На мой взгляд, главные злодеи рынка в отношении ИТ-кадров — это сам бизнес, в котором веб-разработчики и разработка не являются частью бизнес-образующей услуги или продукта. В таких компаниях разработчикам платятся чрезвычайно завышенные зарплаты «лишь бы всё работало» и не нарушался основной бизнес-процесс.
Спустя годы эти ребята хотят пойти в агентство, продакшн или аутсорс-продакшн за новыми знаниями, атмосферой и окружением, но их зарплатные ожидания оказываются в разы выше рыночных. Отсюда и складывается дефицит разработчиков, особенно в Москве.
Поэтому в столице за вменяемую зарплату никого уже не взять. Остаются варианты — выращивать разработчиков из «джунов» самостоятельно, набирать региональные офисы (в городах с населением от 500 тысяч человек) или организовывать удалённую команду.
Если говорить о внутренних трудностях продакшн-компаний, то, например, наши можно описать так: «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Не хватает менеджеров с большой буквы, людей, которым можно делегировать целые направления для уверенного развития и роста. Приходится думать об «институте топ-менеджмента» внутри компании, что требует больших усилий и времени.
Что делать проектам, у которых внутри нет продуктолога и ИТ-управляющего?
Можно обратиться в агентство, которое сможет предоставить такие компетенции. Однако, не стоит забывать, что в данном случае агентство будет владеть этим продуктом и потом уйти от него будет трудно.
Сколько можно тиражировать этот бред про нехватку программистов?
Столько, сколько потребуется для того, чтобы быть услышанными.