Нашествие виртуальных мобильных операторов
Руководитель проекта «Banki.ru — Связь и интернет» Антонина Самсонова рассказывает о том, что такое MVNO и как будет развиваться это направление в ближайшем будущем.
На прошлой неделе произошли сразу два знаковых события: 11 декабря оператор Tele 2 запустил конвейер виртуальных операторов, а 13 декабря начал работу «Тинькофф Мобайл». Опять же на частотах Tele 2. Похоже, всё идёт к тому, что виртуальных операторов скоро станет много. А это хорошо или плохо?
Такие разные виртуальные операторы
Виртуальный оператор (он же MVNO — Mobile Virtual Network Operator) — это мобильный оператор, работающий под своим брендом, но на мощностях другого, реального оператора.
Это очень удобная бизнес-модель: не нужно вкладываться в строительство сети, не нужно биться за частоты. Зато можно набирать абонентов, получать ценную информацию о них (расходы, перемещения, SMS, звонки, поведение в интернете и так далее), да и тарифы можно сделать даже дешевле, чем у оператора реального — MVNO покупают трафик оптом со скидкой.
Самыми дорогими проектами являются виртуальные операторы, работающие по модели Full MVNO. Они очень похожи на операторов реальных с тем только отличием, что не выстраивают сеть (хотя и такие активности могут быть, просто в небольшом объёме).
Но все остальные функции они берут на себя. На российском рынке долгое время и довольно успешно по модели Full MVNO работал только оператор Yota. А с 13 декабря на нашем рынке появился ещё один «полный» виртуальный оператор — «Тинькофф Мобайл».
Но чаще всего виртуальные операторы работают по модели Light MVNO, когда практически вся инфраструктура арендуется у «материнского» оператора. Существует ещё масса промежуточных вариантов. На каких сегментах работают такие операторы?
Чаще всего это нишевые истории, рассчитанные на определённую группу абонентов. Это могут быть операторы для приезжих (SIM SIM, Aiva и так далее) или туристические карты, работающие одновременно не с одним, а с несколькими операторами, обеспечивая таким образом своим абонентам выгодные условия.
Еще один вариант — виртуальный оператор как дополнительная услуга для повышения лояльности клиентов и сбора ценной операторской информации.
Именно поэтому банки сейчас активно идут на этот рынок. Наличие собственного оператора может стать неплохим конкурентным преимуществом и позволит повысить эффективность маркетинга за счёт анализа и применения операторских данных.
Больше выбор, больше конкуренция. Клиентам — одна польза. Но так ли это?
Подводные камни
До выхода на рынок конвейера виртуальных операторов от Tele 2 создание MVNO было делом нетривиальным, потому их было не так уж и много. При этом, с точки зрения создания Full MVNO сейчас мало что поменяется.
Это процесс затратный, долгий и вряд ли стоит ожидать появления огромного количества желающих запустить своего «полного» оператора. А вот более простые виртуальные операторы могут начать плодиться, как грибы после дождя.
И, привлекая пользователей, могут давать очень выгодные условия и, может быть, даже немного прогнуть по ценам «большую четвёрку». Но в этой схеме должны быть минусы. Можно предположить, какие риски несёт появление большого количества различных MVNO.
- Утечка информации. Что получает оператор? Ценную информацию об абоненте: кому звонит, на что тратит, где бывает. И эта информация может быть очень интересна сторонним компаниям. Поэтому некоторые, не очень добросовестные MVNO могут начать эту информацию продавать. И тут речь идёт не о случайных утечках, как в случае с «большой четвёркой», а о планомерной продаже данных.
- Оператор может просто исчезнуть. На волне бума новой услуги, MVNO будут активно создаваться. Но выживут не все. Многие уйдут с рынка. Большой вопрос: а что будет с их абонентами после этого? Ведь SIM-карта — это общение, контакт, привязанные банковские карты, услуги и приложения. Куда обращаться такому абоненту в случае закрытия его MVNO? К «материнскому» оператору? Похоже, некоторое время на рынке будет царить некоторый бардак, что, возможно, потребует изменения законодательства и инициатив регулирующих органов.
- Оператор-мошенник. И такое тоже может быть. Фактически, для оператора ничего не стоит сделать дубликат SIM-карты и получить доступ к вашим счетам. Поэтому, выбирая MVNO, нужно не только искать выгодные условия, но и смотреть на бренд и историю компании. Компания с сильным брендом, например, банк, вряд ли будут рисковать репутацией. А вот неизвестные компании — вполне.
- Перенасыщение SIM-картами. Уже сейчас у нас на руках много SIM-карт: в телефоне, планшете, других устройствах. И скоро ситуация может стать ещё хуже: люди будут брать выгодные «симки» от MVNO, а потом забывать их закрывать. А счет – это деньги, могут возникать задолженности. На банковском рынке эту ситуацию мы уже проходили. Возможно, увидим её и на рынке телекома.
Что-то будет
К выходу на рынок большого количества новых операторов игроки и эксперты относятся осторожно. Операторы «большой тройки» предпочитают наблюдать за развитием ситуации, но, при необходимости, готовы поучаствовать в создании новых MVNO.
Сам Tele 2 рассчитывает заметно расширить абонентскую базу за счёт виртуальных операторов и даже планирует вывести на рынок в качестве MVNO пару иностранных игроков.
А вот потенциальные абоненты виртуальных операторов, за исключением любителей всего нового, журналистов и тестировщиков, которым по штату положено разбираться в новинках, пока относятся к нововведениям осторожно.
Что ж, как и в любой другой ситуации, время покажет, насколько выгодны для рынка и потребителя MVNO. А мы будем активно следить за ситуацией. Интересно же.
Всегда считал, что банк делает своего виртуального оператора в первую очередь для какой-то экономии на отправке тонн SMS-кодов
Для банка выгоды больше всего в дополнительной привязке клиента и в операторских данных. Банки давнооооо облизывались на операторский билинг. SMS-ки - это уже вторично и не так серьезно, ради этого не стоит так заморачиваться
Перевел от "Билайна" один из номеров в "Тинькофф". Косяки есть, конечно. Личный кабинет абонента пока доступен только через приложение, а настройки APN не присылаются автоматически при смене симки.
Но мобильный интернет стал работать гораздо лучше. Можно сказать, он наконец-то стал работать.
У тинькова есть, как у йоты, возможность смены номера в личном кабинете? (Для себя интересно просто)
Не нашла. Возможно, функция появится позже. На этапе запуска ее не вижу.
Tele 2 сейчас активно вкладываются в 4G (ну и в 5G заглядываются, правда до 2020 года частот для массового рынка не выделят, но на локальных установках скорости они показывали очень неплохие), отсюда и хороший интернет.
Про настройки согласна, мне потребовалось минут 10, чтобы врубиться и все применить/прописать. Думаю, это одна из "детских болезней" продукта, со временем пройдет!
Кратко - "Тинькофф Мобайл" собирает для себя ваши личные данные за ваши деньги. Наценка 100%. А?
Ну так про всех операторов можно сказать. А с наценкой вы погорячились. С роумингом и удвоением первого платежа все не та страшно.
Не понимаю статью. Обвинять новые MVNO а том, что они могут ВНЕЗАПНО закрыться и открыто рекламировать Тинькова.
MVNO "Atlas" от Е.Гордеева уже пару лет живёт и система отличная - получаем минуты и гигабайты от покупок у разных торговых сетей.
Здравствуйте! Отвечаю по пунктам:
1) Статья про MVNO вообще. Плюсы, минусы, какие бывают, как работают. Да, они могут закрыться и это может стать проблемой для их абонентов. Это нормальная жизненная ситуация и про это нужно было сказать.
2) Тинькова открыто (и даже закрыто) не рекламирую. Расписала плюсы и минусы, их примерно пополам. Почему Тинькофф - потому что он недавно запустился и людям интересно, что и как.
3) Атлас имени Гордеева живет и здравствует, чего ему и желаю в дальнейшем. Если помните, на запуске Атласа тоже был хайп и все его тестировали и рассказывали плюсы и минусы. И это тоже была не реклама.
Кстати, насчет 5G -уже начал встречать инфу, что новые мобильники поддерживают 5G... Интересно, когда придет счастье в РФ?
Какую-то ерунду вы встречаете. Есть смартфоны с поддержкой 5G, но они не для масс-маркета и используются для тестирования сетей.
Тестовые зоны 5G уже показали операторы. Были тестовые стенды от Теле 2 и МегаФон, скорости правда потрясающие. Но: частоты 5G для массового рынка будут выделены только в 2020 году, до этого возможны только локальные зоны. На ЧМ 2018, кстати, операторы обещали сделать такие. К 2020 году все больше телефонов будут готовы к 5G, и именно тогда технология станет массовой. Стоит подчеркнуть, что скорости 5G все же больше для общения машин (умные города и все такое), человеку в обычной жизни редко когда нужны такие скорости.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором