Путь новичка-самоучки: от оформителя групп во «ВКонтакте» до младшего дизайнера в Redmadrobot

Как статьи в интернете и ведение блога помогли мне повысить навыки в веб-дизайне и найти работу.

Это рассказ о том, как я пытался стать веб-дизайнером. Это не история успеха, а просто история. Я хочу показать, каким извилистым и непредсказуемым был путь, который я прошёл.

Все мы видели статьи из разряда «Шесть советов начинающему дизайнеру», но мало кто знает, какими усилиями выстрадан этот опыт. Оригинальный текст опубликован в моём блоге.

Путь новичка-самоучки: от оформителя групп во «ВКонтакте» до младшего дизайнера в Redmadrobot

Вводная

Раньше я работал фрилансером, оформлял группы во «ВКонтакте». В определённый момент пришло понимание следующих вещей:

  • Я занимался не дизайном, а оформительством. Я прочитал много книг и статей, из которых понял, что дизайн — это про бизнес и продукт, а не только про красивые картинки.
  • У меня начали падать доходы. Этого не было видно в обычной жизни, но когда я посмотрел на динамику заработка, стало ясно, что есть проблемы.
  • Я зависел от платформ fl.ru и vk.com. Профиль на фриланс-сайте был моим единственным источником заказов. Fl.ru в то время сильно штормило: пришла новая администрация, подняла цены на про-аккаунт в три-четыре раза, ввела ряд платных услуг. А «ВКонтакте» вообще одним обновлением могла прибить всю мою деятельность, оставив без работы.

Старт

Я решил постепенно переходить с оформления групп на дизайн сайтов. Но, зная, насколько я ленивый, пришлось перестраховаться. Для этого я создал блог, написал, почему хочу стать дизайнером, описал свои текущие навыки и рассказал, что планирую сделать на старте. Затем опубликовал эту информацию в блогах на fl.ru и в сообществе дизайнеров CreativeRussia.

Когда ты заявил людям в интернете что сделаешь что-то, становится страшнее всё это бросить. Психологи называют это публичным подкреплением, и в моём случае оно сработало. Публикация выглядела так:

Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Мне 24 года. Я делаю дизайн и вёрстку групп во «ВКонтакте». Эта работа кормила меня четыре года. Но в последние полгода доходы упали.

И это первая причина, почему я хочу стать веб-дизайнером. Вторая — я не расту и не развиваюсь. Я остался там, где и был два-четыре года назад. Я давно не чувствую, что получаю новый опыт. Я застрял.

«Отлично, но как это поможет мне?» — спросите вы. Мною движет желание получить новые знания и превратить их в интересную историю. У неё будет два конца: счастливый или печальный. При счастливом исходе вы получите готовую историю, как стать дизайнером. При печальном — рассказ, чего не нужно делать. Оба исхода окажутся полезными. У вас будет или пошаговое руководство, или путь, которым лучше не идти.

У меня нет дизайнерского или художественного образования. Я начинаю со следующими умениями:

  • Типографика — нулевой уровень.
  • UI/UX — нулевой.
  • Работа с цветом — на среднем уровне.
  • Композиция и сетки — нулевой.
  • Прототипирование — нулевой.
  • Текст — нулевой.
  • HTML и CSS — базовый уровень.

Дополнительно упомяну другие навыки, не имеющие прямого отношения к дизайну. Владение Photoshop выше среднего. Английский — на уровне чтения статей и поддержки беседы. Но не беглого разговора.

Путь будет завершён, если я получу работу веб-дизайнера.

Начало

Недолго думая, я накидал примерный план. В качестве теории взял изучение курса академии «Яндекса» и пяти курсов на Coursera из специализации Interaction Design. В качестве практики я хотел участвовать в конкурсах на dizkon.ru и 99designs.com.

План не был результатом длительных раздумий и анализа, и как итог 21 час теории я смотрел два месяца и ни в одном конкурсе не поучаствовал. Если конкурсами я передумал заниматься сразу, то с теорией вышло неожиданно.

Я понял, что саботирую собственное развитие. Вяло изучал теорию и не занимался практикой. Поэтому нужно было всё заново обдумать и попробовать новый план.

DailyUI

И я решил взяться за DailyUI Сhallenge на Dribbble. Его суть заключается в следующем: каждый день ты отрисовываешь один экран интерфейса в течение ста дней. Это может быть что угодно, например, форма логина, карточка товара, календарь, форма оплаты и так далее.

Это подталкивало рисовать каждый день, но тут вскрылась проблема. Я хорошо владел Photoshop, но плохо понимал интерфейсы, поэтому половину процесса занимал поиск референсов и изучение статей с «лучшими практиками». Это очень сильно тормозило, и там, где профессионалы справлялись за один час, я тратил все восемь.

Это привело к тому, что в первую неделю я сделал всего три экрана, а за последующие четыре месяца — ещё один. Сам формат оказался полезен, но, когда ты новичок, его сложно выполнять.

Реальные проекты

Когда не взлетел формат DailyUI, я решил попробовать что-то другое. Причём нужен был элемент, который позволит довести проект до конца. И в голове появилась следующая концепция: брать реальные проекты из областей, которые мне интересны. Естественно, всё было на волонтёрских началах, и денег никто не платил.

Первый проект я нашёл в вакансиях сообщества CreativeRussia. Таня Смирнова искала человека, который помог бы сделать дизайн для сайта Self-Unboxing, посвящённого осознанности. Я проверил, не отдаёт ли проект эзотерикой, и решил взяться за него.

Второй проект я случайно нашёл в Twitter. Вадим Юмадилов расшарил свою заметку, в которой написал:

Я ищу ребят, чтобы вместе запускать проекты: свои и для клиентов. Буду рад дизайнерам, программистам, иллюстраторам, редакторам, диетологам, писателям — всем, кто хочет сделать что-то интересное. «Не слабо» — основной принцип нашей работы. Пишите, если хотите работать вместе.

Я решил не упускать такую возможность и написал Вадиму. После этого мы созвонились и договорились вместе поработать над проектом — промостраницей для приложения «Тяжеловато». Мне тогда были интересны темы экономики и финансовой грамотности, поэтому я взялся за проект.

Первый коммерческий проект

Спустя месяц случилось неожиданное. Мне прилетело письмо с заголовком «Кириллу, короткое письмо по возможной работе», в котором было написано следующее:

Кирилл, приветствую. Увидел ваш блог, мне понравился. Вы можете мне помочь разработать классный сайт? Если да, то я напишу свою задачу, если нет, то останусь читателем вашего блога. Жду ответа. Хороших вам выходных.

Естественно, моя первая мысль была, что сейчас предложат делать лендинг за 3000 рублей очередному инфобизнесмену. Но я переборол свой скепсис и изучил проект.

Оказалось, что это компания «Арка Групп», которая помогает клиентам узнать, сколько стоит их бизнес. Они оценивали стоимость компании перед сделкой, чтобы выгодно привлечь инвестиции, продать или купить долю. Я облегчённо выдохнул — не инфобизнесмены. Я ничего не понимал в консалтинге, поэтому мне было интересно взяться за проект.

Что бы вы понимали, на тот момент у меня не было никакого портфолио. Всё, что я имел — это блог с отчётами, профиль на Dribbble с тремя шотами интерфейсов и сайт с двумя абзацами текста. Поэтому на первой стадии мне пришлось показывать свои лайки на Behance. Серьёзно.

Прыжок в бездну

Во время работы над проектом Self-Unboxing я решил сделать очень странную штуку. Заключалась она в следующем: я дал обещание, что самостоятельно сделаю вёрстку на проекте с параллакс-анимацией. За три недели. Параллельно работая над дизайном двух проектов. Имея нулевые знания в вёрстке.

Естественно, я ничего не сделал. Не потому, что не потянул вёрстку, а потому, что испугался фронта работ и начал саботировать эту идею. Это выражалось в том, что я отодвигал старт изучения вёрстки, а когда собрался с силами, было уже поздно. Я в начале предупредил заказчика, что эта затея может пойти не по плану, и мы заранее договорились, что в таком случае меня подменит опытный верстальщик.

Не делайте так. Я ещё ничего не понимал в дизайне, а уже хотел прыгнуть в другую область и изучить там всё за три недели.

Снова неудачи

Я продолжал работать над проектами «Арка Групп» и Self-Unboxing. С заказчиками я обсудил понимание задачи, сделал наброски, накидал вайрфреймы, и пришло время отрисовывать дизайн. Я посчитал сроки по всем правилам тайм-менеджмента, заложил в них извержение вулкана в радиусе 500 км и отключение интернета как минимум на пять дней. Всё шло прекрасно.

А потом произошла «магия», и вот я уже сижу в день дедлайна, так и не приступив к работе. Мне нечего было показать заказчикам. Я полностью обосрался и начал писать первому:

Здравствуйте, Сергей. Как вы могли заметить, я обещал прислать макет в понедельник, а уже вторник, но макета всё нет. Скажу прямо, без увиливаний. К макету я приступил только вчера. Весь срок я ничего не делал. У меня эта привычка — откладывать дела до последнего — появилась давно. Мне стыдно за неё. Мне стыдно, что первые проекты в моей новой карьере страдают от моей неспособности самоорганизоваться.

Поэтому я решил наконец-то избавиться от этой привычки, и это письмо — как раз часть плана. Вы говорили, что я могу взять сколько нужно времени, и я хотел бы взять дополнительно десять дней до 16 сентября. При этом я должен сделать следующее: 5000 рублей, которые должны были быть оплачены в конце разработки, останутся у вас. Это цена, которую я должен заплатить за своё невежество.

Сказать, что я сгорал от стыда — ничего не сказать. А тут ещё и второе письмо надо писать и заново всё это переживать:

Привет, Тань. Я — мудак, макеты не готовы. Поэтому созваниваться завтра нет смысла. Но я пишу немного по другому поводу. Моя привычка сдвигать сроки проходит нитью через всю мою карьеру. И я решил избавиться от неё. Помнишь, я писал, что сейчас читаю книгу «Силу воли». Я начал брать оттуда многое и уже вижу, что мне это помогает. Также я применяю старые техники и психологические приёмы, которые работают на меня. Это письмо, кстати, один из них.

Я, конечно, понимаю, что проект у нас некоммерческий и можно было бы так не запариваться. Но мне самому неприятна такая ситуация. Поэтому я решил превратить стыд из негативного чувства в драйвер мотивации.

Мне нужен срок до 16 сентября.

Когда я писал эти письма, прояснилась одна мысль: наступил момент, когда я должен был показать, чему научился в дизайне, но испугался. Испугался, что у меня это не получится, поэтому откладывал работу ровно до момента, когда всё стало плохо.

Раньше примерно на каждом четвёртом проекте я задерживал сроки на один-два дня. Заказчики легко соглашались дать пару дополнительных дней, и этого хватило, чтобы сформировать привычку.

Поняв это, пришлось применить весь арсенал приёмов, чтобы её разрушить. Для начала я не стал скрывать, что у меня есть проблемы, и рассказал всё заказчикам. Затем я пожертвовал материальным и отказался от части оплаты.

Потом приступил к перестройке организации процесса, руководствуясь теми знаниями, которые я имел, но не применял. И в завершение я написал это сообщение, чтобы сработало публичное подкрепление.

Что произошло дальше с этими проектами

«Арка Групп»: после моего письма Сергей сказал, что «я умею убеждать» и дал дополнительное время. В конце материала вы узнаете, завершил ли я этот проект.

Self-Unboxing: Таня после письма сказала, что ничего страшного, но дизайном на проекте я больше не занимался. Всё, что успел сделать, это вайрфреймы и первоначальный скетч.

«Тяжеловато»: проект в определённый момент забуксовал на всех уровнях. Конкретно мне не хватило опыта в дизайне, чтобы быстро собрать страницу. Почитайте колонку Вадима, где он рассуждает, почему всё пошло не так.

Вот так выглядел кусок последнего варианта промостраницы
Вот так выглядел кусок последнего варианта промостраницы

Первая вакансия

Параллельно я уходил с fl.ru и прекращал работать дизайнером групп. Полноценно сделал это в июле 2016 года, когда получил деньги за «Арка Групп». Было очень страшно. Страшно, что, возможно, этот заказ случайный, и их больше не будет. Поэтому с того времени я просматривал вакансии и на тему веб-дизайна, и на тему соцсетей.

Самая первая вакансия, на которую я откликнулся, была на младшего дизайнера в Gridly. Это важный момент, потому что тут я опять получил пинок под зад. Тогда они только открылись, и я решил написать:

Добрый вечер, Константин. Увидел вакансию джуниора на CreativeRussia и решил написать. Меня зовут Кирилл Мосин, я — начинающий дизайнер. Я ищу возможность попасть в крутую команду, чтобы развивать свои навыки и помогать заказчикам реализовывать проекты.

У меня нет полноценного портфолио, поэтому готов выполнить тестовое задание. Можно посмотреть на мои зарисовки на дрибле. Можно почитать блог, где я описываю свой путь становления дизайнером.

Я честно предупредил, что я начинающий дизайнер, и у меня нет портфолио. Для работодателя нанимать дизайнера без внятного портфолио — как играть в русскую рулетку. Поэтому я сразу согласился выполнить тестовое задание.

Меня попросили переделать одну страницу сайта, и я поставил срок в неделю. И что же произошло? Правильно, я опять ничего не сделал. Потому, что вот она — прекрасная зона комфорта, а мне предлагают из нее выйти в окно. Я попросил дать мне дополнительный срок, и Костя ответил:

Я в первую очередь ищу заинтересованных в работе именно в нашей команде людей. Маньяков своего дела, готовых впахивать, но делать круто и улучшать себя и итоговый продукт от проекта к проекту.

В связи с этим вряд ли мне подойдёт человек с более приоритетными задачами. Кажется, что на такую простую страничку с головой хватило бы недели (на самом деле — два-три дня уже потолок). К сожалению, мы не подойдём друг другу в этом плане.

Спасибо ещё раз за отклик, удачи в поисках!

Было обидно. Но справедливо. Я рад, что тогда люди не пропускали такой херни, и я каждый раз получал лопатой реальности по голове.

Новая работа

В июле 2016 года я откликнулся на вакансию дизайнера в соцсетях в LittleBigAgency. Мне дали тестовое задание, я его выполнил, мы пообщались с креативным директором, и я получил работу. Моей задачей была отрисовка публикаций для крупного российского клиента.

Я получал зарплату сравнимую с тем, что я получал раньше, и при этом работа не занимала больше двух часов в день. Идеальный вариант, чтобы не умереть с голоду и продолжить развиваться в веб-дизайне.

RussianDesignCup

На девятом месяце с начала событий я решил поучаствовать на RussianDesignCup и написал, что «это отличная возможность продемонстрировать, чему я научился за девять месяцев. Если, конечно, не отвалюсь ещё на отборочной стадии».

Для себя я поставил цель — хорошим результатом буду считать попадание в верхние 25% участников. Реальность расставила всё по своим местам — 431 место из 608. То есть я попал в нижние 25%. Это спустило меня с небес на землю и напомнило мне, что я нихера пока не умею.

Полная <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frussiandesigncup.ru%2Fsolution%2F1446%2F&postId=34275" rel="nofollow noopener" target="_blank">работа</a> на сайте
Полная работа на сайте

Страница прогресса

В этом же месяце я созванивался с Сашей Бизиковым. Он подкинул идею завести страницу, где можно было бы показать всё, чему я научился и что сделал за время обучения. И я завёл такую страницу.

С Сашей мы обучались параллельно с самого начала. Он пришёл и написал комментарий в первой публикации, и с тех пор мы следили за работой друг друга. Это очень полезно, поскольку мы часто подсматривали идеи. Почитайте историю Саши, она интересна.

Школа стажёров «Бюро Горбунова»

Увидев свой прогресс, я с удивлением обнаружил, что практически ничего толкового за девять месяцев не сделал. И в голову пришла мысль — пойти учиться на какие-нибудь курсы. Тогда у всех на слуху была школа «Бюро Горбунова».

Была только одна загвоздка — обучение стоило 185 тысяч рублей в рассрочку. У меня не было таких денег. Поэтому я пошёл на подготовительные курсы от самой школы — они давали возможность получить дополнительные баллы ко вступительному заданию.

Логика была такая: если они помогут, то я пройду на бесплатное место и уменьшу стоимость курса на 30%. Если не помогут — увеличу лишь на 3%. Я прошел подготовительные курсы и получил дополнительные 0,55 балла ко вступительному заданию.

Сертификат о прохождении подготовительных курсов
Сертификат о прохождении подготовительных курсов

За три недели до окончания приёма работ я начал делать тестовое задание для поступления. Я обдумывал задачу, собирал референсы, рисовал скетчи. Но всё это время на фоне была мысль, что мне не хочется этого делать. Я на день взял паузу и хорошенько подумал: «А надо ли?» В итоге я пришёл к выводу, что решение пойти в школу было спонтанным и необдуманным. Хорошо, что я разобрался именно на этом этапе и не потерял деньги и время.

Последний месяц

К середине января мы доделали проект «Арка Групп». Под «доделали» я имею в виду полностью рабочий сайт. Вот сам проект и кейс на Behance. Я считаю, что для первого проекта получилось очень неплохо. Сейчас я бы поменял некоторые вещи, но так всегда со старыми проектами.

Кусок предпоследней версии. На сайт ушла с более тёмными цветами
Кусок предпоследней версии. На сайт ушла с более тёмными цветами

Итоговая публикация

3 февраля 2017 года пришло время подводить итоги. Моя цель в самом первом сообщении была записана так: «Путь будет завершён, если я получу работу веб-дизайнера». Но за то время, пока я проходил этот путь, цель видоизменилась в моей голове на: «Я устроюсь в студию веб-дизайна на полный рабочий день».

К концу пути я имел одну работу по веб-дизайну и работал дизайнером в SMM-агентстве. Формально я не добился ни первой, ни второй цели.

Послесловие

После завершения этого проекта прошло больше года. Поэтому мы заглянем дальше в будущее и посмотрим к чему привела эта история.

До августа 2017 года я работал в LittleBigAgency. Когда я приходил к ним в 2016 году, чётко оформил мысль:

Если я задержусь здесь дольше, чем на год, то надо будет пересматривать свои цели и думать, нужно ли дальше заниматься веб-дизайном.

Не подумайте, что в LittleBigAgency было плохо. Скорее ровно наоборот — уж слишком комфортно. В начале я вёл одного клиента, а концу работы — уже четырёх. Это были крупные мировые и российские бренды. Я работал полный день на удалёнке, моя зарплата увеличилась в три раза. Из-за этого я практически перестал заниматься веб-дизайном. Единственное, что я делал — это читал много статей.

Но мне не хотелось задерживаться в SMM, так как я пытался уйти от простого оформительства. Поэтому я изредка откликался на вакансии с надеждой, что меня куда-нибудь возьмут. Меня не взяли в: SFCD, МИФ, Beta Digital Production, Creative People, Just Be Nice, We Are Pixies, «Студию Артемия Лебедева».

Меня звали в пару региональных студий, но я отказался. Мысль была проста — если хочешь добиться чего-то серьёзного, нужно идти в топовые команды.

Однажды я наткнулся на вакансию. Я её уже видел три раза до этого. И все три раза уходил с мыслями: «Они в другом городе; они про мобильные, а я занимался вебом; они — ведущая компания и не берут таких, как я». Но в этот раз решил написать. Мне отказали до этого в семи местах, если откажут в этот раз, оно станет всего лишь восьмым.

Я написал, мы пообщались, и мне дали тестовое задание.

Сделай приложение для управления роботом. Платформу можешь выбрать любую. Будем оценивать логику и красоту твоего решения. Результат ждём в виде небольшой презентации с описанием решений и ссылкой на прототип. Можно собрать в сервисах: Flinto, Invisionapp, Marvel, Principle.

Я никогда не работал с мобильными. Никогда не работал в сервисах для прототипирования. Работал полный рабочий день. Но этот шанс я не мог упустить. Поэтому я поставил цель сделать тестовое задание в каком угодно виде, но сделать.

Я его выполнил, и меня пригласили поработать. Комментарий по тестовому заданию был примерно такой: «С проектированием всё в порядке, эстетику нужно прокачивать». Это был очень хороший шанс набраться опыта и вырасти в крутого специалиста. Такого, которым я хотел стать на протяжении всего пути. Но работа была в другом городе с зарплатой в два раза меньше.

И я согласился. Вот уже полгода я работаю младшим дизайнером в Redmadrobot. Я добился своей цели только спустя полтора года.

2727
21 комментарий

Кирилл, в топку веб-дизайн, ведите блог, становитесь автором/редактором)

7
Ответить

Да, конечно, это же ты ему платить будешь!

1
Ответить

Именно! Текст пошел просто на ура! Особенно про дедлайн попоболь - ну прям мякотка получилась )) Сам такой, увы

Ответить

Вы слишком все усложняли бесконечными внутренними дедлайнами своих целей, не желая их понастоящнму достигать, хотя плюс в том что были честны в этом. Как дизайнер, который проходил подобный (но по своему особенный) путь, скажу что нужно всегда просто брать и делать, и методы проб ошибок куда более эффективны чем построение планов, целей и т.д., как показывает опыт, чаще решает время и случай. Тот же 99 дизайнов, я врывался туда около 2.5 лет назад, не имея опыта в веб дизайне и брендинге, просто делал как чувствовал и понимал, и буквально за несколько месяцев выграл около 6 контестов и в более 10 был финалистом. Это был бесценный опыт в своё время)

3
Ответить

431 место из 608. То есть я попал в нижние 25%.

MathNazi: Не попал.

1
Ответить