Публичный питч: OKauto — казахстанское мобильное приложение для проверки и оплаты штрафов ГИБДД

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный оценивает проекты читателей vc.ru.

Заявка

Название проекта: OKauto.

Суть проекта

Проверка и оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения через мобильное приложение (первое в Казахстане).

Преимущества

Сейчас в Казахстане есть Egov.kz — электронное правительство республики. Но доступ туда осуществляется через электронную цифровую подпись. Она не у всех под рукой. Также на данном портале много разных сервисов: проверка штрафов — одно из направлений их работы.

Проверка штрафов есть у нескольких банков второго уровня — она проводится с помощью мобильного приложения. Но для того чтобы получить доступ туда, у пользователя должна быть карта одного из этих банков.

На втором месяце существования мы обогнали по количеству скачиваний 80% всех мобильных банков в республике, которые существовали более четырёх лет.

У нас клиент может проверить свой автомобиль без регистрации, оплатить штраф с помощью карты любого банка. Комиссия за эквайринг меньше, чем при оплате в кассах банков.

Ещё одним нашим преимуществом является то, что мы уведомляем клиентов о появившихся штрафах. Поэтому пользователь может успеть оплатить штраф со скидкой 50% в течение первых семи дней.

Кроме того, мы напрямую интегрированы с базой МВД РК, что позволяет нам в течение пяти минут после оплаты штрафа удалить информацию о нём. Многие банки не имеют такой интеграции, и поэтому клиентам, которые потеряли квитанцию об оплате, приходится оплачивать один и тот же штраф дважды.

Анализ рынка

Это первый подобный проект в Казахстане. Сейчас есть возможность проверить базу в электронном правительстве Республики Казахстан и в нескольких банках второго уровня через интернет банкинг.

Но по количеству скачиваний и пользователей (автолюбителей) мы их уже обогнали. Сейчас у каждого десятого автомобилиста в Казахстане установлено наше мобильное приложение.

Причём мы на рекламу не тратили ни копейки. Популярность растёт за счёт сарафанного радио. Хотим заполучить четверть рынка в ближайшие полгода.

Источники монетизации

Сейчас мы получаем комиссию за оплату штрафа. Но это не цель монетизации, так как комиссия незначительна. Наша стратегия включает пять направлений монетизации проекта:

  • Продажа страховых полисов ОСАГО, КАСКО.
  • Продажа автозапчастей.
  • Дополнительные сервисы: помощник на дороге, эвакуатор, автоюрист и так далее.
  • Микрокредиты для оплаты штрафов в течение первых семи дней.
  • Бонусные системы. Имея виртуальную карту OKauto, пользователи могут получать скидки на бензин и помывку машины, а ещё на обслуживание в сервисных центрах, покупку запчастей и так далее.

Выручка, количество пользователей в месяц, рост за год

Мы запустились ровно год назад — в марте 2017 года.

На органическом трафике нас уже скачали почти 400 тысяч человек. Это органика без рекламы. В Казахстане всего 17 млн человек и всего 3,9 млн автомобилей.

Мы стали официально самым быстрорастущим стартапом в Казахстане по версии Forbes Kazakhstan (в февральском номере).

Мы вошли в десятку самых перспективных стартапов 2017 года по версии Most — крупнейшего бизнес-инкубатора и акселератора в Казахстане.

Мы попали в тридцатку лучших мобильных приложении по версии Forbes Kazakhstan. Ежедневно нас скачивают около 1500 новых органических пользователей.

Мы входим в 150 лучших приложений Казахстана по Play Market и App Store. Средний рейтинг — 4,4 балла. Наше приложение оценили около 2000 раз.

Оборот компании составляет более 10 млн тенге в месяц, это более 2 млн рублей в месяц.

Текущие расходы и изменения за год

Расходы составляют около 2 млн тенге (около 400 тысяч рублей) в месяц. В основном это зарплата программистов и аренда офиса, услуги дизайнеров, бухгалтеров и юристов (отдаём на аутсорс). Также налоги и социальные отчисления по зарплатам.

За последний месяц приложение сказали примерно 40 тысяч раз.

Источники привлечения клиентов

Сарафанное радио, органический трафик. Люди сами рекомендуют друг другу наш сервис. Кроме того, мы стоим в разделах «Лучшее» в App Store и Google Play.

Разбор и оценка

Выручки у компании нет, но есть аудитория, и можно предположить, что она дойдёт до естественного предела, связанного с числом автомобилистов: органический рост показывает, что приложение OKauto действительно нужно всем. Четыре миллиона автомобилистов превратятся в MAU около миллиона.

Миллион автомобилистов в одном приложении можно монетизировать десятком разных способов, хоть изложенными в питче, хоть другими, но в конце концов всё сводится к лидогенерации на услуги обслуживания автомобиля: бензин, страховка, мойка, ремонт. В лучшем случае — покупка новой машины.

Грубо предположим, что 10% аудитории будут совершать благодаря сервису 10% связанных с автомобилем трат (кроме покупки), и комиссия ОKauto будет составлять около 10%.

Потенциальная выручка стартапа через пару лет — 1/1000 расходов на автомобиль миллиона человек. То есть несколько сотен миллионов рублей в год (правильнее считать в тенге, но расчёты в любом случае хуже, чем крайне приблизительные, испортить их нельзя, а рубль большинству привычнее).

В этот момент стартап будет стоить порядка десяти своих выручек — несколько миллиардов рублей. Сейчас, соответственно, несколько сотен миллионов. Инвестор хочет заработать. 100 или 300 млн — вопрос переговоров и веры в будущее, объективных причин выбрать одно из этих значений нет.

22
9 комментариев

Таки впервые в этой рубрике годный проект? А вообще конечно видна зависимость от "тупости" государства, если государство однажды вздумает данный вопрос упростить, потребность в приложении исчезнет.

5
Ответить

если и сделают, то поверьте еще не скоро... даже то что уже сделано государством в области онлайн работает до невозможности тупо

Ответить

Как-то «тупо» предположить, что государство однажды что-то подобное придумает. Или вы наверно живете в космическом будущем)))
Зависимость может быть и от глобального потепления в таком случае или других глобальных явлений 😂
Проект возник поскольку реально решает проблему автовладельцев и предоставляет самый быстрый и лёгкий способ проверки штрафов ПДД

Ответить

Еще есть проект чат-бота ShtrafKZBot уже умеет:
- позволяет проверять наличие штрафов ПДД по гос. номеру и техпаспорту;
- позволяет проверять наличие штрафов по номеру ИИН;
- уведомляет вас о появлении новых штрафов;
- уведомляет о списании штрафов;
- сообщает о скором техосмотре;
- позволяет проверить ДТП по автомобилю;
- позволяет проверить задолженность по налогам по номеру ИИН;
- уведомляет об увеличении задолженности по налогам;
- уведомляет о списании задолженности по налогам;
- построение отчета по реестру должников по номеру ИИН/БИН;
- проверка разрешения на выезд;
- расшифровка VIN кода транспорта.

И работает в трех мессенджерах:
1. Telegram - https://t.me/ShtrafKZBot;
2. Facebook Messenger - http://m.me/ShtrafKZBot;
3. Viber - http://viber://pa?chatURI=shtrafkzbot&text=/help.

ЗЫ они сейчас уже и оплату налогов/пени/штрафов тестируют.

2
Ответить

Мне понравился функционал, а также UI, реализованный в мессенджерах. Это казахстанская команда разрабатывает ShtrafKZBot?

Ответить

Разве Kaspi.kz не делает тоже самое? Также этот популярный электронный кошелёк позволяет оплачивать услуги связи, ЖКХ и переводить деньги.

1
Ответить

Представил как все автовладельцы в Казахстане из за этого создали эл. кошельки и перестали пользоваться этим сервисом.
К сведению: провека штрафов в Каспи была релизована до возникновения этого проекта. Сразу палитесь, что вы прогер и не мыслите как предприниматель)

Ответить