{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новое в недвижимости: шеринг офисов. Почему это выгодно?

Управляющий директор сети смарт-офисов SOK Михаил Бродников

С середины 2000-х годов в совершенно разных сферах деятельности человека начала распространяться модель совместного потребления (шеринг). Ее основная идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Такой подход стал применяться к различным сферам, в том числе, к офисной недвижимости. Можно рассматривать это как эволюционный процесс — от владения к аренде, от аренды к шерингу.

Такая эволюция происходит прямо сейчас в мире офисной недвижимости — это победоносное шествие различных форм совместного использования офисов. У этого вихря десятки имен — коворкинг, гибридные пространства, agile офис. Мне больше нравится термин смарт-офис. Далее я буду оперировать только им. Не удивительно, что на волне таких масштабных изменений все наперебой описывают преимущества этой модели для собственников недвижимости и малого бизнеса. Попробую быть оригинальным и предложу взгляд на офис-как-сервис немного с другой стороны — от корпоративного клиента, для которого, на первый взгляд, такое предложение не релевантно.

Концепция сервисного подхода к аренде офисов становится востребованной в первую очередь в мегаполисах — Нью Йорке, Лондоне, Париже, Москве. Парадокс в том, что именно в этих городах наиболее развиты рынки коммерческой недвижимости на вкус, цвет и бюджет. В чем природа этого противоречия? Причина, на мой взгляд, кроется в разнонаправленных интересах бизнеса арендатора и арендодателя. Маскировать это противоречие становится все сложнее.

Большинство собственников рассматривают коммерческую недвижимость как консервативный, но надежный инвестиционный инструмент, как следствие они заинтересованы в сейв-сделках — крупных арендаторах с долгосрочными контрактами (Яндекс, Марс, Данон, Роснефть).

С другой стороны бизнес этих арендаторов переживает переход на 6-ый технологический уклад — “большая идея” и новаторство в использовании технологий для изменения привычных бизнес-моделей (technology disruption) становятся синонимами успеха. Люди, способные создавать такие идеи и управлять изменениями, становятся ключевым звеном механизма трансформации корпораций — перезапуска бизнеса. Эти люди быстро собирают вокруг себя небольшие креативные команды, способные полностью перевернуть привычный уклад вещей. Таким командам свойственен быстрый рост, высокая мобильность, использование сервисных моделей в обиходе (именно они являются драйверами бурного роста облачного программного обеспечения) и, что самое важное , открытый подход к коммуникации. Такие команды наименее заинтересованы в капитальных затратах, долгосрочных обязательствах, ограничениях в возможности роста и коммуникации с рынком.

Как следствие, они видят в традиционном офисе угрозу для своего существования.

На стыке этих противоречий, через два года после основания, в 2010 году взошла звезда WeWork — компания, создавшая на сегодняшний день наиболее развитую сеть смарт-офисов и, что намного важнее, свой культурный код. Сегодня эта компания оценивается почти в 20 млрд долларов и входит в топ-10 списка «единорогов» — стартапов стоимостью свыше 1 млрд долларов. Несмотря на феноменальный рост и головокружительный результат на сегодня WW трансформировала 0,003% мирового рынка коммерческой недвижимости. И, если монополизировать рынок смарт-офисов им вряд ли удастся, то “поджечь” фитиль изменений у них уже точно получилось — по прогнозам, к 2020 году объем мирового рынка «умных офисов» будет увеличиваться на 10% в год и составит $43 млрд.

Сегодня инновации из инструмента поддержания бизнеса превратились в обязательный элемент его развития и в конечном итоге выживания. В прошлом году «Билайн» запустил «революционный» цифровой мессенджер Veon. IT подразделение Сбербарка Сбертехнологии в штате которого работают 16 000 человек, последние 5 лет обеспечивает технологическое лидерство банка.

Смарт-офисы станут средой для развития инновационных проектов супер-компаний (корпоративного сектора). Именно здесь корпорации с отработанными внутренними протоколами и налаженными процессами будут искать идеи и планировать шаги для развития. Здесь же будет формироваться сообщество из талантливых профессионалов с критическим мышлением, открытых для общения, готовых формировать будущее, изменяя настоящее.

И прежде чем скептики и зубры коммерческой недвижимости начнут перечислять все аргументы против, которые у них, без сомнения, найдутся, пусть попробуют ответить на вопрос — “куда из вашего лексикона пропало слово таксопарк?”

0
2 комментария
Kirill Pankin

«Солидная фирма возьмёт в аренду дырокол.»

Ответить
Развернуть ветку
Александр Клинуев

Денег нет, вот и пересдают часть в аренду.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда