-тайм исполнителей на короткие смены во время пиковой нагрузки. Мы дали людям возможность дополнительного заработка, а бизнесу — способ оптимизировать затраты на персонал.
Поддержание сложного баланса заказов и исполнителей
Главная задача нашего сервиса по подбору временных работников в ритейл GigAnt — поддержка баланса исполнителей/заказов. У нас закрытый двухсторонний маркетплейс с автоматическим мэтчингом, в котором при дефиците заявок не удовлетворены исполнители, а при дефиците исполнителей не закрывается потребность компаний. Поэтому очень важно балансировать эту систему. Правильно распределить ресурсы и приоритеты в постоянно меняющемся полярном мире — наша главная задача на сегодняшний день.
Алексей Ильин, генеральный директор и основатель Издательской группы «Альпина»
«Альпина Паблишер» — одна из крупнейших книгоиздательских групп в России. В год компания продает около 5 млн экземпляров книг. Также компания развивает образовательный продукт для компаний «Электронная деловая библиотека» и оказывает издательские услуги. На сегодняшний день «Альпина» растет быстрее рынка.
Рост доли электронных книг и сложности масштабирования
Книгоиздательская отрасль во всем мире сейчас проходит серьезную трансформацию. Главный вызов — растущая доля электронных книг (а значит, угроза снижения прибыли) и смещение спроса на книги из офлайновых магазинов в интернет. В отличие от большинства других издательских компаний, «Альпина» реализует «продюсерский подход» к своим авторам. Мы продвигаем в первую очередь не книгу, а автора, и совместно с ним ищем разные пути монетизации контента и знаний автора (не только книжные). В значительной степени «Альпина» сегодня — это образовательная компания. Это диверсифицирует источники дохода. Серьезные трудности были и с масштабированием бизнеса. В ситуации быстрого роста внутренняя инфраструктура и системы управления компанией адаптировались к ситуации с существенной задержкой. Серьезные коррективы внесла и пандемия: дистанционная работа нарушила стандартные процедуры взаимодействия команд. Для преодоления этого понадобились три основных шага: 1) модификация бизнес-модели, 2) выстраивание и цифровизация бизнес-процессов и 3) повышении качества командной работы (особенно на стыках между разными подразделениями) за счет новых процедур и обучения.
Георгий Султанов, учредитель и директор по стратегическому развитию «РБР трейд»
«РБР трейд» — единственный российский производитель санитарно-гигиенической продукции. Компания решает проблему распространения вирусов с помощью оборудования для дезинфекции рук и воздуха.
Зависимость от позиции Роспотребнадзора и сокращения
Правило выживания бизнеса в России: сохранять форму и помнить — этот день был самым лёгким. «РБР Трейд» в 2020 году открыла в Москве собственное производство санитарно-гигиенической продукции для дезинфекции. В прошлом году Роспотребнадзор вёл активную пропаганду комплексных мер по защите от коронавируса, власти активно поощряли создание новых производств, способных удовлетворить резко возросший спрос на антисептики, — и это помогало нашему бизнесу. Однако, в начале 2021 года такая активность снизилась, а Роспотребнадзор до сих пор не выразил рынку своей позиции в отношении таких профилактических мер. В итоге госзакупки в нашей сфере снизились в десять раз, а бизнес, в том числе гостинично-ресторанный, выбрал режим ожидания в закупках до понимания позиции Роспотребнадзора. Из-за этого нам пришлось сократить производство. Среди предпринятых нами мер — сокращение части сотрудников и перевод другой части на неполный рабочий день, сокращение команды топ-менеджеров и уменьшение зарплаты этой категории, оптимизация производственных и логистических процессов, сокращение отдела маркетинга, введение ежедневных отчётов руководства о существующих процессах, сложностях и вариантов выхода. Многие из этих решений были трудными, но помогли справиться с ситуацией.
Александр Чулков, генеральный директор Fistashki
Компания Fistashki с 2009 года разрабатывают и реализуют коммуникационные digital-стратегии Philip Morris Int., HP, ROYAL CANIN®, Microsoft, J&J, «Роснано» и др. Обладает уникальным решением в области репутации в digital, является одним из двух официальных реселлеров Likee в России.
Выстроить эффективное взаимодействие с клиентом
Наша главная задача и сложность — выстроить команду между менеджерами клиента и агентства. Тут мы работаем в трёх направлениях: подробно описываем и внедряем процессы, проводим совместные стратегические сессии и тренинги по модели PCM.
ХХХ
Несмотря на сложности большинство российских финалистов и победителей конкурса EY «Предприниматель года» разных лет успешно развивается — а значит, жюри конкурса выбирает действительно сильные компании, а прохождение в финал становится своего рода знаком качества.
17 ноября 2021 года EY объявит победителя национального этапа конкурса «Предприниматель года» и победителей отдельных номинаций.
UNIM - за рубеж не планируете? там полегче с прозрачностью госзакупок
Добрый день! Конечно, планируем. Пока в планах несколько партнерских проектов.