Что ждет Square в будущем: продажа, IPO, инвестиции

Из всех известных интернет-компаний никто, пожалуй, не привлек в последнее время столько внимания, как сервис мобильных платежей Square — и это вполне обоснованно.

Что ждет Square в будущем: продажа, IPO, инвестиции

Благодаря своему звездному CEO и основателю Джеку Дорси (Twitter), компания смогла привлечь рекордные 200 миллионов долларов инвестиций от таких крупных игроков, как Sequoia Capital, Visa и Starbucks. Неудивительно, что стартап уже долгое время остается в поле зрения, а в связи с недавними новостями о том, что Square получила кредитную линию еще на 200 миллионов долларов, интрига только усилилась.

Главный вопрос, конечно — продается компания или нет? В прошлом году, согласно отраслевым источникам, знакомым с ситуацией, Apple и Google озвучили сумму, за которую они готовы купить стартап. Очевидно, такой шаг имел смысл, но до сих пор не ясно, собиралась ли какая-либо из крупных корпораций действительно пойти на сделку. Однако, в последние недели все чаще стали ходить слухи о возможной покупке, а главным претендентом называли Google. Такие ситуации — обычное явление для Кремниевой Долины, но никаких конкретных предложений выдвинуто не было, а люди, близкие к руководству Square, заявляют, что компания не стремится продать себя.

Тем не менее, потенциальное предложение в районе 8 миллиардов долларов могло бы вызвать интерес как у Дорси, так и у совета директоров компании. Вот только одна проблема: у Square нет настолько прочной бизнес-модели, рассчитанной на продолжительный период, чтобы обосновать столь огромную сумму, особенно после последних событий, когда стартап начал работать с биткоинами, взяв на себя огромные риски. С другой стороны, перед нами недавний пример истории с WhatsApp, перспективы монетизации которого столь же туманны. Конечно, для Google эта сделка очень выгодна: корпорация получит данные о совершенных покупках пользователей, что позволит сделать работу своей рекламной платформы более эффективной и внедрить существующие технологии в Google Wallet.

В любом случае, Дорси не желает сотрудничать с Google по нескольким причинам. Во-первых, он уже сталкивался с ИТ-корпорацией и ее желанием приобрести Twitter в прошлом. Во-вторых, по мнению Джека, дизайн и философия Square более близка Apple. Это неудивительно, если учесть, что директор по разработке Square Джесси Дорогускер работал в Apple на протяжении восьми лет. Под его руководством разрабатывались аксессуары для iPod, iPhone и iPad. Более того, продукты Square продаются в Apple Store.

Так что насчет Apple? Компания, благодаря сделке, получила бы встроенные системы по управлению платежами на тысячах предприятий-клиентов Square. С другой стороны, Apple обладает данными о сотнях миллионах карт, которые, наряду с электронным бумажником и Passbook, могут лечь в основу собственной системы платежей. Но для корпорации более разумным было бы начать с сервисов, использующих iPhone для покупок в интернете, вместо того, чтобы выходить сразу в сегмент офлайн-платежей. Таким образом, покупка Square компанией Apple не имеет большого смысла и, скорее всего, закончится ничем. Другие потенциальные покупатели могут появиться в будущем, но два крупных ИТ-гиганта, на данный момент, наиболее подходящие кандидатуры.

Выход на IPO?

Несмотря на то, что идея покупки как никогда близка к реальности, многие ставят на то, что компания предпочтет привлечь средства за счет выхода на IPO.  Однако, одна из проблем — основной доход Square получает за счет процента с транзакций, в то время, как остальные источники прибыли либо еще не запущены, либо неэффективны. Так, компания снизила цену на подставку для планшета с 299 до 99 долларов то ли по причине низкого спроса, то ли из-за ошибочного ценообразования. Неоднозначной является и новая услуга: денежный аванс для продавцов. Но это скорее отдельная сфера платежей, которая может принести существенные прибыли, если Square запустит ее в полную силу.

Конечно, компания знает об этих проблемах и старается их решать. Она работает над программными продуктами, которые нацелены на облегчение жизни продавцов и, возможно, на переход к абонентским предложениям в будущем. Об этих планах свидетельствует, например, приобретение BookFresh — сервиса для бизнес-бронирования. Немаловажно, что во главе нововведений стоит Гокул Раджарам — продакт-инженер, который раньше работал в Facebook. Раджарам является экспертом в своей области, а переход такого специалиста в Square ознаменовал собой начало перемен. Его группа также заявила, что работает над системой аналитики, которую в скором времени компания предложит предпринимателям. Если новые продукты смогут приобрести популярность, то Square утвердит себя в роли софтверной компании или в качестве своеобразного гибрида платежей, программного обеспечения и анализа данных.

Источники сообщают, что в 2013 году общая выручка компании была зафиксирована на уровне между 500 и 600 миллионами долларов. Однако, большая часть этой суммы идет на погашение кредитов, так что чистая прибыль составляет около 100-200 миллионов долларов. Также, в этом году компания начала нанимать специалистов по продажам под руководством нового директора по развитию бизнеса Франсуаза Бругера.

До сих пор Square пыталась создавать продукты, ориентированные на потребителей, а не на продавцов. Это был явный просчет: так, приложение Square Wallet, позволяющее покупателям совершать платежи без использования банковских карт или наличных, не взлетело. Это, скорее, является общей проблемой в отрасли — так называемые цифровые кошельки не пользуются популярностью у людей, потому что они, во-первых, не являются более быстрыми по сравнению с банковскими картами, во-вторых — не дают конкретных преимуществ. Также подобный кошелек все еще вызывает недоверие как у продавцов, так и у покупателей, которые не готовы платить за услуги с помощью телефона. Приложения Square не пользуются особой популярностью: например, Square Cash находится лишь на 51 месте среди финансовых приложений в Apple Store, а новая торговая площадка компании Square Market вынуждена конкурировать с такими гигантами, как Amazon и Ebay. Подводя итог: сейчас не самое лучшее время для выхода на IPO.

Латте с коричкой

Еще одним туманным направлением Square является контракт с Starbucks, подписанный в 2012 году. Среди основных положений: Square занимается обработкой платежей, совершенных в кафетериях, при этом получает 25 миллионов долларов инвестиций от крупной сети, а исполнительный директор Starbucks Говард Шульц занимает место в совете директоров Square. Главная выгода в том, что со временем процент по транзакциям снижается, а сеть кофеен сохраняет миллионы долларов. Более того, в какой-то момент Square может даже начать терять деньги при такой стратегии, однако есть и плюсы — сотрудничество с крупной сетью дает очень мощную рекламу. Однако, на внешнем эффекте все и заканчивается: в прошлом году было объявлено, что Шульц покидает свое место в совете директоров, предоставляя его бывшему финансовому директору Goldman Sachs Дэвиду Виниару. Этот шаг кажется странным, особенно на фоне столь дружелюбных взаимоотношений между компаниями. По официальной версии, Шульц планировал занимать данный пост лишь на протяжении года.

Изначально, платежный сервис надеялся извлечь максимальную выгоду из сотрудничества с Starbucks. Покупатели должны были оплачивать услуги через Square Wallet, одновременно становясь пользователями Square, которым можно предлагать новые продукты. Неясно, почему компания рассчитывала на подобный ход, ведь у Starbucks есть свое приложение, предназначенное для тех же целей. Среди других надежд платежной компании были интеграция своего софта с бизнесом Starbucks или других его брендов, что позволило бы привлечь к сотрудничеству многие крупные и известные компании. Однако, этого не произошло.

Эти неудачи означают лишь одно — будущее Square в ее собственных руках. Некоторые полагают, что компания добилась долгового финансирования в преддверии IPO, и что выход на биржу не за горами. Другие же говорят о том, что Square проще занимать средства, так как это приносит больше выгоды и значительно большие суммы, нежели от инвестиций. Однако, такие займы могут либо помочь вывести бизнес на новый уровень, либо разориться.


Источник: Re/code

Перевод: Алексей Ермолаев