Оффтоп Sasha Volkova
9 818

«Мы зашли очень далеко, чтобы понять клиента»

Сотрудницы производителя онлайн-касс для малого и среднего бизнеса «Эвотор» открыли кофейню, чтобы проверить работу касс на себе.

В закладки
Когда мы впервые встали за прилавок, ушли в минус на пять тысяч рублей

Мы в «Эвоторе» делаем суперкассу для малого бизнеса. Это не просто касса, а пульт управления: считает прибыль, отправляет отчёты в налоговую, ведёт учёт товаров. Если надо, запустит программу лояльности, предскажет, что допродать клиенту — что угодно сделает. Но есть проблема: как убедить бизнесмена, что ему всё это нужно?

Чтобы бизнесмен тебя послушал, нужно показать, что ты знаешь, о чём говоришь — сам попробовал то, что советуешь. А про нас клиенты думали другое.

Гш Вп написал прошлой весной, а я с тех пор храню, иногда перечитываю

Этот комментарий написал наш любимый подписчик: бизнесмен, который не ленится в пабликах «Эвотора» объяснять остальным, как пользоваться кассой. И этот чудо-подписчик говорит, что редакторы «Эвотора» сами не знают, о чём говорят. Мы сначала обиделись, а потом поняли, что вообще-то он прав.

Чтобы это исправить, сначала мы запустили блог. Стали рассказывать предпринимателям, как заработать больше, избежать штрафов и избавиться от рутины.

Чтобы советы были рабочими, мы стали писать только то, в чём уверены: над каждой статьёй работает бизнесмен, юрист, бухгалтер. Но описывать чужой опыт — не то же, что получить свой. Поэтому мы решили зайти дальше.

Мы захотели сами испытать, каково быть бизнесменом: когда всё идет не по плану, бюджет не сходится, люди увольняются, а ты всё равно делаешь своё дело. Мы захотели узнать, сможем ли мы следовать тем советам, которые публикуем в блоге: теория — это хорошо, но как мы справимся на практике? Так мы решили ради эксперимента открыть свою кофейню Stories.

Зачем мы в это ввязались

Мы поставили перед проектом несколько задач: маркетинговую, продуктовую и командную.

Маркетинг

Мы хотим понять бизнесмена. С тех пор, как начали проект, мы узнали десятки инсайтов о наших клиентах. Теперь мы понимаем, зачем они запускают бизнес, чего боятся, чего им не хватает.

Мы гонзо-маркетологи: изучаем клиента не со стороны, а как участники событий. То, что узнаём про страхи и надежды бизнесменов, мы несём в маркетинговый отдел, чтобы помочь развивать остальные проекты.

Комьюнити-менеджмент

Мы хотим стать «своими». Вокруг нас собирается сообщество: это люди, которые нам доверяют, потому что мы разговариваем с ними открыто. Они говорят: «Я зашёл на канал и втянулся, за ночь прочитал целиком», «Очень подкупает честность», «Я так за вас болею» — каждый день читаем такие сообщения.

Одно из сообщений в Telegram

Читатели видят, что мы не из корпораций и не из госструктур — мы на стороне малого бизнеса, потому что сами стали его частью. Через два месяца после начала проекта мы собрали 15 человек на каппинг: люди настолько вовлечены в проект, что готовы ехать за нами утром в будний день в Бутово.

Реклама

Мы показываем работу «Эвотора» и партнёров. В своих каналах мы не размещаем рекламу, но рассказываем о каждом шаге: как работаем с кассой, как устанавливаем разные приложения, что это даёт нашей кофейне. Так «Эвотор» и его партнёры получают нативную рекламу (или антирекламу, если их продукт нам не помогает).

Канал стал привлекательной площадкой для рекламы: первую тысячу подписчиков мы собрали за неделю, сейчас набираем по 10-20 человек в день. Это органика, мы рекламировались только дважды на пробу в маленьких каналах (это привело 200 подписчиков). Люди сами рассказывают о нас друзьям — так наш канал растёт.

Исследование взаимодействия

Мы смотрим на продукт и как разработчики, и как пользователи. Если отправить менеджера продукта в поля, он придёт с десятком идей, как сделать продукт лучше. Мы рассказываем руководству, разработчикам, UX-отделу и дизайнерам всё, что узнали о продукте, стоя за прилавком. Половина этих идей идёт в работу.

Через три дня за прилавком мы поняли, что не умеем работать с кассой. Пришлось учиться

Драйв для команды

Из проекта прёт энергия. Каждый день к нам подходят коллеги, и у всех один вопрос — «Как там кофейня?» Проект настолько живой, необычный и дерзкий, что притягивает людей. Он показывает коллегам, что они работают в компании, в которой возможно всё. Запустить бизнес, чтобы понять клиента — ну ничего себе, много компаний на такое способны?

Как стырить эту идею

Моя подруга работает сценаристом. Она рассказала, что к ней пришёл владелец сети спа-салонов и попросил сделать про него реалити-шоу, «как эти девчонки из Stories». А один банк запустил клона нашего проекта — тоже с девчонкой, которая открывает бизнес с нуля. Но только её канал набрал 60 подписчиков и остановился.

Нет ничего плохого в том, чтобы тырить чужие идеи — сама так делаю и всем советую. Но чтобы стырить успешно, нужно знать, как повторить. Рассказываю.

Соберите команду

В такую авантюру стоит ввязываться только с людьми, которым доверяешь. Они не отступятся, когда станет сложно; они найдут слова, чтобы договориться, когда вы разругаетесь в пух и прах. Если вы нашли таких людей, то главное уже сделали.

Реалистично оцените затраты

Обычно, если два человека открывают бизнес, они пашут 24 часа в сутки и занимаются только этим. Мы со Светой работаем в офисе (я главный редактор, Света Панкратова — менеджер продукта «Эвотора»), открываем бизнес и ещё рассказываем о том, как его открывать.

Это три работы вместо одной. Но чуда никакого нет, просто за проектом стоит работа команды. Подумайте, какие ресурсы вам понадобятся: не только на сам бизнес, но и на реалити-шоу о нём.

Текучку про бизнес и деньги мы рассказываем в Telegram-канале; красивые фотографии и «истории» публикуем в Instagram. О главных событиях проекта рассказываем на сайте; большие статьи публикуем в блоге «Эвотора»; видео публикуем на YouTube. Это пять площадок, чтобы поддерживать каждую, нужны ресурсы. Например:

  • текст статьи в блог — 5-15 тысяч рублей;
  • иллюстрация — 5-15 тысяч рублей;
  • фотосъёмка на точке — 5-10 тысяч рублей в час;
  • съёмка и монтаж видео — 15-30 тысяч рублей в час.

Ещё нужны вёрстка статей, поддержка блога, запуск сайта, юридические консультации и десяток мелких статей расхода. Будьте к этому готовы.

Продумайте драматургию

Бизнес много кто открывает, это не очень интересно. Чтобы люди за вас болели, историю надо докрутить. С этим помогла Анна Лобанова: она сценарист, поэтому знает, как надо.

Первое: говорим честно. Мы рассказываем о каждом шаге с численными показателями и «жизой», без цензуры. Раскрываем бухгалтерию, делимся приёмами, а если облажались — не скрываем.

Однажды немного испугались рассказывать, что на маркете торговали без ООО: это же проверка от налоговой, штраф 20-30 тысяч рублей, а мы и так торгуем в минус. Но никаких секретов — значит, никаких секретов; даже если за это тебе может влететь.

Выкладка по деньгам на ноябрь, декабрь подобью на днях. Вот бухгалтерия и финансовая модель

Второе: рассказываем от лица героинь. У нас три персонажа, у каждого свой характер: Саша — реалист, скептик, любит цифры и высокие технологии; Света — стратег, фантазёр, авантюрист и тусовщик; Ира за эмпатию, уют, добро и красоту. В жизни мы, конечно, сложнее, но для истории характеры надо заострить и упростить.

Саша Волкова, Ира Давыдова, Света Панкратова

Третье: сталкиваем героинь. Мы продумали, в чём героини должны конфликтовать: Сашу бесит, что Света и Ира витают в облаках. Света считает, что Саша узко мыслит, а Ира недостаточно авантюрна. Ира думает, что обе её подруги мало заботятся о людях: Света — сноб, а Саша слишком про деньги. Эти конфликты помогают нам двигать историю.

Четвёртое: не скрываем эмоций. У нас не инструкция по строительству бизнеса, а рассказ о живых людях: мы пробуем, если не получается — отчаиваемся, находим надежду, снова пробуем. И каждый раз это эмоциональные качели.

Восторг всегда сменяется разочарованием, а потом — новой надеждой. Как в любой истории

Пятое: держим темп. Обычно бизнесмены полгода-год только ищут помещение: звонят, ходят на точки, спрашивают у знакомых. Вряд ли вам было бы интересно за этим следить.

Поэтому мы должны жить в темпе реалити-шоу: развиваться в три раза быстрее, чем другие, и всё время придумывать какой-то движ. Постоянно бежать, чтобы читатель не скучал.

Шестое: фиксируем круглую сумму. Андрей Романенко дал нам миллион рублей. Почему миллион? Просто это круглая сумма: «спор на миллион», «мы поспорили на миллион» — гладко.

Седьмое: устанавливаем сроки. Мы должны открыть кофейню и вывести её в прибыль за шесть месяцев. Срок такой, чтобы мы могли уложиться, но чтобы читатели не заскучали.

Восьмое: заставляем героев рисковать. Читатель не будет сопереживать герою, если тот ничем не рискует. Ставки должны быть высокие, в идеале — жизнь. Но мы подумали: «Что самое страшное для бизнесмена?» Потерять бизнес. Это и стало нашим большим риском.

Так собралась короткая история: «Мы откроем Stories и выведем её в прибыль за шесть месяцев. Если не успеем в срок, бизнес отойдёт партнёрам — такие условия спора. Мы — Саша и Света — до сих пор работаем в офисе. У нас есть один миллион рублей, больше ничего: ни опыта, ни помещения, ни знакомых рестораторов. Будем рассказывать всё как есть».

Мы завернули эту историю, а потом она стала для нас реальностью. Чёрт, мы же открываем настоящий бизнес. И мы правда должны уложиться в шесть месяцев и один миллион рублей. У нас всё по-настоящему, и это немного пугает.

Как продать идею начальству

Однажды я прочитала в Facebook хвастливый комментарий: «Конечно, если бы у меня были такие ресурсы, я тоже построила бы «Тинькофф Журнал». Я похихикала в кулачок: найти того, кто даст тебе ресурсы, и доказать ему, что ты сможешь с ними справиться — большое дело. Никаких «если бы» просто не бывает.

Наверняка у вас много необычных идей, но сложно убедить руководителя пойти на авантюру. Нам было несложно: весной этого года на каком-то совещании мы не смогли ответить Андрею Романенко на простой вопрос то ли про учёт товаров, то ли про бухгалтерию малого бизнеса.

И тогда он спросил: «А кому не слабо открыть цветочный ларёк?» Так что идея была его, а мы только докрутили и превратили в проект. Андрея уговаривать не пришлось.

От задумки проекта и до старта прошло пять месяцев: всё это время мы докручивали, делали презентации и планы, выкраивали ресурс. Это большая работа. Вот что можем посоветовать другим авантюристам.

Получите доверие

Нужно поработать в компании и показать, что вы болеете за её успех. Руководитель должен увидеть, что вы затеяли проект не просто ради развлечения, что вы не свалите, как только перестанет получаться. Чтобы вам доверяли, надо над этим поработать.

Слайд из нашей первой презентации

Показывайте картинки

Когда мы презентовали проект Андрею, я готовила финансовый план, а Света — презентацию. И было видно, когда Андрей поверил в идею: когда увидел фотку с гипотетической кофейней и стаканчиком (в Photoshop сделали, конечно).

Финансовый план он почти не посмотрел — ясно же, что в таблице Excel любые числа можно вывести при желании. А вот картинки и концепция или убеждают, или нет. Они создают у человека видение.

А вот так стаканчик выглядел на первом маркете. Сейчас мы его дорабатываем

Покажите свой интерес

Руководитель понимает, что если проект вас драйвит, вы будете вкладывать в него гораздо больше, чем восьмичасовой рабочий день. Вы будете думать о нём по ночам, фигачить в выходные и заражать энтузиазмом команду. Но симулировать интерес вряд ли получится: пока не драйвит, не идите с проектом к начальству.

С начала спора прошло два месяца. За это время мы придумали концепцию кофейни, побывали на нескольких выездах и нашли помещение. Осталось четыре месяца, чтобы победить конкурентов и выйти в прибыль. Следите, как у нас идут дела, болейте и почаще пишите — это очень приятно.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Sasha Volkova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 29, "likes": 33, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 31220, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 25 Dec 2017 15:57:00 +0300" }
{ "id": 31220, "author_id": 13282, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/31220\/get","add":"\/comments\/31220\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/31220"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

29 комментариев 29 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
18

Еще бы Минфин, в том числе налоговая служба, с Центробанком открыли бы в регионах свои шаурмячные с отправкой на обязательную стажировку всех манагеров и привязкой зарплаты к показателям точек за время стажировки. Для получения представления о реальности.

Ответить
2

И онлайн магазин с сервером расположенным за грраницей и пусть подключают к нему кассу.

Ответить

0

Ну если там есть возможность подключить кассу удаленно через интернет, то ладно. Хотя если связь с кассой отвалится, то магазин колом встанет?

Ответить

2

вас кто-то обманул, чеки вполне себе делаются без мейла и телефона, указать их и получить чек - это право клиента, но не обязательное условие для платежа

Ответить

1

Вы чуть-чуть не про те кассы сейчас.

Ответить

0

А у вас интернет-магазин? Вы где-нибудь писали о том, в чем сложность 54-ФЗ для онлайн-магазинов? Хочу почитать и врубиться, но не знаю, где

Ответить

0

Классно, спасибо!

Ответить
7

Ну тут я правда не удержусь, извините

Ответить
2

заменила на «сотрудницы Эвотора», чтобы обсуждение не свелось к феминитивам :-)

Ответить
1

Не прогибайтесь под этих шовинистических мизогинов, сестра!!!
(щас организуем "обсуждение", как заказывали)

Ответить
0

*хуемразей

Ответить
0

пфф

Ответить
2

Ну капец!) Вам тут реально пишут что проект выдуман и все ситуации чуть ли не наиграны или обыграны. Всё идёт по сценарию) Этакий Дом-2 от бизнеса) Конфликты, споры, интриги)) Всем кто хочет воспользоваться эвотором, во-первых это глючный супер дешёвый китайский планшет, с древним и необновляемым дырявым андройдом. Во-вторых читайте соглашение) Вы платите деньги и при этом ещё отдаете все данные об ассортименте, выручке, обороту и продажах и клиентах третьим лицам, которые потом перепродаются вашим же конкурентам.

Ответить
2

И да, если бы не обязательное требование онлайн касс, ваш эвотор нужен был бы максимум 1%. Не льстите себе. Всё что вы предлагаете уже реализовано специализированным софтом. На вашей стороне только обязаловка внедрения онлайн ккт со стороны государства.

Ответить
0

нэ согласен. мы работаем на Эвоторе без ФН пока. Есть и плюсы и минусы, но нормуль штука. Дороговато только

Ответить
–1

Какую информационную или практическую ценность представляет собой статья?

Ответить
0

Статья подсказывает тебе, что для того, чтобы понять своего клиента тебе нужно побывать на его месте и, что это может быть очень интересно.

Ответить
2

То есть, до начала реализации этого... кхм... бизнес-проекта, у них не было понимания, какой продукт они делают?

Романенко в одном из интервью характеризовал «Эвотор» как инфраструктурный проект. В моем понимании это сродни «Платону» для рынка грузоперевозок и всему подобному, без чего невозможно осуществлять деятельность на законных основаниях. Соответственно, не очень-то и важно, чтобы клиент был доволен. Это клиенту важно, чтобы его не взъебли.

И, с этой точки зрения, любая попытка повернуться лицом к клиенту воспринимается в качестве манны небесной. Даже такая неуклюжая, как у трех милых барышень из «Эвотора».

Прошу прощения, если обидел кого-то своим комментарием. Ничего личного.

Ответить
0

Нам, чувакам из команды Эвотора, важно помогать малому бизнесу, а не делать «инфраструктурынй проект», как вы его описали.
Почему «неуклюжая»?

Ответить
1

То есть, чтобы стать хорошим травматологом, нужно поломать себе и руки, и ноги?

Ответить
1

Чтобы писать о том, как лечить перелом ноги, надо или сломать ногу, или быть травматологом.

Ответить
0

да, а чтобы стать хорошим патологоанатом, нужно умереть

Ответить

1

Девчонки молодцы! Идея одновременно и смелая, и здравая. Респект. Хотел бы работать в такой команде.

Ответить
2

Глубже!

Ответить
1

Использую кассу эвотор с июля, позиций в магазине одежды более 200...
И вот жадность загубит того, кто сделал ввод товара в кассу только через приложения за дополнительные деньги. Да, я буду жмотить несчастные 300р и быть уверенным что элементарную выгрузку товаров через эксель сделать было можно и это не сложно.
А еще вся ответственность за передачу данных между 1с и кассой лежит на разработчике приложения ...
При подключении кассы говорилось что в налоговую уходит только цифры по продажам... а по факту имя продавцов если заведено, налоги.
Вот про налоги, у меня усн доход-расход. Каким-то непонятным мне чудом из 1с поставщика передались данные в 18% налога и теперь эти 18% пишутся у меня на чеке и возможно передаются в налоговую только оплачивать я их не буду ведь я на усн ... понятно что система новая но смешно смотреть как одни сотрудники говорят одно, а другие другое.
А и да, все эти кассы к сожалению своих денег не стоят потому очередная кормушка для кого-то ( жаль.
Но с другой стороны я рад что это есть на законодательном уровне, с такими кассами намного удобней работать, но сделав бы просто более качественный подукт и туже несчастную интеграцию все было бы куда лучше.
Я не знаю как у других, но фирмой эвотор я не доволен.

Ответить
0

Сказ о том, как хипстари старбакс мутили.

Ответить
0

Креативно!

Ответить
0
Ответить

0

работаю в рекламном агентстве, немного не поняла эти цифры =( вы действительно их выплачиваете?
текст статьи в блог — 5-15 тысяч рублей;
иллюстрация — 5-15 тысяч рублей;
фотосъёмка на точке — 5-10 тысяч рублей в час;
съёмка и монтаж видео — 15-30 тысяч рублей в час.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }