Буквенная блогосфера

Количество контента в блогосфере неустанно увеличивается. Среди океана медиаматериалов люди теряет рассудок. «Сила слова» приобретает особо важное значение для осознанного потребления. Какие текстовые площадки важны для читающей и пишущей аудитории? Кого читают в Telegram, и сколько стоит пост у блогеров? Какими станут блоги 3.0? Смогут ли блогеры когда-нибудь заменить прессу? О прошлом и будущем текстовых богов в материале агентства «Интериум».

Алексей Астафьев, соучредитель digital-агентства «Интериум»

Буквенная блогосфера

Эволюция текстовых блогов

Первые платформы для блогинга появились в 1999 году. Это были: Blogger и LiveJournal, спустя 3 года запустили российский сайт Diary.ru. В 2000-е многие в России делали блоги на Narod.ru. Этот конструктор позволял сделать неплохую страничку с собственным дизайном. В те времена, чтобы стать обладателем по-настоящему интересного блога, нужно было сильно постараться и уделить этому время. Например, чтобы отправить текст под кат в ЖЖ, следовало знать азы программирования и команды вроде: <lj-cut text>, встраиваемые прямо в текст. Кстати, в 2013 году все страницы с «народа» были переведены на более современные платформы от конструктора сайтов uCoz.

На заметку. uCoz – это современный конструктор сайтов, работающий на фримиум модели (основной функционал пользователи получают бесплатно). Например, сайт Pedsovet.su «написан» еще на narod.ru, тогда это был сложный процесс, каждую страницу делали с нуля, сегодняшний функционал uCoz позволяет работать с шаблонами «Новости», «Фотоальбом» и другими, что заметно ускоряет и упрощает процесс.

TypePad, WordPress стали доступны в 2003 году, спустя год появился Facebook. Популярность постов длиною в 140 символов наступила в 2006 году с рождением Twitter, тогда же русскоязычные пользователи познакомились с ВКонтакте. Красивые картинки в блоги Instagram пользователи начали выкладывать в 2010 году. В 2012 году мир узнал платформу Medium. Telegram стал известен нам в 2013 году.

Буквенная блогосфера

Естественный процесс эволюционирования, многообразие платформ привели к расширению сферы влияния и возникновению множества разновидностей блогов.

Распространенной является классификация «сетевых дневников» по тематикам: путешествия (например, блог ведущей «Орла и решки» Жанны Бадоевой), политика (каналы «Незыгарь», «Сталингулаг»), ЗОЖ и правильное питание (влог Yougifted Russia), образование, материнство (сообщество Бэбиблог), психология, астрология, кулинария, мода и стиль и др.

В общем смысле блоги делятся на отдельные сайты в виде автономных ресурсов и страницы в социальных сетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте, ЖЖ и др.) или блогоплатформы (WordPress, Medium, Blogger).

Инструменты писателя

Последние годы показывают, что количество контента в блогосфере неустанно увеличивается, блогеры полюбили использовать мультимедийные материалы, однако текстовые блоги продолжают жить. И сегодня блогеру-текстовику доступно огромное количество инструментов и площадок.

Платформа WordPress (в том числе ее русскоязычная версия) в большинстве обзоров присутствует на передовых позициях, благодаря своей простоте, доступности и бесплатности. На официальном странице платформы сообщается, что в мире 29% сайтов и 60 млн. людей пользуются WordPress, сегодня на ней работают такие ресурсы, как: индийский Vogue, блог певицы и актрисы Kate Perry, сайт певца, продюсера и актера Snoop Dogg, ресурс в поддержку американского экс-президента, российский Lifehacker. Нужно понимать, что Wordpress – это именно конструктор сайтов, а потому там нет ленты, друзей, каналов и прочих «атрибутов» социальной сети.

Быстрый, бесплатный и простой Medium от создателей Twitter позволяет отыскать и стать автором материалов на самые разные темы: от легкомысленных набросков до глубоких журналистских исследований. В популярном среди иностранцев Медиуме можно быть подписчиком авторов или публикаций. Еще одно уникальное отличие этой платформы от других схожих площадок заключается в том, что на полях к текстам можно оставлять комментарии в виде заметок, которые используют как сноски или, например, минирецензии.

LiveJournal, по-прежнему, жив в наши дни, но представляет интерес, преимущественно для журналистов, политиков, тех, кто по инерции продолжает писать «умные» тексты. Например, для аудитории интеллектуалов возраста 50+ воде Colonel Cassad, El Murid, а также тех, кто привык читать тексты без цензуры. Из плюсов платформы – возможность пролистать, перечитать, отсутствуют жесткие табу, да и в поисковиках хорошая индексация.

Остаётся популярным среди пользователей Twitter, где до сих пор активно рассказывают о жизни простыми и незамысловатыми фразами, максимально допустимая длина которых в конце 2017-го года была официально увеличена со 140 до 280 символов. Вот пример твита журналиста Олега Кашина, который органично вписан в расширенный до 280 символов диапазон.

Буквенная блогосфера

Участники социальной сети ВКонтакте продолжают использовать её в качестве блогоплатформы. В прошлом году, там появился инструмент, позволяющий редактировать длинные тексты с вложениями. Кроме того, ВКонтакте теперь имеет Accelerated Mobile Pages (AMP) и пользователи могут по аналогии с встроенными статьями Facebook читать статьи внутри социальной сети, загружая их быстрее. А ещё AMP поддерживает «вконтактные» материалы, которые помещены с помощью виджетов на другие сайты. Пример такой статьи ВКонтакте выглядит так:

Буквенная блогосфера

Блоги 3.0

Пусть у WordPress, Medium, LiveJournal и других подобных ресурсов имеются свои преимущества, сегодня большинство пользователей переключили свое внимание в сторону Telegram и активно осваивают Яндекс.Zen.

Детище Павла Дурова представляет особенный интерес благодаря доступности, мгновенной связи, удобству, анонимности. Каналы Telegram выглядят как длинные ленты из текстового контента и мультимедийных материалов, прокручиваемых читателем без возможности отвечать на них. Отсутствие комментариев позволяет авторам избежать возмущения аудитории. Когда у читателей нет возможности ответить, но важна обратная связь, на помощь блогерам приходит виджет с голосованием (понравилось/не понравилось), помещаемый после текста. В Telegram нельзя попасть в папку спам, а еще здесь относительно просторно, и даже у топовых каналов количество подписчиков исчисляются пока только тысячами.

Одна из полезных опций Telegram – Telegraph, он позволяет встраивать в канал текст с графическими изображениями, благодаря чему статья в итоге выглядит как в обычных СМИ.

Буквенная блогосфера

В Телеграфе статьи можно редактировать по вкусу: делать шрифт жирным и курсивным, выделять цитаты, создавать списки, а еще транслировать ролики YouTube, разворачивать посты Twitter без перехода в первоисточник. При переходе на сайт пользователь увидит три поля: «Title», «Your name», «Your story». После заполнения всех строк, можно нажать кнопку: «Publish». И полностью анонимная и непривязанная к аккаунту заметка появится на платформе, ей будет присвоена уникальная ссылка, которую, кстати, можно встроить в любой сайт, а не только в Telegram-канал.

В декабре 2017-го года у пользователей Telegram появилась еще одна удобная опция – эмбеды – с помощью которой встраиваются статьи из платформы на сторонние сайты. Чтобы статья появилась на сайте, следует открыть ее в браузере и нажать внизу страницы «<> embed», появившийся код можно разместить на любом ресурсе.

<script async src="https://telegram.org/js/telegram-widget.js?3" data-telegram-post="businessandideas/5" data-width="100%"></script>

Буквенная блогосфера

Ещё одна трендовая разработка будущего – Яндекс.Zen. Новый продукт имеет 10 млн. каждодневную аудиторию, при этом совмещает в себе текстовые блоги и алгоритмы поисковика в выдаче информации. На Zen есть два варианта размещения: с помощью канала и источника (в том случае, если у же есть сайт, то он будет использован в качестве источника публикаций, а новые читатели будут приходить из Zen).

Буквенная блогосфера

В чем же принципиальное отличие Zen от всего, что сейчас есть на рынке?

Во-первых, разработчики оказывают некоторым каналам спонсорскую поддержку, а при преодолении необходимого минимума просмотров – появляются широкие возможности заработка. Для того, чтобы включить монетизацию поста, нужно за 7 дней набрать 7 тыс. дочитавших до конца пользователей, со средним временем просмотра не меньше 40 секунд (если <40 сек., то публикация вообще не будет учитываться при подсчете метрик). Вариантов заработка два, их можно менять: простой заработок с выводом средств в электронный кошелек или с подключением рекламного кода (монетизация с помощью прямых продаж и рекламных сетей). По версии самого Яндекса первая схема заработка подходит независимым авторам, вторая – большим изданиям. Так, канал «ProKino» зарабатывает больше 40 тыс. руб. в месяц, канал «Я могу» – больше 30 тыс. руб.

Во-вторых, Zen учитывает интересы аудитории: у нечитаемых текстов просто неправильная целевая аудитория, которую нужно изменить. Алгоритмы отбирают материалы, интересные конкретному читателю. Zen даёт возможность журналистам и блогерам настроить свой канал и найти свою аудиторию (даже самую узкую) самостоятельно.

В-третьих, издатели могут подключить RSS, лучшие материалы появятся в ленте.

В-четвертых, Яндекс придумал новый формат видео – нарратив, который схож по своей сути с Instagram Stories. Нарратив – это последовательность экранов: главного, промежуточного и последнего, в идеале при грамотном оформлении нарратив выходит единой визуальной историей с одинаковым текстом и логикой. Рекомендуемое расширение для нарратива: 660 на 1130.

Оставаясь крайне вдумчивым по отношению к пользователям, Яндекс оговаривает четкие требования ко всем публикациям в Zen, которые не могут быть только ссылочными, содержать спам, порнографию, шок-контент, ненормативную лексику. Эпоха блогов 3.0 обещает быть очень культурной.

Буквенная блогосфера

Tele-блоги и мега-цены

Охват, мощность и КПД блога в каждом конкретном случае вычисляются отдельно. Если раньше все зачитывались ЖЖ, пересказывая взахлеб прочитанное у любимых авторов, то сегодня интерес повернулся в сторону Telegram. Эта социальная сеть выступает как в роли мессенджера, так и блогоплатформы. Каналы самых разных тематик способны удержать интерес к текстовым посланиям многомиллионной аудитории (читать их легко и удобно). Кстати, у ведущих блогеров весьма ощутимые ценники, это доказывает, что их подписчики – это реальная платежеспособная и интересная рекламодателю аудитория.

В сети можно найти большое количество рейтингов и обзоров популярных Telegram-каналов и блогов, например: обзор1, обзор2 , обзор3.

Рейтинг Telegram Analytics включил в 10-ку популярных блогов разных тематик. Начиная с @teleblog – главного блога о Телеграме, в котором публикуются новости, советы, инсайды (118,5 тыс. подписчиков), туда же попал блог Ильи Варламова @varlamov, в котором 90 тыс. подписчиков. Кстати, в прайсе Варламова стоимость текстового пакета составляет 700 тыс. руб., пакет видео с роликом на YouTube – 250 тыс. руб., цена поста в Telegram – 150 тыс. руб.

В обзорах присутствует блог Артемия Лебедева @temablog (больше 92 тыс. подписчиков), платный пост здесь стоит уже 90 тыс. руб. В комментариях от автора канала указано, что один подписчик = 1 руб., вот такое ценообразование.

Канал «Тупость, глупость и задор» - это личный блог лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова (больше 69 тыс. подписчиков) – один из частых участников рейтингов.

Канал о жизни в зарубежных странах «За бугром» @za_bugrom (44 тыс. подписчиков) делает платные публикации по цене 60 тыс. руб., при этом автор обещает, что пост будет находиться не менее 8 часов на первом месте, не менее двух недель в ленте. У того же «За бугром» можно заказать подборку из пяти каналов по цене 20 тыс. рублей за каждое место.

Буквенная блогосфера

В обзоре присутствуют блоги Варламова, Лебедева, Шнура, Марии Шпак с 72 тыс. подписчиков, канал «Криминалитет» с обзором громких преступлений и различной информации о преступном мире (у него 41 тыс. подписчиков).

Закон для авторов

Спустя 20 лет после появления первых блогов, интерес к ним только растет, в том числе, со стороны государства. С годами меняется способ подачи материала, он становится более удобным, лаконичным, органичным. Сегодня блогинг регулируется законодательно (внесением изменений в Федеральный Законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), ведь не зря многие опасаются, что не далек тот день, когда власть федеральных СМИ захватит федеральный Telegram (ведь Кремль уже ссылается на его сводки).

Буквенная блогосфера

Говоря обычным языком, блогер в России – это лицо, публикующее авторский материал с указанием имени или псевдонима, который в течение суток смотрят больше 3 тыс. человек. Блогер, как человек добропорядочный, соблюдает запреты, проверяет достоверность и верит в правдивость своих слов, мыслей и вообще постов.

Многие думают, что блогеры смогут однажды полноценно заменить прессу. Ведь среди океана медиаматериалов всё же особенный и стабильный интерес остается к текстовым площадкам с качественным контентом. Очевидно, что квазипопулярные блогеры умело управляют сообществом, свободно высказывают свое мнение и с легкостью дают оценки. Однако на данный момент Telegram и подобные социальные медиа не создают прямую конкуренцию СМИ. Прежде всего, площадки рассматриваются специалистами как дополнительный источник/ удобный инструмент для размещения контента, который является необходимым дополнением к традиционным СМИ, но никак не заменяет их полностью. Вероятно, в будущем эта ситуация может измениться.

Несмотря на то, что мир периодически «сходит с ума» по красивым картинкам в Instagram, «сила слова», по-прежнему, имеет важное значение. Об этом говорит и Яндекс, создавший Zen-платформу будущего, да и каналы в Telegram преимущественно текстовые, а не с медиаматериалами. Очевидно, что на смену странной выборке ленты в Facebook скоро придет вдумчивый искусственный интеллект, способный дать нам именно те статьи от законопослушных блогеров, в которых мы сегодня нуждаемся.

1.2K1.2K открытий
Начать дискуссию