Полгода самиздата в России. Как дела в отрасли

Шесть месяцев назад мы открыли независимое издательство современной художественной литературы Чтиво. Сегодня я подведу итоги этой «полукруглой» даты, расскажу, с какими трудностями мы столкнулись, и поделюсь открытиями, сделанными при близком изучении отрасли.

Если вам знаком наш проект, то можете сразу переходить к следующему абзацу, если нет, то вкратце: Чтиво специализируется в первую очередь на неформате, с которым «большая» издательская система обычно не связывается. Ещё одна особенность в том, что мы выпускаем и продаём в первую очередь электронную книгу как самостоятельный товар, а уже в перспективе — бумажную (возможно, также аудио). Таким образом, мы испытываем материал спросом, снижаем затраты и риски, бумага получает статус «винила для писателей», а производство становится экологичнее — леса и реки страдают меньше и только ради самых качественных произведений, а это уже кое-что.

Первым изданием Чтива стал сборник повестей и рассказов Посейдень — книга-эксперимент, составленная из моих наиболее «зашедших» в сети рассказов, а также повестей, нигде ранее не публиковавшихся. Уже в первый месяц работы Чтива электронную версию сборника купили 28 раз, что немало, учитывая, что начинали мы практически без денег и, следовательно, без рекламы. Движущей силой были соцсети и публикации в заинтересованных изданиях.

Тут надо сказать, что далеко не везде наше Чтиво приняли всерьёз.

«Писатель, которого не печатают ни в одном издательстве, решил открыть своё с блэкджеком и шлюхами»

— знали бы вы, сколько раз я наблюдал подобную реакцию в скрытой или явной форме. Но ничего не попишешь — пришлось стиснуть зубы и терпеть, пока не отыщется первая рукопись другого автора.

Если описанная выше реакция была предсказуема, то удивительным оказалось то, что много где всерьёз не воспринимается электронное издание. На мой взгляд, это странно, поскольку я привык считать главным показателем ценности произведения его текст. Вместе с тем могу понять, что люди из среды культуры и журналистики очень заняты и, возможно, экономят драгоценное время, игнорируя книги, которые не печатались на бумаге. Не уверен, впрочем, что это хороший критерий для выбора объектов внимания, поскольку сегодня и на бумаге выходит, прямо скажем, всякое. По иронии судьбы вскоре после старта Чтива мне написал Вадим Чекунов, редактор издательства АСТ (холдинг Эксмо-АСТ — один из лидеров российского книжного рынка) с предложением издать у них Посейдень. Когда-то это было то, о чём я мечтал, но теперь я уже поставил на Чтиво слишком многое, так что «во имя блэкджека и шлюх» от заманчивой перспективы отказался.

Занятно, что за полгода нашу интернет-резиденцию посетило вдвое больше москвичей, чем петербуржцев, несмотря на то, что базируемся мы в Санкт-Петербурге. Имел я и телефонный разговор с редактором одного из крупных московских литературных порталов. В ходе беседы она довела до меня, что открытие интернет-издательства они считать информационным поводом не могут, а книга должна не только быть физическим объектом, но также должна быть презентована для столичных журналистов (скромненько: шампанское, бутерброды с икоркой, не более того). О роскошная литература Москвы!

С первых же дней работы мы стали искать рукопись второй книги Чтива. Поиск этот занял примерно четыре с половиной месяца. К счастью, информацию о том, что новое издательство ищет авторов, журналы и порталы принимали куда охотнее, чем новость о начале работы издательства одой электронной книги. Индуистский гуру Бхагава́н Сваминара́яна говаривал, что молитва за другого работает куда эффективнее, чем за себя. Что-то в этом есть.

Акшардхам, храм построенный последователями Бхагавана в Нью-Дели

За полгода мне довелось изучить очень много рукописей, порядка 100 штук. Были там и откровенно глупые тексты и запредельно жуткие, но также попадались весьма и весьма похабные. Однако приходили и труды очень красивые и завершённые, хотя и не соответствующие нашим требованиям. Всего одна работа из ста оказалась не только профессионально выполненной, но, по общему мнению редакции, во всех отношениях подходящей для издания.

Роман-фантасмагория Олега Новокщенова, Александра Киреева и Дмитрия Горшечникова «Архив барона Унгерна», по моему скромному мнению, — жемчужина словесности. Путешествие сразу во все эпохи и все страны, прыжок с вершин языкозания в глубины духа, гармонично меняющийся стиль повествования, кое-где достигающий совершенно новых форм (да и размеров, чего уж греха таить).

Удивительно: авторы закончили книгу 15 лет назад, в 2003 году, и за это время ни одно издательство так и не сумело довести его публикацию до ума, чему виной стала «продолжительная череда роковых случайностей и мистических происшествий». Но у нас, к счастью, пока всё идёт по плану: начался предзаказ, релиз «Архива барона Унгерна» назначен на 1 мая.

За полгода у меня более или менее сложилась картина рынка, на просторах которого может обитать такой бизнес как инди-книгоиздание. Словами эту картину я описал бы так: тетиву придётся тянуть долго, а выстрел должен быть предельно точным, однако ветер благоприятствует.

Осваиваем Яндекс.Директ, стоим на трёх китах Telegram, Facebook и VK. По-прежнему работаем без инвестиций и ищем авторов. Полёт нормальный, спасибо, что вы с нами.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Слон Петрович

В чем смысл "издательства", если оно не обладает мощным ресурсом для продвижения автора? Закинуть книгу во все электронные сети дистрибуции может и сам автор.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иннер
Автор

В создании знака качества, которому станут доверять. Это длительный процесс, но мы к этому готовы.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

О чьём доверии речь?
Авторов, читателей или торговых площадок?

Вообще идея вроде как годная. Чисто по-человечески.
И электронный формат воспринимать всерьёз - тоже, вроде как, похвально.
Про "винил дляписателей" - ваще шикарно. Прям, как сам себя прочёл.

Но что-то темните вы.
Ведь, скорее всего, в других издательствах такое отношение к формату вовсе не потому, что "некогда читать книгу, которая не напечатана", а потому, что оборот и, соответственно, прибыль с бумаги контролировать гораздо проще, чем с цифры.
Это ж какие ресурсы нужны на развитие такого бизнеса?
Или сначала набрать неизвестных авторов, согласных публиковаться без гонорара, а лучше ещё и платящих за это, а там вино будет?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иннер
Автор

О доверии читателей и авторов. В других издательствах сейчас делается акцент на бумагу, это статусный момент. Но со временем литературный мэйнстрим неизбежно уйдёт в цифру. Большими ресурсами похвастаться мы не можем, кроме времени и любви к делу. Авторы ничего не платят, а получают хороший процент с продаж, хотя продажи пока сравнительно небольшие. Чем больше наберётся книг и авторов, тем больше объединение под нашим брендом, узнаваемость и доверие.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Щекина

Газетная бумага - это статусно? Ее часто используют просто

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иннер
Автор

Для кого-то форма важнее содержания. Бумага – показатель того, что овчинка стоит выделки, что потрачены время и деньги, для кого-то это – достаточный показатель статусности.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Сноу

"Тут надо сказать, что далеко не везде наше Чтиво приняли всерьёз".
С таким названием... ничего удивительного

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иннер
Автор

Да, если судить книгу по обложке. Те, кто судит книгу по обложке, – скорее, не наша аудитория.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Щекина

С такой детсадовской никаквсешностью инвестиций у вас и не будет. Идея хорошая, хоть и не новая, могли бы поизучать чужой опыт, тем более, что комментаторы дельные вещи пишут

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иннер
Автор

Изучаем, конечно, отчего же нет. Но делаем всё равно по-своему. Это в первую очередь не бизнес, сами понимаете. А инвестиций мы особенно и не ищем – будет день, будет пища.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда