Юристы не боятся: искусственный интеллект не способен заменить хорошего адвоката, но зато может изменить профессию

Юристы не боятся: искусственный интеллект не способен заменить хорошего адвоката, но зато может изменить профессию

Электронные помощники способны пока лишь на совершение элементарных действий, избавляющих человека от рутинной работы, но не могут выполнять серьёзных задач. Поэтому они не заменят квалифицированных специалистов. Такой вывод сделали юристы и программисты на конференции «Искусственный интеллект в праве», которая прошла в Технопарке «Сколково».

Пару лет назад юристы были всерьёз напуганы — они считали, что технологии, основанные на искусственном интеллекте, могут оставить их без работы в самом ближайшем будущем. Опробовав различные сервисы на основе ИИ, они успокоились: новые технологии могут выполнять роль эффективного помощника, но не составят в обозримом будущем конкуренцию хорошему адвокату. На то есть несколько причин.

Незаменимые люди

Главная состоит в том, что технологии, связанных с ИИ, находятся еще на начальном этапе считают все участники конференции. «Компании, которые занимаются ИИ, еще на стадии распознавания смыслов для разных отраслей», — отметила основатель Cognitive Technologies Ольга Ускова. Плюс, в сфере права есть множество областей, где не могут применяться стандартные подходы. Особенно, это касается области внедрения новых технологий. Самая актуальная тема - правила для беспилотников. «Прецеденты на дороге с беспилотниками не описаны, практика не определена. Этих правил нет, и роботы их не сделают», — рассказывает Ольга Ускова. «Необходимо изучать и формировать практику для различных областей права применения новейших технологий, которые сейчас только создаются - начиная от беспилотников, и завершая вопросами, связанными с применением искусственного интеллекта. И здесь не обойтись без грамотных юристов», - поддерживает директор центра юридических технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин.

Разговоры о том, что микроскопы заменят учёных идут давно, отмечает управляющий партнёр Tomashevskaya & Partners Жанна Томашевская. «Но сейчас люди начинают переходить от мыслей, что их заменят, к мысли, что новые технологии помогут конкурировать и быть лучше», — говорит Жанна Томашевская. Электронные помощники могут взять на себя существенный объем рутинной работы, которую выполняют младшие юристы. При этом необходимость в квалифицированных специалистах будет всегда, считает она. Ее поддерживает и представитель программистского сообщества, сооснователь стартапа Jetlex Вадим Полулях: «Люди всегда вначале думают, что технологии уничтожат профессию. Во время промышленной революции в XVIII–XIX веках считали, что машины и автоматизация уничтожат труд рабочих. Но ничего такого не произошло. Искусственный интеллект — это лишь метод решения проблем. Станет меньше рутинного труда, вырастет производительность, но профессия юриста останется. Просто работать станет приятнее».

Ещё одна причина кроется в сложности российских юридических норм. Наше право пока нелегко воспринимать даже людям, не говоря уже о машинах, которые могут понимать только нормальную логику. «Наше право молодое и существует в нормальном виде только лет двадцать пять. Сейчас юридическая техника растёт, правоприменение становится предсказуемым. Однако нужно ещё лет двадцать, чтобы практика стала «машиночитаемой», — рассказал на конференции старший юрист DLA Piper Илья Булгаков.

На что способен ИИ в праве?

Пока что ИИ может выполнять только несколько групп задач. В основном это поиск и систематизация информации, управление большим массивом документов и предоставление несложных консультаций от имени чат-ботов. Различные компании и за рубежом, и в России достигли в этих сферах значительных успехов. «Сейчас мы переходим к анализу естественного языка человека. ИИ пытается понять смысл того, что написано в документах, и именно здесь — наибольший потенциал для развития. В этой области работает много стартапов», — рассказал гость конференции из Сингапура, основатель LegalComet Майкл Лю. Например, в Китае стартапы занимаются анализом массивов информации в документах, среди них можно выделить компанию iCourt. В Юго-Восточной Азии используются системы на основе ИИ, которые могут анализировать дела и прогнозировать результаты судебных разбирательств. Этим, например, занимается компания Lex Quanta. В данной сфере много и американских разработок, например, сервисы Lexis Answeres, который выполняет функцию интеллектуального поисковика по американскому праву, или Westlaw Answeres, который также, исходя из контекста, способен найти определённые дела и подзаконные акты, рассказал Илья Булгаков.

В России тоже есть подобные системы. Например, компания «Гарант» в феврале запустила систему «Сутяжник», в которую можно загрузить правовой документ (судебный иск, жалобу или претензию) и получить судебную практику по описанным в нём вопросам, рассказала начальник юридического департамента компании «Гарант» Светлана Ревак.

У наших компаний есть несколько интересных решений в сфере чат-ботов. Это, например, робот-консультант от резидента фонда «Сколково» — компании «Правовед. RU». Её чат-бот даёт консультации по вопросам защиты прав потребителей на сайте компании. С октября 2017 года он провёл 3500 консультаций, получил 900 положительных и 200 отрицательных отзывов, рассказал основатель «Правовед.RU» Валерий Мешков. «Пока электронный консультант получает меньше положительных отзывов, чем опытный юрист, а отрицательных жалоб — в четыре раза больше. Но всё равно он справляется со своей работой лучше выпускников юридических вузов», — говорит Валерий Мешков. Он также отметил, что электронный юрист позволил компании сэкономить в этом году 13 млн рублей.

В этой же области работает и другой сколковский стартап — «Лаборатория Наносемантика». «Мы делаем интеллектуальные диалоговые системы — это продвинутые чат-боты, которые способны поддерживать диалог на естественном языке. Они могут давать справки, принимать заявки, записывать на консультации, фиксировать жалобы», — рассказала руководитель отдела лингвистики «Лаборатория Наносемантика» Анна Власова. Такой чат-бот компания сделала для портала госуслуг Республики Казахстан. Электронный консультант отвечает на вопросы, связанные с семейным правом, недвижимостью, регистрацией ИП, получением различных документов.

11
2 комментария

“Искусственный интеллект не способен заменить хорошего адвоката“ Каспаров когда-то говорил, что компьютер никогда не обыграет человека.

1
Ответить

Господи, да когда же они поймут, что дело не вот прямо здесь и сейчас. Конечно, ИИ в том понимании, как он есть сейчас, алгоритм, не сможет заменить человека. Но это пока. Но он будет учиться и будут его учить нестандартным ходам именно все сотрудники, пока он на основе нестандартных решений сам не научится принимать нестандартные решения.

Ответить