{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О чем молчит Илон Маск? Как бороться с идеями или проклятье инноватора

Мой телеграм канал @vikenot, инстаграм enot_vik

Представьте чувака, придумывающего идеи новых проектов везде - читая книги, сидя на толчке или скучая в пробке. Везде. Представили? Ну вот, это Я. Возможно и вы тоже, ведь генераторов идей и инноваторов по психотипу больше всех на vc.ru

Кто-то скажет круто? Но каждый инноватор знает, идеи способны загубить ваш бизнес быстрее конкурентов, пандемии и ИТ-гигантов. Идеи для инноватора это и дар и проклятье.

О проклятии:

Мы прокляты. Позвольте объясню. В последнее время мне часто поступают запросы на консультацию. Такое случается если ты ведешь телеграм канал, пишешь на vc и ведешь собственное бренд-медиа. У меня нет прайсов, я не продаю курсов и не был замечен в инфоцыганстве. Просто меня находят в инсте и спрашивают, не могу ли я проконсультировать.

Это обычно или стартаперы или предприниматели в e-commerce с оборотом до 15 млн в месяц.

Самый частый запрос на консультацию - я хотел бы открыть новый проект!

Осьминоги.

Копая чуть глубже выходит, что у человека уже есть минимум 2 проекта (которые обычно в состоянии живого трупа - то, есть не особо развиваются) и он хочет открыть еще один или два проекта, которые точно перевернут рынок.

Без ресурсов, с полумертвыми компаниями на балансе люди хотят открывать новые и новые бизнесы, потому что их бомбит от идей.

Были случаи, когда люди приходили с 8-12 проектами. Эти случаи, близкие к клиническим.

Наркоманы.

Но есть и другой тип людей - они не запускают много проектов. Нет, у них всегда есть один проект или стартап, которым они занимаются. Просто они каждый месяц занимаются разными вещами.

Эти люди быстро загораются, влюбляются в идею, а потом гаснут и переходят к следующей. Это дофаминовые наркоманы. Они получают так называемые гормоны счастья, когда что-то придумывают, после некоторого времени, когда все уже придумано и они начали действовать - они тухнут и им нужна следующая идея. Они тухнут именно потому, что перестали получать гормон, ради которого на самом деле все это затевалось.

В итоге обе эти группы теряют время и деньги на идеи, которые никогда не увидят свет: первые - из-за того, что не хватает ресурсов, времени, денег на все проекты , а вторые - просто не доходят до результата, губя проект до линии успеха и переходя к новому.

Это не тест-гипотеза, чувак, это новый проект!

Сейчас все тестируют гипотезы. Любой новый проект называют тестом гипотезой. Надо же протестировать прежде, чем понять работает или нет? Привет, Lean Startup!

Я предлагаю называть тест-гипотезой подпроект в текущем проекте. Например, новую технологию продаж или новую фишку автоматизации. Но если вы проверяете спрос или работоспособность нового проекта, то это нифига не тест-гипотеза!

Это полноценный новый проект!

Когда люди говорят “я тестирую новую нишу” - никто не берет во внимание ряд важных факторов таких как:

Мыслетопливо - сколько времени вы вообще обдумываете идею?

Мотивация и энергия - сколько энергии вы потратите запуская новую тест-гипотезу и сколько энергии и вашей мотивации недополучит основной проект?

Отдых и счастье - как отразится тест-гипотеза на вашей семье, уровне жизни и ощущении личного счастья?

Ну и бизнес-факторы:

Ресурсы - Какие ресурсы вы отнимаете у основного бизнеса тестируя гипотезу?

Если ваш основной бизнес идет плохо, не лучше ли тестировать гипотезу в рамках текущего бизнеса? Гипотезу по продажам? Улучшению продукта или сервиса?

Временные затраты - Даже если тест простой, сколько времени вы затратите на составление ТЗ, поиск подрядчиков, объяснения идеи?

Финансовые затраты - Даже если кажется затраты не велики - может стоит их вложить в текущий бизнес и что-то изменится?

Почему получается у Илона?

Илон Маск - типичный инноватор. В отличие от того же Джобса, который не был инноватором по психотипу, скорее он был проектором. Он собирал чужие идеи вокруг себя и из них делал продукт.

Но Илон не такой.

Он тоже проклят.

Года 4 назад читал биографию Илона Маска - “Tesla, SpaceX и дорога в будущее”. И если верить автору Эшли Вэнсу, то Илон страдает от своих идей. Он запустил SpaceX в 2002-ом и сразу думал об автомобилях, войдя в Tesla уже в 2006-ом году. Когда SpaceX еще ничего не приносила. Более того и Tesla начала приносить доход только в 2019-ом году.

А за это время были еще SolarCity, OpenAi, Neiralink и т.д. И это только известные компании, уверен, есть еще десятка 2 неизвестных компаний, идей не доведенных до прототипа, прогоревших проектов и убитых планов.

Поэтому Илон везучий засранец, раз стал одним из богатейших людей мира с огромным количеством не приносящих прибыли проектов.

Но есть еще причины, которые отличают Илона Маска от меня и от Вас. У него есть ресурсы на всю эту деятельность. Он с братом еще в молодости основал Zip2, потом был PayPal - эти проекты выстрелили и принесли ему состояние.

Но главная причина кроется в другом. Илон Маск не играет в инновации. Они для него идут фоном и не мешают основной деятельности. Иначе он бы давно уже прогорел.

Суть его основной деятельности в качественном пиаре и маркетинге, где он действительно гений и этой постоянной для себя деятельностью он неизменно занимается не одно десятилетие.

6 лет я борюсь с идеями!

6 лет назад я закрыл вебстудию ReWork - мы делали по 1000 лендингов в год, но у меня получилось этот бизнес проср..ть, да еще и с долгами. Как? Расскажу в следующей статье. Но если кратко - слишком много проектов я на себя брал.

После чего, я начал убивать идеи и за последние 6 лет я:

  • Будучи 5 лет из них директором по маркетингу и ИТ в 169 (mebel169.ru) растил компанию. Мы выросли за это время с 50 млн до миллиардных оборотов в год.
  • Основал свой интернет-магазин Sklad220.ru (сейчас лидер в уличном освещении в Мск) и продал его стратегическому инвестору в 2019-ом году.
  • Основал агентство контент-маркетинга и онлайн-журнал Hooglink.com. За 2021 год, мы продали товара клиентам на более чем 2,5 миллиарда рублей.
  • Запустил стартап Hooglink.io, который не взлетел.
  • Написал книгу “Антимаркетплейс” она сейчас на редактуре в издательстве.

Не так уж много, но и не так мало. Один крупный кейс на миллиарды. Один выход в кэш по бизнесу и один развивающийся бизнес с уникальным на рынке продуктом (Можно тут почитать), ну и один серьезный факап. Куда ж без него!

Мне по прежнему приходит очень много идей. Которые сейчас я стараюсь распространять в консалтинговой деятельности. Но сам за них не берусь. Я убиваю идеи и концентрируюсь на главном. Это позволяет добиваться целей.

Как проклятье превратить в дар?

…Если вы инноватор

  • Будьте как Илон. Найдите занятие помимо новых проектов, которое будет вас двигать вперед. Это может быть консалтинг или пиар (как у Илона) или нетворкинг и GR - что-то что неизменно будет давать вам ресурс.
  • Сделайте выбор. Сделайте выбор и поставьте дату. Например, я буду делать этот бизнес не отвлекаясь в течение 3-х лет или чистой прибыли 50 млн рублей в год. И пока условия не соблюдены, вы не запускаете новых проектов.
  • Чтобы не случилось - придерживайтесь плана. Наступил кризис, бизнес встал, у вас родился ребенок или прилетели инопланетяне - вы придерживайтесь плана. Просто дело в том, что у этого психотипа есть такая особенность, влюбляется в новые идеи и дальше мозг сам делает привлекательным новое и страшным (нерабочим) старое. Не доверяйте себе. Доверяйте плану. Хорошо если у вас есть партнер с другим психотипом или наставник.
  • Невелируйте страх потери. Когда вы придумали классную идею (а это происходит постоянно) вы боитесь, что кто-то ее украдет или реализует первым.

12 лет назад (в 2010-ом) я придумал проект который назывался Haggle - это продажи товаров через чаты на сайте. Типо у вас есть jivosite и к вам приходит сообщение от клиента о покупке того или товара. Все люди в чате могут торговаться между собой. Проект не зашел потому, что бизнес слишком долго отвечал клиентам в чатах, настолько долго что люди уходили из сервиса.

Где-то в 2018-ом подобный проект запустил Яндекс. Они нарвались на те же ошибки и закрыли проект. Мораль сей басни такова, если кто-то реализует вашу идею, вам будет проще пойти за инноватором и сделать все лучше, быстрее, дешевле и без факапов. Помните, Tesla не первый электромобиль и Apple - не первая компьютерная компания.

  • Записывайте идеи. Самый простой совет - записать и отпустить. Только записывайте в специально отведенное место. Идеи не должны быть в обычном блокноте или evernote или notion со всеми делами и заметками по текущим проектам. Им нужно свое место. Так вам будет проще к ним возвращаться.

Подписывайтесь на мой телеграм канал @vikenot

и добавляйтесь в инстаграм @enot_vik

В телеге и инсте в основном про ecommerce, контент и антимаркетплейсы.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Павел Измайлов

Есть конспирологическая теория, что Маск ставленник транснационального капитала, поэтому у него всё так "по зелёной". Опутывает планету сетью спутников, которые будут через внедрённые с вакциной элементы навязывать стаду непреклонную волю буржуинов.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Ну, каждый имеет право на свое мнение)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Измайлов

Ну, если вы считаете Илона везучим засранцем, значит, допускаете, что он всего добился сам без помощи мохнатой клешни рынка. Наверное, вы верите, что и Татьяна Бакальчук нашла WB в кочане капусты весом в 700 бачей.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Про Татьяну Бокальчук ничего не скажу. Но про Илона мне хочется верить, что он гениальный маркетолог, чем в то, что массоны сговорились с рептилиями и управляют миром)

Ответить
Развернуть ветку
Rain Rainov

Ну если это был бы мегасговор. То не думаю, что все каналы пренадлежащие тем, кто по идеи предумали этот сговор поливали его грязью и расказывали про этот сговор. Да и про то, что он шарлатан в основном кричат канады которые пренадлежат серьезным ребятам проникшим во все структуры власти во всех странах и тратят огромное состояние, чтобы его осернить. Не думаю, что Боинг, ДжМ, Форд и прочие допустили, чтобы из за какого-то зговара их компании уходили на задний план. Да и настолько могущественным структурам если они существуют не нужно создание этакого супергероя, т.к. люди могут подумать, что раз у него получилось, то у меня почему не получится. В общем для господ нет смысла в создании робингуда и прочих супергероев. Про них легенды создает сам народ. Господам нужно раболепство и мысль, что сын пастуха - пастух, а сын короля - король. Смысл в создании супергероя?

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда