Как учиться быстрее: пять научно-доказанных техник и советов
Привет! На ваших экранах снова Дмитрий Райз, создатель проекта R153, в рамках которого я вещаю про эффективное использование ресурсов головного мозга, способы поднять продуктивность и скорость обучения.
Сегодня я бы хотел бы поделиться полезностями именно на последнюю тему.
Я много лет интересуюсь эффективными методами обучения и тем, как поставить этот процесс на правильные рельсы. Особенно у себя дома, когда на тебя не давит социальная ответственность и чуткий взгляд преподавателя.
В этой статье я приведу наиболее действенные и научно доказанные способы учиться эффективнее.
Если у вас нет времени или вы хотите быстрее понять, есть ли в этой статье что-то новое для вас — в конце есть короткая выжимка.
Принцип № 1: Учитесь по чуть-чуть (интервалами)
Лучше учиться по 15 минут в день на протяжении недели, а не впихивать все в одно занятие длиной 2 часа.
В одном из исследований учеников младшей школы распределили по трем группам:
- 4 в 1. Один учебный день, в котором было четыре урока с небольшим перерывом.
- 2 по 2. Два учебных дня, в каждом из них по два урока.
- 4 по 1. По одному уроку на протяжении четырех дней.
Лучше всего показала себя последняя группа, а хуже всех первая.
В другом исследовании сравнили, насколько растет понимание прочитанных текстов, если использовать интервальное повторение:
- Прочитать текст один раз
- Прочитать текст дважды
- Прочитать текст дважды, но с недельным перерывом.
При немедленном тестировании вторая группа показала лучшие результаты, а вот при тестировании с задержкой в два дня лучше всего показала себя третья группа.
Как это применить на практике. Составьте график обучения или найдите время, чтобы понемногу практиковаться каждый день или каждые несколько дней, вместо того, чтобы втиснуть все свое обучение в один или несколько дней.
Принцип № 2: Пытайтесь воспроизвести прочитанное, увиденное или услышанное
Попытка вспомнить пройденную информацию эффективнее простого повторения.
В качестве пруфа у нас исследование , в котором выяснили, насколько лучше запоминается информация, если в конце проводить небольшой тест.
Оказалось, что на короткой дистанции особого смысла от этого нет, а вот длительный эффект — что надо.
Как это применить на практике. Если после теоретического материала есть возможность пройти проверку — пройдите ее. Если готового теста нет, то составление своего списка вопросов и ответов будет только в плюс, так как это позволит взглянуть на знания с еще одной стороны.
Принцип № 3: Смешивайте навыки
Идея проста — изучайте несколько вещей одновременно. Речь именно про «мультизадачность», а не разные занятия в течение дня как в школе.
Исследование 2007 года, показало, что студенты, которые смешивали задачи, показывали себя на тестах в три раза лучше.
Это исследование посвящено решению математических задач, но аналогичные эффекты обнаружены и в других областях, таких как бадминтон , баскетбол и медицина .
Как это применить на практике. Идея тут в том, чтобы интегрировать одну деятельность в другую и тем самым дать мозгу новый контекст. Например, хороший пример смешивания навыков — это игра. Это могут быть как тренажеры по типу Drops, так и буквально попытка учить язык в видеоигре на нужном вам языке.
Принцип №4: Занимайтесь физкультурой
Исследование, опубликованное в журнале Nature, наглядно показывает разницу между теми, кто ведет сидячий образ жизни и теми, кто обеспечивает организму даже минимальную нагрузку.
Например, просто посмотрите на графики того, какой эффект на творческие способности оказывает простая ходьба.
Как это применить на практике. Каждый день посещайте спортзал и занимайтесь там в своё удовольствие. Или как минимум делать 10 000 шагов.
Принцип №5: Питайтесь правильно и используйте определенные добавки
В первую очередь нужно помнить, что для нормальной мыследеятельности у вас должно быть все ок с калориями. Могу нужно топливо, чтобы работать.
Отдельно стоят вещества, которые мозг использует для построения новых нервных клеток или связей между ними. В этом плане первое, что нам интересно — это жирные кислоты и источники ацетилхолина.
Один из самых показательных примеров — это рыбий жир. Содержащиеся в нём Омега-3 и докозагексаеновая кислота (ДГК) улучшают когнитивные функции и замедлять возрастное снижение когнитивных функций .
А это исследование обнаружило благотворное влияние ДГК на показатели рабочей памяти:
Довольно яркий эффект вызывает черника. Доказано, что она существенно улучшает реакцию и память.
Таких добавок довольно много, на самом деле. Думаю, что скоро выпущу про это отдельную статью, так как инфы там прилично!
Для тех, кто листает сразу в конец статьи
- Не пытайтесь съесть корову за один присест. Учитесь меньше на каждой сессии, но чаще.
- Проверяйте свои знания. Тестируйте себя в конце занятия. Если тестов нет, составляйте их самостоятельно. Это еще сильнее улучшит понимание.
- Смешивайте навыки.
- Занимайтесь физкультурой. Качаться не обязательно, достаточно 30 минут спортзала или даже простой ходьбы.
- Кушайте. Обычную еду и добавки, которые имеют доказанный эффект.
Спасибо за внимание!
Надеюсь, что статья окажется для вас полезной и практичной. В комментариях с радостью почитаю ваши способы и лайфхаки, которые позволяют вам учиться быстрее.
И вступайте в телеграм-канал, если хотите больше материалов на тему мозга и улучшения его эффективности. Там же выходят анонсы больших статей, а также посты более короткого формата. Всего 1-2 в неделю, никакого спама. Подписывайтесь, буду рад увидеть вас среди своих читателей!
Для начала стоит понять разницу между "учится" и "учиться" :)
Да уж, неловко вышло! На самом видно месте... Спасибо, что обратили внимание.
Внизу хорошая теория, что это был байт на комментарии, но увы, просто обычная очепятка %)
Ну вот, вы снова поступаете нехорошо)) просто берёте и обесценивание ветку обсуждения про очепятку, просто устранив сабж из заголовка 😏
Помню, на Хабре было время: если вместо лички написать про опечатку в комментах, можно было улететь в глубокий минус всего за 10 минут.
Комментарий недоступен
Может это намек, что всё-таки стоит учиться?))
Комментарий недоступен
Мдэээ))) автор решил приправить свою статью сразу с заголовка 😄
В тексте еще пара опечаток
Всегда удивлял первый совет.
Если у тебя задача растянуть во времени изучаемый материал, то рекомендация работать «по чуть-чуть, но каждый день» эффективна. Это спасает от прокрастинации, а на качество обучения влияет не сильно.
Но если надо как можно быстрее что-то освоить, то в дело идут интенсивы. А они противоположность метода «по чуть-чуть, но каждый день». Это максимальное погружение. По такой схеме строятся те же буткемпы, где учишься 2 недели, но по тонне часов в день. Вступают в дело уже другие принципы типо периодического отдыха, проветривания помещения, общения с сокурсниками, практические задачки и прочее.
Интенсив конечно хорошо, но мне кажется что это далеко не про длительную дистанцию а просто что бы за раз схавать слона
Ну так да, про сразу съесть слона. Просто если интенсив грамотно организован, то это очень эффективная вещь.
Нейронных связей по изучаемому материалу образовывается много и они долгосрочные, воспроизведение материала в виде практики сразу формирует навык и тп.
Я только такими способами с полным погружением и следую. А размазываю только то, что не сильно важно на данный момент: какое нибудь изучение языка. Хотя опять же, интенсив в виде резкого погружения в языковую среду дал бы результаты быстрее и гораздо круче, чем тянуть лямку по чуть-чуть самому.
А если объём изучаемого материала стремится к бесконечности, то тут да. По чуть-чуть и каждый день отлично подходит. Но в большинстве задач хороший интенсив даёт лвл ап. Даже если это повышение квалификации. Например, всякие двухдневные мастерклассы от экспертов в теме.
А это кстати можно внести в дополнение к статье как отдельный пункт)
Комментарий недоступен
Хорошая попытка Drops, но нет.
Комментарий недоступен
Можете посоветовать какие-то фишки, для интенсива, чтоб проще пройти и взять максимум от него?
Для тех, кто листает сразу в конец статьи...
Люблю резюме в конце, спасибо :D
https://t.me/yanadivane/30070
Главная идея- человек обладает способностью управлять реальностью с помощью мысли. Чтобы этого добиться, необходимо постоянно размышлять и принимать решения....
Главная идея- человек обладает способностью управлять реальностью с помощью мысли. Чтобы этого добиться, необходимо постоянно размышлять и принимать решения.
Вселенная состоит из многомерного пространства вариантов, из которого отдельный человек материализует один вектор, в том числе и с помощью мыслей.
Человек конструирует и управляет своей индивидуальной реальностью для достижения цели, а также постоянно изменяет связи и межличностное пространство.
Самый ценный товар в мире- это время. В точки зрения анализа времени мы не особо продвинулись технологически. Каждый из нас упирается в персональное количество операций в минуту, превзойти которое возможно только путем системных тренировок, управлением циклами сна и многим другим. Учитель- это своего рода продавец времени. Он меняет время своей жизни на наши будущие знания. Мы становимся средним арифметическим тех, с кем мы общаемся.
Автоматизация- это работа со временем в прямом смысле. Роботы и роботизированные процессы изменят мир на "до" и "после" . Когда ставишь цель что - то изменить, нужно просто делать. Вот почему мы делаем то, что мы делаем, деньги- только инструмент, цель же- создавать будущее.
"Не презирая грез бывалых,
старайся лучшие создать. " - (с) В. Набоков, 1919
Ключевое слово МЛАДШЕЙ школы. Это дети, а не взрослые.
Самое эффективное из перечисленного.
Когда объясняю что-то, то даже сам иногда начинаю понимать, о чём говорю.
Спасибо за советы. Нужно применять
с понедельника?
С 1 числа же
прямо сейчас !
Пожалуйста. Рад стараться)
15 минут очень мало. Это для детей статья что ли? Для изучения языка тоже маловато. А если изучаешь новую профессию или программу. То вообще 15 минут только что бы подготовиться, сконцентрироваться, собраться с мыслями. А потом уже потихоньку входить в курс дела.
Я думал что то интересное будет, из личного опыта. А тут факты из интернета. + Давно уже опровергли факт о 10 тыщ шагах. Достаточно 4000. Дальше толку нету. Если речь идёт о ежедневной норме.
Время оптимальное 30 мин для детей. 40 минут для взрослого. Потом внимание улетает.
Если с перерывами, то да. 40/10 норм. За 40 минут устаешь уже
в моем случае 15 минут лучше чем 0 минут)
было интересно читать, спасибо!
небольшая опечатка в принципе №5 "Могу нужно топливо, чтобы работать."
наверно хотели сказать "Мозгу"...
Комментарий недоступен
Еще мега-тема что-то учить перед сном. Кажется, что мозг вареный и ничего не запоминаешь, а на след. день чуть ли не лучше помнишь, чем сразу после прочтения.
Отличный способ полежать полночи посмотреть в потолок.
Есть есть исследования которые опровергают пользу омеги. Вроде как очередной развод маркетологов
Чему можно научиться по 15 мин в день, кроме разговорных языков? Меньше 2х часов занятие - даже не беритесь учиться очень многим вещам