{"id":13836,"url":"\/distributions\/13836\/click?bit=1&hash=b61ea41d40ef5596d91409ad89303e69391b638d48696dedc08253272b41c2c3","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u044b \u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 Google Workspace \u0438 Slack","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как IT-компании и стартапы переживают кризис

Нет такой сферы, которой не коснулся бы финансовый кризис, и все с нетерпением ждут, когда «волны» закончатся, и нас перестанет штормить. Но пока пандемия не отступила, а за окном не настала постковидная эра, мы в ЯRUS обсудили происходящее с технологическими компаниями в кризисы. Во время нашего разговора мы немного разобрали вопрос влияния всех волнений на стартапы и крупные компании, а также постарались определить возможные пути, которые могут помочь делу не закрыться под конец кризиса.

Как кризис сказался на IT

Есть мнение, что IT не страдает от финансовых кризисов. К сожалению, это далеко не правда. Технологические компании не существуют в вакууме и тоже реагируют на волнения рынка, с которым связана их деятельность. Если бы предприниматели и правда выстраивали свою работу только с учетом положения внутри их собственной независимой экономики, мы бы не читали новости о банкротствах и массовых увольнениях в компаниях.

По статистике сервиса для сбора информации о сокращениях в технологических стартапах layoffs.fyi, с ноября прошлого года штат пришлось уменьшить 625 командам. Больше остальных из-за ковида ожидаемо пострадали компании, которые работали в индустрии туризма, перевозок и офлайн-ритейла. Часть из них не просто сократили штат, а закрылись совсем. Например, крупный сервис для поиска жилья на время поездок AirBnB, который вырос из небольшого стартапа, уволил 25% штата и очень тяжело пережил пандемию, получив в два раза меньше выручки, чем годом ранее. Если же посмотреть на небольшие стартапы, можно выделить сервис по аренде электровелосипедов Jump. Его в 2018 году купил Uber, но обеим компаниям пришлось нелегко: Jump совсем перестал существовать, а Uber пришлось сократить 14% офиса в Сан-Франциско.

С другой же стороны, есть многочисленные примеры компаний и стартапов, которым кризис помог найти точку роста. Неплохо себя чувствовали проекты, которые упростили для работающего из дома человека его постоянное пребывание в квартире: дали ему еду, развлечения, возможность изучать что-то новое и удаленно общаться с коллегами. Все они испытали значительный приток пользователей и инвесторов, увидевших в них потенциальную прибыль. Один из ярких примеров таких стартапов — российский сервис для дистанционной работы Miro. За 2021 год суммарно ему удалось привлечь $76,3 млн инвестиций.

Что мешает развитию компаний

Как уже было сказано выше, серьезным препятствием становится нестабильная экономика. Инвесторы занимают выжидательную позицию, пересматривая собственные активы, а возможные заказчики начинают сильно экономить, растягивают сроки или уменьшают объемы работы. Понятно, что кризис вынуждает их урезать бюджеты, но многие решения принимаются в панике. Начинается экономия на разработке продукта, который мог бы помочь бизнесу остаться на плаву и выйти из кризиса с минимальными потерями. Нам кажется, что в таких случаях исполнителям нужно уметь донести до заказчиков две мысли. Первая — сайт, приложение или технология станут для предпринимателей главными инструментами ведения бизнеса и должны быть его основной инвестицией. Второе — любое действие человека можно автоматизировать и оцифровать с помощью продукта. Получая готовые решения, предприниматель вычеркивает из бюджета расходы на налоги, содержание рабочих мест, страховки и зарплаты, а также убирает большое количество рисков, связанных с ручным трудом. Все это помогает бизнесу, которому приходится адаптироваться к изменениям и искать пути сокращения расходов.

Помимо экономической составляющей, большой проблемой для развития также может стать отсутствие четкого плана на развитие продукта. Можно вспомнить показательную историю с Clubhouse. Соцсеть не мертва, но уже собирает меньшую аудиторию, чем за первые недели февраля, когда количество загрузок резко выросло с 3,5 млн до 8,1 млн. Разработчики хорошо реализовали продукт, который закрыл потребность пользователей в живом общении во время локдауна, добавив к этой идее еще и элемент причастности к закрытому сообществу. Однако без продуманной стратегии эта закрытость затянулась, в комнатах все чаще обсуждались старые темы и аудитория потеряла интерес. Круто, когда стартапы так выстреливают, но еще круче, когда они знают, что делать со своим успехом дальше.

У кого больше шансов выжить

Выживание компаний в любое время зависит от многих факторов, но все они несущественны, если команда не будет работать и при появлении первой проблемы забьет на проект. По собственному опыту можем сказать, что кризис легко проходит там, где все увлечены своим делом, кроссфунциональны, а также лояльно относятся к своим обязанностям и труду окружающих. Естественно, это больше подходит для маленьких команд-стартапов, где выживаемость буквально зависит от упорства и слаженной работы. В больших же компаниях пропадает эффект единой работы на результат, потому что подключается бюрократия, решения принимаются дольше и сложнее, а поддержание рабочего настроения в каждом отделе из нескольких работников становится труднее.

Неплохие шансы на выживаемость также получают компании, которые изначально не нацелены на супермаржинальность, а честно оценивают свою работу и поддерживают разумный ценник на предоставляемые услуги. Да, кажется, что часть прибыли уходит, но потери компенсируются лояльными заказчиками, с которыми легко выстроить отношения и после кризиса.

Что делать, чтобы остаться на плаву

В кризисы для технологических компаний и стартапов есть три пути, по которым они могут пойти и почти не проиграть.

Первый — изобретение чего-то нового, что позволит компаниям войти в относительно незанятую нишу. На примере локдауна можно проследить, как пустое поле доставки медикаментов после снятия ограничений на онлайн-торговлю безрецептурными препаратами начало обрастать новыми именами, которые позволили пользователям получать нужные им лекарства не выходя из дома. Следующим витком развития таких сервисов должна стать не просто доставка лекарств, а ее полная интеграция с телемедициной, чтобы у пользователей была возможность не только получить удаленную консультацию, но и сразу заказать прописанные ему таблетки.

Второй путь связан с улучшением чего-то старого — предоставлением варианта, который позволит лучше закрыть пользовательскую потребность. Под «лучше» подразумевается качественное превосходство над остальными решениями, уже представленными на рынке. В условиях пандемии мы увидели, как среди уже существующих сервисов доставки продуктов и готовой еды быстро появились новые компании, сделавшие процесс заказа мобильнее и удобнее. По данным NPD Group, доставки в первый квартал 2021-го выросли на 40%, а 20% всех расходов россиян уходили только на заказ еды. В этой нише все еще есть куда расти и что улучшать.

После описания первых двух путей следует сделать небольшую ремарку. В каждой сфере компании до сих пор находят что-то неизвестное или улучшают уже известное. Занять эти ниши реально, но процесс потребует большого количества ресурсов, которые иногда недоступны стартапам с небольшим бюджетом и малым объемом инвестиций. К сожалению, у крупных компаний есть 100% шанс забрать себе кусок рынка и усложнить появление новых решений. Тут сам собой напрашивается пример с Яндексом и Сбером, которые условно поделили между собой сферу доставок как еды, так и медикаментов.

Но здесь появляется третий путь для стартапов — удешевление старого. Стоит помнить, что любой кризис требует от предпринимателей сокращения расходов. По логике, если технология решает за бизнес эту проблему — например, упрощает логистику и учет — то она будет востребована и после кризиса.

Итог

В ходе обсуждения мы пришли к нескольким выводам:

  • Кризис есть и хорошо проходится по всем, даже по IT. Есть исключения, но их намного меньше, чем провальных историй.
  • Нельзя отрицать важности кризисного управления, но без результативной работы и честности любой план быстро отправляется в мусорку, а вместе с ним и надежды на получение прибыли или инвестирования.
  • Жить в кризис можно и путей для развития достаточно. Любая ниша открыта, войти в нее можно, но перед этим все же нужно оценить собственные силы и конкурентов, чтобы не оказаться в их тени.
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null