{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Почему «худшие» криптосети всегда самые большие

Криптосети часто сравнивают с предприятиями, но на самом деле их лучше сравнить с городами.

Как и город, криптосеть — это сообщество условно связанных друг с другом индивидов, работающих и живущих бок о бок на основе заранее утвержденных правил и законов, если речь идет о городах, и протоколов, если речь идет о криптосетях.

В отличие от предприятий, города и криптосети организованы снизу вверх, а не сверху вниз.

Лица во главе структуры играют в предприятиях гораздо большую роль, чем в городах. Личность генерального директора фирмы значительно влияет на решение инвесторов вложить свои деньги, в то время как личность мэра слабо влияет на индивидуальные решения переехать в его город. Многие из вкладчиков в биткойн не знают никого из команды его разработчиков, но это никак не изменило их решения вложиться.

Предприятия развиваются медленнее с увеличением их размера, а рост городов наоборот, ускоряется по мере роста за счет сетевого эффекта. То, что в Нью-Йорке живут уже 18 миллионов человек, «это не баг, а фича».

То же самое можно сказать и о криптосетях: чем больше и сильнее сообщество, тем ценнее криптосеть.

Это сходство важно, если взглянуть на то, насколько по-разному планируются успешный город и успешная фирма.

Если взять правила, по которым строятся успешные предприятия, и применить их к криптосетям, то ничего не получится. Следует изучать не то, как строятся фирмы, а как строятся города, и придерживаться этих правил в отношении криптосетей.

Чем хуже биткойн, тем лучше

Автор исследования «Bitcoin-is-Worse-is-Better», которое посвящено изучению сети биткойна на ранних этапах развития, говорит:

Долгий срок окупаемости и сопротивление на раннем этапе указывают, что биткойн — хороший пример подхода «чем хуже, тем лучше», где неуклюжий и сложный дизайн с парой потенциальных привлекательных характеристик, несмотря ни на что, одерживает верх над более простыми и понятными конкурентами.

С точки зрения дизайна сети биткойн построен крайне неуклюже и неэлегантно: потому что конкурентоспособность в сети основана исключительно на вычислительной мощи, или потому что хэш-дерево растет без остановки.

А как вам лимит в 21 миллион биткойнов? Неужели нельзя было округлить число или взять степень двойки?

Бразильские уроки

Профессор Йельского университета Джеймс Скотт в своей книге «Seeing like a State» также рассматривал концепцию «чем хуже, тем лучше».

В своей работе он изучает проблему того, почему многие утопические идеи XX века провалились. Среди основных рассмотренных им вопросов была проблема развития городов. В частности, он сравнивал Париж и город Бразилиа, столицу Бразилии основанную в 1950-х.

Архитекторы и градостроители, занимавшиеся этим проектом, считали, что смогут построить Бразилиа как образец идеального города.

Поскольку они проектировали город с нуля, они не были обременены существующей инфраструктурой, как если бы они работали с уже существующим городом, как, например, Париж.

Если взглянуть на карту большого города, такого как Париж, планировка выглядит, конечно же, неуклюже и неэлегантно.

В то же время, карта Бразилии — пример красоты и изящества. Прямые дороги и геометрические правильные здания перемежаются с геометрически правильными же парками.

Желание построить город эстетически красивым с точки зрения планировки — пик того, что Скотт назвал «высокий модернизм».

Однако, если сравнивать аккуратный, четко спланированный Бразилиа и хаотичный естественно развившийся Париж, жизнь в Бразилиа покажется пустой и бездушной, а в Париже — яркой и полной впечатлений.

С точки зрения планировщика, Париж — это беспорядочное нагромождение зданий с жилыми помещениями на крышах фабрик и магазинов, а Бразилиа — четко организованный город со специально отведенными коммерческими и индустриальными зонами.

И все же, в каком из двух городов вы бы сами хотели жить?

Жилой квартал в Париже (слева) и в Бразилии (справа)

Скотт отметил, что самые популярные города мира (такие, как Нью Йорк, Токио, Гонконг, Сан-Паулу, Лондон и др.) на карте выглядят очень неуклюже и неэлегантно с точки зрения высокого модернизма. Выглядят хуже, однако более популярны.

И пусть Бразилиа и выглядит красиво на карте, но в результате, по словам одного из обитателей этого города, «...площади в центре города совсем безжизненные. Голубей там больше, чем людей». С точки зрения планировки город выглядит замечательно, но на самом деле он хуже и менее популярен.

Лучшие города, те, где люди хотят жить, выглядят привлекательно изнутри, а не снаружи, так же, как и лучшие криптосети. Несмотря на их неприглядный внешний вид на карте, людям действительно нравится жить в них, и поэтому эти города продолжают расти и развиваться.

Городские планировщики с высоко-модернистскими взглядами часто работают по одной и той же неудачной схеме:

  • Планировщик с благими намерениями подходит к сложной действительности со взглядом сверху вниз.
  • Он не понимает, как все работает, потому что система очень сложная и запутанная. Ее очень сложно понять, если смотреть на нее со стороны, как сложно понять карту Парижа.
  • Вместо того, чтобы разобраться, почему города выглядит так беспорядочно и есть ли в этом какой-то неочевидный смысл, планировщик просто списывает все на «нерациональную» планировку.
  • Он проектирует идеализированный план того, как в теории выглядит идеальный город.
  • Его попытки подогнать реальный город под идеализированный план заканчиваются провалом.

Планировщики полностью игнорируют закон Галла:

«Любая работающая сложная система развилась на базе работающей простой системы. Сложная система, разработанная с нуля, никогда не будет работать как запланировано и ее крайне сложно исправить в процессе работы. Следует всегда начинать с простой системы»

И Париж и биткойн следуют закону Галла. Они развились со временем из простых систем. Обе системы в своем текущем состоянии выглядят очень запутанно и беспорядочно для тех, кто с ними не знаком.

Как сложно объяснить прелесть Парижа, Лондона и Гонконга тем, кто там не жил, также сложно объяснить прелесть сети биткойна тем, кто никогда им не пользовался. И в том и в другом случае, для понимания жизненно необходим личный опыт и взгляд изнутри системы.

Это ключевые характеристики для любой долговечной системы, будь то город, криптосеть или тропические джунгли.

Многие новые криптосети проваливаются по той же причине, что и Бразилиа.

Если сравнивать криптосети с городами, то к большинству новых проектов разработчики подходят с высокомодернистской перспективой сверху вниз, с тем же подходом, какой городские планировщики использовали при строительстве Бразилиа. И результат, как правило, такой же — острый недостаток сформировавшихся комьюнити.

У этих проектов замысел сводится к «биткойн неуклюжий и неэлегантный в вопросах А, Б и В, мы это поправили, теперь все ровно и красиво, вот вам White Paper, сами посмотрите».

Точно так же думали и планировщики: «Париж на карте выглядит безобразно, а мы спланировали Бразилиа так, что он выглядит очень красиво и аккуратно».

Разработчики новых криптосетей работают по уже знакомой схеме:

  • Разработчик с благими намерениями подходит к сложной действительности со взглядом сверху вниз.
  • Он не понимает, как все работает, потому что система очень сложная и запутанная.
  • Вместо того, чтобы разобраться, почему система выглядит так беспорядочно и есть ли в этом какой-то неочевидный смысл, разработчик просто списывает все на «нерациональный, неуклюжий и неэлегантный» дизайн.
  • Он разрабатывает идеализированную систему, которая красиво выглядит на бумаге.
  • После первоначального маркетингового хайпа шум затихает, пользователям и сообществам не нравится «жить» в новой сети и они понемногу перебираются на другие.

Многим из этих проектов удается собрать много денег именно потому, что на бумаге они, как Бразилиа, выглядят хорошо спроектированными и продуманными.

Криптосеть сможет прожить долго только если будет развиваться естественным путем с хорошим пониманием проектов, которые пришли до нее. Следует начать с простого и постепенно развиваться с течением времени, постепенно включая сообщества разработчиков, пользователей, вкладчиков и майнеров.

Сложная криптосеть, разработанная с нуля, никогда не будет работать как запланировано и ее нельзя будет исправить «на ходу». Вам нужно начать с простой сети и развиваться из нее.

Автор перевода — Дмитрий Диденко, редактор — Константин Климов, компания MIRANIT

Источник: https://www.coindesk.com/worst-crypto-networks-will-biggest/

0
3 комментария
Саша Аксентьева

Привет. Если это перевод, лучше в подзаголовке или лиде сказать об этом и вшить ссылку на источник. И авторов перевода тоже обозначить сразу, а не в конце.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кирилин

Привет! Спасибо за полезное замечание. Впредь учтем :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
levelnaut

Спасибо, интересная статья. Я как раз специализируюсь по криптовалютным социальным сетям. Немного другое направление, но если будет интересно, то вот какой TOP100 список мне удалось составить на данный момент https://levelnaut.com/2017/12/19/cryptocurrency-social-networks-list/

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда