Аида Ведищева. Она пела не по - советски

Это она спела песенку о медведях в «Кавказской пленнице» и исполнила страстное танго «Помоги мне» в «Бриллиантовой руке».

Аида Ведищева (Ида Вайс)
Аида Ведищева (Ида Вайс)

Властям показалось, что это «не по-советски»: они вынудили Аиду Ведищеву эмигрировать в США.

Будущая певица родилась под именем Ида в июне 1941 года в семье доктора медицинских наук, профессора Соломона Иосифовича Вайса.

Девочке было десять лет, когда семья переехала в Иркутск. Там отец возглавил кафедру одонтологии местного мединститута, а Ида окончила школу и поступила в музыкальное училище по классу фортепиано и вокала.

Пение было любимым занятием Иды с детских лет.

Родители – а мама Иды тоже была врачом – конечно же, желали видеть ее потомственным медиком, но даже вдвоем они были бессильны перед характером дочери.

Тем не менее компромисс по высшему образованию все же был найден: после окончания музучилища девушка поступила на факультет иностранных языков педагогического института.

В совершенстве овладев английским, который очень пригодился ей в будущем, Ида все же отправилась в Москву, несмотря на протесты родителей.

Аида Ведищева
Аида Ведищева

Она попыталась поступить в Высшее театральное училище имени Щепкина, но не вышло. Зато сразу получилось в столице влюбиться – в знаменитого в ту пору эквилибриста Вячеслава Ведищева.

Любовь оказалась взаимной – пара вскоре поженилась. Тогда же Ведищев представил свою молодую супругу своему другу Олегу Лундстрему – и тот после первой же пробы взял ее к себе в оркестр. Вскоре девушка, теперь всем известная как Аида Ведищева, перешла в оркестр Леонида Утёсова.

К середине 60-х Ведищева была уже весьма популярной эстрадной певицей, но всесоюзную славу она приобрела все же именно благодаря кино.

Впервые ее голос дебютировал в комедии Генриха Оганесяна «Три плюс два». Ведищева исполнила песню «Все говорят: любовь – это яд» в дуэте с актером Геннадием Ниловым, сыгравшим Сундукова.

Аида Ведищева и Геннадий Нилов - Все говорят: любовь - это яд, х/ф Три плюс два 1963

Прекрасную песню распевали все влюбленные страны. Еще большая популярность ждала следующую работу певицы – «Песенку о медведях», которую Ведищева спела для фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница».

Аида Ведищева. Она пела не по - советски

В процессе съемок Гайдай вместе с композитором Александром Зацепиным слушали десятки именитых певиц, но голос, похожий на тембр главной героини фильма – Натальи Варлей, отыскать все никак не удавалось.

Всесоюзным радио был даже объявлен конкурс по этому случаю. В отличие от сотен претенденток, Ведищева попала на запись случайно, буквально мимоходом – она спела незамысловатую песенку и тут же забыла о ней.

Но именно ее голос единогласно был выбран и режиссером, и композитором фильма. Вскоре песня уже имела фантастический успех и у миллионов зрителей, посмотревших фильм. В один миг Ведищева стала одной из главных певиц Советского Союза.

Аида Ведищева - песенка о медведях

Аида Ведищева

Александр Зацепин вспомнил о Ведищевой и во время работы с Гайдаем над музыкальной комедией «Бриллиантовая рука».

Аида Ведищева (Ида Вайс)
Аида Ведищева (Ида Вайс)

И как только фильм вышел на экраны, динамики магнитофонов всех советских граждан стали сотрясаться от сексуально-надрывного танго «Помоги мне» в исполнении Аиды.

Аида Ведищева "Помоги мне" 1997 год

К моменту выхода фильма певица уже была удостоена премии Ленинского комсомола, стала лауреатом Всесоюзного конкурса эстрады и дипломантом международного фестиваля песни в польском Сопоте.

Аида Ведищева. Она пела не по - советски

Именно с выступления на фестивале в Сопоте, в 1968 году и началось пристальное внимание советских властей к персоне Аиды Ведищевой.

Дело в том, что советские войска вошли в Прагу как раз в один из конкурсных дней, накануне выступления Ведищевой. Чешские исполнители Гелена Вондрачкова и Карел Готт тут же покинули конкурс, отправившись на родину.

«Мне было так скверно и стыдно, – вспоминала Аида в одном из интервью. – Словно в этом вводе войск была моя личная вина!

Из Москвы, боявшейся, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза тут же освистает публика, последовали распоряжения, запрещавшие мне петь на конкурсе.

Но я ослушалась, выступила. И вместо одной песни спела несколько, так как публика вызывала все время на бис.

Невзирая на политическую обстановку, меня встретили очень тепло, наградив по результатам конкурса второй премией.

А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке.

Так я и попала в чёрный список. Вскоре меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты». Не последнюю роль в игнорировании Аиды играло и ее пятый пункт.

Аида Ведищева
Аида Ведищева

Впрочем, в 1972-м Ведищеву пригласили спеть песню «Лесной олень» для фильма «Ох уж эта Настя!».

За год пластинка с этой композицией в исполнении Ведищевой разошлась по Союзу тиражом в несколько миллионов экземпляров.

Аида Ведищева "Лесной олень" (1971)

Но уже в следующем году на запись главной музыкальной программы «Песня-73» Аиду не пригласили: «Лесной олень» прозвучал в исполнении Большого детского хора Гостелерадио.

Отказы мотивировали в том числе и «излишней подвижностью» Ведищевой на сцене: петь по утвержденной стойке она просто не могла.

Аида Ведищева - Смешной Паренёк

Более того, вместе со своим коллективом – ансамблем «Мелетон» – Ведищева поставила эстрадный театрализованный спектакль «Поющие новеллы».

Это было одно из первых в СССР зрелищных шоу с бессчетными перевоплощениями музыкантов, подвижными декорациями и цветомузыкой.

Зрители были в восторге, а вот Министерство культуры сочло подобное новшество «выходящим за рамки официального искусства».

К тому же в одном из самых захватывающих моментов постановки главной героине снился сон про Америку и она исполняла на английском песню из репертуара знаменитой американской джазовой вокалистки Эллы Фицджеральд.

В общем, вскоре ансамбль у Аиды отобрали.

Певица пыталась какое-то время еще выступать одна, без музыкантов, но в конце 70-х ей перестали давать возможность делать даже это.

А затем из титров фильмов, которые прославила в том числе и она своим голосом, исчезло её имя. Вскоре начали размагничивать и все пленки с ее записями.

Аида Ведищева. Она пела не по - советски

«Меня просто затравили и заставили уехать», – констатировала позднее Аида.

Ведищевой удалось вывезти из страны свою фонотеку: певица планировала растиражировать все это в Штатах. Но американский слушатель не испытывал к ней абсолютно никакого интереса.

И никому не известной там, за океаном Ведищевой пришлось начинать все заново.

Аида Ведищева
Аида Ведищева

Она работала медсестрой, а по вечерам посещала курсы американского кинематографа, изучала историю театра, осваивала новые танцевальные движения и ходила на лучшие бродвейские постановки, просматривая каждую по 10–15 раз.

Узнавая таким образом американскую культуру и впитывая из нее самое лучшее, Ведищева налаживала связи.

Через два года после своего приезда певица выступила в малом Карнеги-холле с программой The best of Broadway and Hollywood.

Это был первый успех в новой стране. Организовывал программу знаменитый Джо Франклин, открывший миру многих звезд эстрады, в том числе Барбру Стрейзанд.

Аида Ведищева. Она пела не по - советски

Жизнь в Штатах потихоньку налаживалась. Появлялись новые поклонники, среди которых оказался и миллионер, предложившей Аиде руку и сердце.

Аида Ведищева. Она пела не по - советски

Блистать на американской эстраде под псевдонимом Amazing Aida Ведищева продолжала более двух десятилетий, постоянно обновляя репертуар своих шоу и мюзиклов

Об эмиграции

- Я счастливая женщина и благодарна Господу за все. Живу в прекрасном доме рядом с Лос-Анджелесом. У меня замечательный четвертый муж, Наим, взрослый сын Володя, которому почти 60 лет. Сын не женат, детей нет. Наверное, просто не встретил свою женщину. Когда-то он занимался в Москве в музыкальном училище. Но в 18 лет я увезла его в Штаты. Тут он много чем занимается. А в целом он философ, пошел в моего папу - великого стоматолога.

Мои родители - врачи, но я быстро поняла, что хочу быть актрисой и певицей, хотя и окончила педагогический вуз по специальности «учитель английского языка». Спасибо папе и маме, что туда отправили - в жизни очень пригодилось!

Я же красивая, яркая, талантливая. Может, в этом моя вина? Но я по их диванам и кабинетам не кочевала, ни у кого ничего не просила. Честно скажу: четко осознавала, что не для детей и не для мужей появилась на свет. А для зрителей, чтобы радовать их своим творчеством.

О болезни

- 26 лет назад я могла уйти из жизни из-за болезни. А раз жива, значит, нужна и еще не выполнила свою миссию. Не знаю, почему меня воспринимают как исполнительницу нескольких советских хитов, ведь у меня и в Америке в 80 - 90-х годах неплохая для эмигрантки сложилась карьера.

В один год онкологию и у меня, и другого переселенца - Савелия Крамарова нашли.

Но я перенесла и химиотерапию, и операцию, а он - нет.

Сын Аиды Ведищевой от первого брака Владимир
Сын Аиды Ведищевой от первого брака Владимир

О двух первых браках

- Все четыре мужа - мои ангелы. Господь ими меня и испытывал, и награждал. Они сами пришли в мою жизнь в самое нужное время, когда требовалась их помощь. Сама я никого не ждала и не искала. Мои мечты были лишь о Бродвее, и они исполнились.

Мой первый муж Слава Ведищев, отец единственного сына, в цирке работал и фамилию мне дал (при рождении будущую певицу звали Ида Соломоновна Вайс. - Я. Г.). Познакомились, когда я приехала из Иркутска, где окончила музучилище, в Москву поступать в институт. Мечтала о театральном.

Но мой актерский дар все равно никуда не ушел. Ведь я стала петь, и многие зрители благодарили именно за душевное раскрытие песен. И плакали на концертах.

Помню, после одного выступления вышла на улицу, и пока мы с Ниночкой Дордой, известной тогда певицей, ждали автобуса, она и представила меня грациозному Славе Ведищеву.

Поначалу он показался мне нервным. Подумала: «Цирк, риск… Как это все выдерживает его жена?» Но он был холост и прекрасен. Весь мир с гастролями проехал, коллеги его обожали. Влюбился в меня с первого взгляда.

Семья Славы меня отлично приняла, и я поняла, что он вполне может стать моим супругом. Но со временем оба поняли, что мы абсолютно разные. Так что разошлись легко.

Уехать в США его семья не могла, потому что у него только папа еврей, а сам Слава и его мама - русские.

А я улетела со вторым мужем - невероятным пианистом и руководителем моего ансамбля Борей Дверником. Когда его впервые услышала, сразу поняла: «Все, пропала!» Настолько он поразил талантом.

Борис Дверник, второй супруг Аиды, был руководителем ее концертного ансамбля.
Борис Дверник, второй супруг Аиды, был руководителем ее концертного ансамбля.

Меня и Утесов, и Лундстрем в свое время в свои ансамбли приглашали. Поработала с обоими. Вроде бы и зарплата хорошая, но нужно было петь годами одно и то же. Мне это совсем не подходило, я от однообразия просто заболеваю. И тогда собственное театральное представление мне сделал режиссер Юра Шерлинг. А когда туда понадобился музыкант, я и нашла Дверника.

Никогда себя влюбчивой не считала. И верила не красивым словам, а только делам!

С миллионером Джимом Маркоффом
С миллионером Джимом Маркоффом

О последней гавани

- Моим третьим супругом, когда я из-за климата перебралась из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, потому что замучил артрит, стал миллионер Джей Маркофф. Показал мне роскошную жизнь.

С миллионером Джимом Маркоффом артистки хватило на шесть лет. Фото Фото Личный архив Аиды Ведищевой
С миллионером Джимом Маркоффом артистки хватило на шесть лет. Фото Фото Личный архив Аиды Ведищевой

Он меня на концерте увидел и сразу влюбился, но не хотел, чтобы я больше работала. Желал, чтобы пела лишь для него. А мне необходима зрительская любовь! Он же изначально уверял, что поможет в карьере.

За шесть лет брака у нас появился шикарный дом в Беверли-Хиллз. Кто-то на моем месте не отказался бы от такого шанса, а я устала от этой жизни и ушла от Джея. Конечно, больно ему было.

А моей последней гаванью на протяжении уже 26 лет стал бизнесмен из Израиля Наим Беджим. Он был рядом во время моей тяжелой болезни и сейчас со мной.

И по-английски, и по-русски неважно говорит. Кстати, на этой почве мы и познакомились. Я решила сделать свои видеокассеты, и мне фирму Наима посоветовали.

Потом его администратор попросил с ним позаниматься английским, но я отрезала: «Я-то тут при чем? Когда сам выучит, тогда и поговорим!» Но он с восторгом посмотрел видео с моими выступлениями, обалдел и решил меня добиваться.

Наталья Варлей. Фото Бориса Кудрявова
Наталья Варлей. Фото Бориса Кудрявова

О Варлей

- Наталья, вместо которой я спела в фильме Гайдая «Кавказская пленница», любит говорить, что у композитора Александра Зацепина две музы - она и я.

Ну надо же!

После того как она со мной некрасиво поступила, когда мы вдвоем Зацепина с юбилеем поздравляли, мне кажется это неискренним. Я специально прилетела, собиралась выступить, но с удивлением узнала, что Наталья сама стала исполнять мои песни.

Возмутилась, конечно: зачем тогда меня пригласили? Зацепин меня все-таки за руку на сцену вывел со словами, что Аида же поет лучше.

Но это все на публике случилось. Позор невыносимый!

Варлей же по профессии акробатка. Я акробатикой не занимаюсь, так зачем она лезет в мое дело?

Да и в «… пленнице» Варлей не то что не пела, но и не играла особо,

с дикцией проблемы были, так что ее роль Надежда Румянцева озвучила.

О Магомаеве

- Особенно мне запомнилась последняя встреча с Муслимом в 1997 году в Донецком оперном театре. Он тогда очень много курил, пил. Я ему со смехом сказала: «Ну что вы так злоупотребляете? Вы такой гигант и талант, а столько курите, пьете…» На что он мне грустно ответил: «Поклонники уже мою машину не поднимают… Так что уже можно».

О возрасте

- Да, мне 80 лет, и что?

Пластические операции не делала, хотя могла бы. Но при моих болячках это опасно. Впрочем, я и так всегда нравилась мужчинам.

Довольна своей жизнью в США. Колледж тут окончила, на Бродвее выступала, хорошие концерты давала.

Американцы - особый народ, любят только свое.

Вот я мюзикл «Шедевр и поющая свобода» и создала для них в 1998 году. Выходила на сцену в образе статуи Свободы. Успех был большой.

Ранее в Блоге Lev Mu

2
4 комментария

Охуенная.

Мне мама говорила, что "Лесного оленя" запрещали потому что это тайный смысл, а советский человек не может желать уехать в другую страну (оленью), ему и тут должно быть хорошо.

2
Ответить

Спасибо, вообще ничего не знал про неё, а ведь почти ровесники.

1
Ответить

Пожалуйста!

Ответить

Спасибо. Хороший материал..

Ответить