{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Предприниматель года» EY: кто выходит в финал и становится победителем конкурса

Конкурс EY «Предприниматель года» стартовал в 1986 году. В нём побеждали Джефф Безос (Amazon), Майкл Делл (Dell), Говард Шульц (Starbucks). Как жюри отбирает победителей? В каких сферах они чаще всего работают и как в дальнейшем развиваются их компании?

Конкурс глобального масштаба

Конкурс «Предприниматель года» проводится в более чем 50 странах в несколько этапов. Каждый год на национальных конкурсах отбираются локальные суперфиналисты, которые затем приезжают на международный финал в Монако.

Победителем 2021 года в мире стал Чон Джин Со основатель южнокорейской биотехнологической компании Celltrion. В 2003 году с пятью коллегами на $45 тыс. личных сбережений он запустил проект по производству лекарственных средств.

Сегодня в Celltrion поставляет лекарства в более чем 90 стран, а её выручка превышает $1,69 млрд.

Компания разработала первый в мире биоаналоговый препарат Remsima с моноклональными антителами для лечения аутоиммунных заболеваний, средства для лечения рака груди и лимфомы, а также препарат для лечения COVID-19 на основе антител.

Но не все проекты Celltrion были успешными. На старте Чон Джин Со рискнул, вложившись в производство вакцины от ВИЧ, но она не прошла клинические испытания.

Он пошёл на риск как личный, так и профессиональный, чтобы основать Celltrion и превратить её в одну из ведущих мировых биофармацевтических компаний. Его страсть к созданию доступной, жизненно важной медицинской помощи и чутьё в решении глобальных проблем помогли миллионам людей в мире, что особенно ярко проявилось в этом году благодаря созданию лечения антителами COVID-19

Стасия Митчелл,

руководитель международного отдела предпринимательства EY

По словам председателя жюри конкурса Розалин Блэр, история Чон Джин Со — это пример невероятного упорства и настойчивости, максимально проявляющий неудержимый дух предпринимательства.

Победа Чон Джин Со согласуется с наметившимися за годы проведения конкурса тенденциями.

Среди 20 победителей (2001-2020 гг.) 50% — основатели промышленных компаний (производство фармпрепаратов, высокотехнологичного медицинского оборудования строительных материалов, игрушек, продуктов питания, переработка мусора). Бизнесы 20% победителей связаны с финансовой сферой, 10% — с IT.

Если анализировать географию, то победа Чон Джин Со добавила веса азиатскому региону.

За 20 лет 3 раза побеждали предприниматели из Индии и 3 раза из США, 2 раза из Канады. Однократно из Китая, Сингапура, Филиппин, Австралии, ЮАР, Кении, Великобритании, Италии, Германии, Франции, Швейцарии, Бразилии.

Предприниматели из России ни разу не побеждали в глобальном конкурсе EY «Предприниматель года».

«Предприниматель года» EY — это конкурс для состоявшихся предпринимателей и корпораций. Компании 70% победителей работают на рынке более 20 лет.

Анализ историй компаний победителей показал, что это предприниматели,

  • Сумевшие найти инновационные решения для социально значимых проблем.
  • Справившиеся с трудностями развития компании.
  • Построившие международный устойчиво растущий бизнес.

Вот, например, как пояснило жюри своё решение о выборе победителем «создателя счастья для детей из более чем 80 стран мира» австралийца Мэнни Стула.

Мы выбрали Мэнни Стула не только за выдающиеся результаты, но и потому, что созданный им бизнес на деле доказал – его успех не сиюминутный и способен выдержать самые суровые испытания. Таким испытанием для компании стал масштабный отзыв её продукции, но благодаря устойчивой бизнес-модели и грамотному руководству Moose справилась с ситуацией. Несомненно, все финалисты достойны победы и обладают качествами, которые мы хотим видеть в будущих лидерах, в том числе способностью находить решения для самых сложных проблем.

Ребекка Макдональд, основатель и исполнительный председатель Just Energy Group, председатель жюри конкурса «Предприниматель года» 2016 года

«Предприниматель года» в России

С 2003 года EY проводит конкурс «Предприниматель года» в России.

Для участия в конкурсе российские предприниматели и их компании должны соответствовать нескольким критериям. В частности, бизнес претендента должен существовать не менее трех лет, а доходы компании за последние два года превышать 30 млн рублей в год.

За это время в конкурсе приняли участие сотни компаний, многие из которых стали финалистами, а 18 корпораций — победителями национального этапа конкурса. Так, в 2020 году число поданных заявок превысило сотню, в итоге к состязанию было допущено 89 предпринимателей из 84 компаний. В нынешнем году в конкурсе участвовало 65 предпринимателей из 64 компаний.

Кто чаще выходит в финал и побеждает в России

Если проанализировать компании 18 победителей — с 2003 по 2020 год — становится видно, что доминируют промышленные компании, ритейл и IT.

Все промышленные компании производят высокотехнологичную продукцию. Три связаны с медициной: BIOCAD, «Р-Фарм», «Моторика». Еще две компании — производитель cтроительных материалов ТЕХНОНИКОЛЬ и производитель продуктов питания VELLE.

Ритейл представлен ранообразно: сеть гипермаркетов «Алпи», сеть автосалонов «Атлант-М», сеть салонов связи ГК «Связной» и сеть гипермаркетов мебели Hoff.

В IT-сфере работают платежная система QIWI, эксперт в кибербезопасности InfoWatch, разработчик ПО IBS.

В сфере логистики — «Совфрахт» и АЛИДИ. В финансовом секторе — «Тройка Диалог» и Almaz Capital.

В сфере услуг — «Росинтер Ресторантс Холдинг» и транспорте — авиакомпания «ЮТэйр».

Если изучить состав финалистов за последние три года — а это предприниматели из 87 компаний (некоторые компании участвовали дважды, они посчитаны один раз) — отраслевой расклад остается похожим.

Со сферой IT связаны более четверти финалистов. При этом набор направлений весьма широк. Это и платформа для автоматизации подбора персонала Skillaz, и конструктор документов и договоров Doczilla, и разработчик мобильных и веб-приложений Umbrella IT, и финтех-сервис CloudPayments, и другие.

Много среди финалистов медицинских и образовательных онлайн-сервисов. К первым относятся, например, соцсеть для врачей «Доктор на работе» или разработчик «умных» решений для фармацевтики Pharma.Global, ко вторым — платформа изучения английского языка Puzzle English или онлайн-школа веб-разработки и программирования «Школа Современных Технологий».

Чуть менее четверти финалистов являются основателями промышленных компаний — от инжиниринговой компании «Тайтэн Пауэр Солюшн», производящей инновационные решения с применением суперконденсаторов и других накопителей, или производителя судового оборудования «СУДОСТРОЕНИЕ СУДОРЕМОНТ» до компаний, производящих товары широкого потребления, например, ткани — «Шуйские ситцы», продукты питания — производитель ореховых паст «НУТТИС», или косметику — Siberian Wellness.

То есть по отраслевой структуре национальный этап следует в тренде глобального конкурса «Предприниматель года» EY.

Процент ошибки, или как развиваются компании финалистов и победителей после конкурса

Если проанализировать нынешнее состояние победителей и финалистов, большинство компаний продолжает деятельность, некоторые за это время приобрели большую известность, хотя есть компании, которые обанкротилась.

Среди победителей за 19 лет однозначно закончил плохо только основатель сети гипермаркетов «Алпи» Алексей Подсохин (победитель 2007 года). Сеть обанкротилась в 2010 году.

Еще один победитель конкурса «Тройка Диалог» прекратил свое существование более удачно — инвесткомпанию в 2011 году купил «Сбербанк».

Подавляющее же большинство победителей развиваются и остаются успешными.

Например, победитель 2006 года «Росинтер Ресторантс Холдинг» остается одним из крупнейших ресторанных холдингов России, управляя сотнями ресторанов под брендами IL Патио, «Планета суши», «Шикари» и др. — в 2007 году компания даже провела IPO, став единственный публичным ресторанным холдингом в России.

Преуспевают все победители последних 10 лет. Некоторые победители конкурса продолжают существовать, хотя и не являются сейчас столь известными, как на момент своей победы. Это, например, автодилер «Атлант-М» или победитель первого конкурса IT-компания IBS — в 2020 году она была разделена между со-основателями и продолжает существовать в качестве нескольких отдельных компаний, занимающихся разработкой ПО, облачными решениями и т.д.

Сменили владельцев, но при этом успешно развиваются производитель продуктов VELLE, сеть магазинов электроники «Связной» и авиакомпания Utair (у нее были проблемы в последние годы, тем не менее она остается одной из крупнейших авиакомпаний России).

В целом среди финалистов конкурса немало предпринимателей и компаний, с тех пор добившихся большого успеха.

Например, финалистом первого конкурса 2003 года был Олег Тиньков — основатель Тинькофф-банка, входящего в топ-20 крупнейших банков России и в 2013 привлекшего в ходе IPO $1 млрд.

Финалист конкурса 2003 года Crocus Group сейчас является одним из крупнейших операторов ТЦ и выставочных площадок в России с активами на $1,7 млрд.

Среди финалистов и победителей в конкретных номинациях разных лет — корпорация Mail.Ru, «Лаборатория Касперского», IT-дистрибутор Softline, «Аэрофлот», банк «Юнистрим», сети супермаркетов «Магнит» и «Дикси», производитель продуктов питания «Эссен Продакшн» (бренд «Махеевъ»), оператор фитнес-центров X-Fit.

Несколько финалистов разных лет были куплены более крупными корпорациями — это, например, супермаркет «Виктория», приобретенный конкурентом «Дикси», производитель молочных продуктов и напитков «Вимм-Билль-Данн», купленный PepsiCo, или сеть кофеен «Кофе-хауз», которую купил конкурент «Шоколадница».

Среди финалистов разных лет есть и обанкротившиеся компании, хотя их и не так много. Среди наиболее известных — обанкротившийся в 2019 году онлайн-ритейлер «Юлмарт», «Сибирский аграрный холдинг», одно время бывший одним из крупнейших агрохолдингов в стране и обанкротившийся в 2012-13 годах, а также группа компаний «Бородино» (девелопмент, производство продуктов питания, строительство и др.), входившие в группу компании были частично признаны банкротами, частично закрылись.

Кто стал финалистом конкурса в 2021 году в России

В финал национального этапа конкурса «Предприниматель года» в 2021 году вышли 26 человек. Некоторые из финалистов нынешнего года рассказали, с каким трудностями им приходилось сталкиваться на пути к успеху и как они их преодолели.

Хенрик Винтер, президент холдинга «Тигрус».

В холдинг «Тигрус» входит более 30 ресторанов и кафе, включая Osteria Mario, «Швили», Bar BQ Cafe и ZEST. Хенрик Винтер работает на российском ресторанном рынке с 90-х, за это время компания привнесла в индустрию множество нововведений и стандартов.

Работай так, как будто кризис уже наступил

За время работы в ресторанном бизнесе в России (а это более 30 лет) я столкнулся со множеством кризисов. Я уверен, что единственный способ долгосрочно строить бизнес в России — это всегда управлять им так, как будто ты уже в глубоком кризисе. Если так управлять бизнесом каждый день, а не когда кризис уже наступил, всё будет хорошо. Потому что перестроить бизнес во время кризиса практически невозможно: это дорого, сложно, на это нужно время, силы и средства.

Я вижу, как развивается рынок, и осознание того, что твой вклад приносит плоды, очень вдохновляет на дальнейшие шаги.

Юлиана Николаева, основатель и генеральный директор Nattys®

Nattys® — производитель ореховых паст и других продуктов питания. Nattys® — это гораздо больше, чем бизнес или бренд. Это гигантская ответственность, это большая Душа — последователи: команда, клиенты, партнеры, — люди, которые чувствуют любовь и идею, заложенные в продукт, бренд, бизнес.

Рост курса валют и дефицит производственных площадок

В этом году у нашего производства запланирован переезд на новую площадку. Подбирать ее было довольно долго и сложно: дело в том, что сейчас внутри Москвы мало крупных производственных площадок с необходимыми коммуникациями, которые при этом подходили по требованиям для пищевого производства. Мы искали её около четырех месяцев. Конечно, на нашем росте и развитии негативно сказался рост курса валют (первый раз в 2015 году, второй — в марте 2020 года): орехи — в основном импортный продукт, так что 80% сырья мы закупаем в валюте. Несмотря на это, даже в кризисный 2020 год наш рост составил 135%, кроме того, мы увеличили представленность бренда в регионах России и онлайн.

Меня вдохновляет большая любовь к тому, что я делаю.

Иван Штанько, генеральный директор ГК “Puzzle English

Puzzle English — онлайн-платформа для изучения английского языка в сегментах Ru-Eng и Arab-Eng. Компания даёт доступную возможность освоить английский язык и стать человеком мира всем русско- и арабо- говорящим людям.

Рост конкуренции и непродуманная маркетинговая политика

По-настоящему сложных ситуаций у нас было две. Первая — в 2016 году. Тогда у проекта закончились деньги инвесторов, а зарабатываемых компанией денег, не хватало для финансирования начатых разработок. Нам пришлось сократить людей и заморозить разработку продуктов, которые были далеки от самоокупаемости. Вторая случилась в начале 2019 года, когда из-за роста конкуренции и непродуманной маркетинговой политики выручка упала на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и компания зафиксировала убыток в 15,5 млн руб. Тогда мы полностью изменили подход к управлению, маркетингу и продажам. Мы перешли от ситуативных маркетинговых акций к долгосрочному планированию отношений с клиентами. В рамках Customer Development провели более 500 интервью с пользователями, описали шесть основных портретов клиентов и персонализировала контент на сайте под их цели и задачи. Внедрили современную CRM-систему, создали и развиваем «Древо триггерных коммуникаций». В итоге 2019 год компания завершила без убытков, а в 2020 и 2021 Puzzle English устойчиво растет и финансирует развитие новых направлений и продуктов. В 2021, после доработки имеющихся сервисов и создания новых, представила рынку Уникальное Торговое Предложение, не имеющее аналогов в сегменте Ru-Eng в мире по разнообразию тренажеров, методик, аудио- видео- контента и закрытию потребностей клиентов. Теперь Puzzle English — самая многофункциональная платформа на рынке.

То, что мы помогаем снять языковой барьер и сблизить разные культуры придает сил нашей команде отвечать на новые вызовы, находить красивые бизнес-решения и развивать бизнес. Наш девиз: «Через Слово к Благу в Обществе».

Алексей Ремез, генеральный директор UNIM

UNIM — лаборатория онкологической диагностики. Компания решает проблему уменьшения количества ошибок в онкодиагностике и повышения её доступности для пациентов.

Отсутствие прозрачных принципов на медицинском рынке

Мы в UNIM постоянно сталкиваемся со сложными ситуациями, ведь мы меняем рынок, причем очень консервативный, зарегулированный и закрытый — рынок лабораторных анализов и медицинских услуг. Пожалуй, главная сложность — отсутствие прозрачных рыночных принципов в системе финансирования медицинских услуг. Если бы выбор оператора диагностики происходил по принципу «кто лучше оказывает услугу, у кого точнее/быстрее диагностика», мы бы были не только самой крупной лабораторией в стране, но и забрали бы более половины рынка в этом виде диагностики.

Понимание того, что наша работа измеряется не только деньгами — главная точка опоры в ведении этого непростого бизнеса.

Денис Решанов, основатель и управляющий директор GigAnt

GigAnt — сервис по подбору временных работников в ритейл. Компания впервые открыла для любого человека возможность подрабатывать в ритейле, а ритейлерам — находить парт-тайм исполнителей на короткие смены во время пиковой нагрузки. Мы дали людям возможность дополнительного заработка, а бизнесу — способ оптимизировать затраты на персонал.

Поддержание сложного баланса заказов и исполнителей

Главная задача нашего сервиса по подбору временных работников в ритейл GigAnt — поддержка баланса исполнителей/заказов. У нас закрытый двухсторонний маркетплейс с автоматическим мэтчингом, в котором при дефиците заявок не удовлетворены исполнители, а при дефиците исполнителей не закрывается потребность компаний. Поэтому очень важно балансировать эту систему. Правильно распределить ресурсы и приоритеты в постоянно меняющемся полярном мире — наша главная задача на сегодняшний день.

Сохранять форму в сложных ситуациях, перетерпеть непростой период всегда помогают единомышленники. Общее преодоление сплачивает.

Алексей Ильин, генеральный директор и основатель Издательской группы «Альпина»

«Альпина Паблишер» — одна из крупнейших книгоиздательских групп в России. В год компания продает около 5 млн экземпляров книг. Также компания развивает образовательный продукт для компаний «Электронная деловая библиотека» и оказывает издательские услуги. На сегодняшний день «Альпина» растет быстрее рынка.

Рост доли электронных книг и сложности масштабирования

Книгоиздательская отрасль во всем мире сейчас проходит серьезную трансформацию. Главный вызов — растущая доля электронных книг (а значит, угроза снижения прибыли) и смещение спроса на книги из офлайновых магазинов в интернет. В отличие от большинства других издательских компаний, «Альпина» реализует «продюсерский подход» к своим авторам. Мы продвигаем в первую очередь не книгу, а автора, и совместно с ним ищем разные пути монетизации контента и знаний автора (не только книжные). В значительной степени «Альпина» сегодня — это образовательная компания. Это диверсифицирует источники дохода. Серьезные трудности были и с масштабированием бизнеса. В ситуации быстрого роста внутренняя инфраструктура и системы управления компанией адаптировались к ситуации с существенной задержкой. Серьезные коррективы внесла и пандемия: дистанционная работа нарушила стандартные процедуры взаимодействия команд. Для преодоления этого понадобились три основных шага: 1) модификация бизнес-модели, 2) выстраивание и цифровизация бизнес-процессов и 3) повышении качества командной работы (особенно на стыках между разными подразделениями) за счет новых процедур и обучения.

Главное – любовь к своему делу. Мне нравится издательский бизнес, и я понимаю, «зачем все это».

Георгий Султанов, учредитель и директор по стратегическому развитию «РБР трейд»

«РБР трейд» — единственный российский производитель санитарно-гигиенической продукции. Компания решает проблему распространения вирусов с помощью оборудования для дезинфекции рук и воздуха.

Зависимость от позиции Роспотребнадзора и сокращения

Правило выживания бизнеса в России: сохранять форму и помнить — этот день был самым лёгким. «РБР Трейд» в 2020 году открыла в Москве собственное производство санитарно-гигиенической продукции для дезинфекции. В прошлом году Роспотребнадзор вёл активную пропаганду комплексных мер по защите от коронавируса, власти активно поощряли создание новых производств, способных удовлетворить резко возросший спрос на антисептики, — и это помогало нашему бизнесу. Однако, в начале 2021 года такая активность снизилась, а Роспотребнадзор до сих пор не выразил рынку своей позиции в отношении таких профилактических мер. В итоге госзакупки в нашей сфере снизились в десять раз, а бизнес, в том числе гостинично-ресторанный, выбрал режим ожидания в закупках до понимания позиции Роспотребнадзора. Из-за этого нам пришлось сократить производство. Среди предпринятых нами мер — сокращение части сотрудников и перевод другой части на неполный рабочий день, сокращение команды топ-менеджеров и уменьшение зарплаты этой категории, оптимизация производственных и логистических процессов, сокращение отдела маркетинга, введение ежедневных отчётов руководства о существующих процессах, сложностях и вариантов выхода. Многие из этих решений были трудными, но помогли справиться с ситуацией.

Поддерживать форму при ведении бизнеса помогают сложные ситуации. Ведение бизнеса в РФ — бег в тумане по пересечённой местности под обстрелом. Правило выживания: сохранять форму и помнить – этот день был самым лёгким.

Александр Чулков, генеральный директор Fistashki

Компания Fistashki с 2009 года разрабатывают и реализуют коммуникационные digital-стратегии Philip Morris Int., HP, ROYAL CANIN®, Microsoft, J&J, «Роснано» и др. Обладает уникальным решением в области репутации в digital, является одним из двух официальных реселлеров Likee в России.

Выстроить эффективное взаимодействие с клиентом

Наша главная задача и сложность — выстроить команду между менеджерами клиента и агентства. Тут мы работаем в трёх направлениях: подробно описываем и внедряем процессы, проводим совместные стратегические сессии и тренинги по модели PCM.

Мой главный стимул — наблюдать рост команды вокруг себя. На длинной дистанции это возможно только в стабильной, мотивированной и счастливой атмосфере.

ХХХ

Несмотря на сложности большинство российских финалистов и победителей конкурса EY «Предприниматель года» разных лет успешно развивается — а значит, жюри конкурса выбирает действительно сильные компании, а прохождение в финал становится своего рода знаком качества.

17 ноября 2021 года EY объявит победителя национального этапа конкурса «Предприниматель года» и победителей отдельных номинаций.

Хотя пока что россияне не выигрывали на международном этапе конкурса, надеемся, что кто-то из победителей ближайших лет станет первым.


0
2 комментария
Елена Абрамова

UNIM - за рубеж не планируете? там полегче с прозрачностью госзакупок

Ответить
Развернуть ветку
Valeria Lymishchenko

Добрый день! Конечно, планируем. Пока в планах несколько партнерских проектов.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда