Вторая весна стартапов

На фоне потерь Сбербанка

Но есть еще и хорошие новости для нас всех и ИТ (как я это вижу сейчас, как говорится, прогноз в мой хрустальный шар)). У Сбера за последний год часть активов была сосредоточена на нефинансовых проектах: сервисах доставки, ed-tech, health-tech и так далее. На июль 2021 года портфель этих активов был убыточным. Причем убыточным в динамике.

Вот данные РБК: «Совокупная EBITDA нефинансовых сервисов (прибыль до вычета расходов на амортизацию, финансовых расходов или доходов, а также налога на прибыль) остается отрицательной: по итогам первого полугодия 2021 года она составила минус 14,3 млрд руб. против минус 5,4 млрд руб. за первые шесть месяцев 2020 года».

Но следуя стратегии банк активно продолжал «пылесосить» рынок, покупая маленьких и средних игроков из числа стартапов. Наращивал долю нефинансовых активов во всей экосистеме со ставкой на то, что к 2023 году портфель отрастет и начнет приносить прибыль (источник: РБК). Для экосистемы Сбер — это было хорошо, но для рынка ИТ — плохо. Почему? Для тех, кто не из ИТ поясню кратко: появлялась сильная ИТ-монополия. Маленьким стартапам конкурировать с экосистемой Сбера, богатой ресурсами и возможностями для расширения, рекламы и маркетинга было почти нереально.

Большая компания скупающая маленькие пусть и в благих целях — для большой компании хорошо, для маленьких — хорошо в моменте, а для рынка — плохо всегда. Ибо пропадает здоровая конкуренция.

А теперь к главному. Сегодня, 2.02.2022 акции Сбера на Лондонской бирже открылись со значения в 1 цент. А вчера вечером было объявлено о том, что все европейские дочки Сбербанка уходят с рынка.

Что это значит?

Это значит, что сейчас стратегическая задача для Сбера — остаться просто банком. Усиливать активы, которые приносят прибыль (а в условиях очевидно затяжного кризиса с неподъёмными в ближайший год финансовыми инструментами для части населения вроде ипотеки и кредитов) — он будет скидывать, сокращать и закрывать нелеквид. Ничего личного, как говорится, просто бизнес.

Кроме того, очевидно, ряд иностранных ИТ-компаний и приложений тоже уйдет с рынка по понятным причинам.

Что это значит для ИТ-предпринимателей? Тех, что не уехали и хотели бы делать бизнес в стране? У ИТ будет вторая весна. Повторюсь, это мое личное мнение, как экспертки из ИТ, работающей со стартапами и в собственном стартапе с 2017 года. Оно может не совпадать с вашим.

Но на фоне полного оцепенения от происходящего я вижу, что это окно возможностей для мелких ИТ-проектов и стартапов, которые хотят делать бизнес здесь. У них (нас) есть шанс снова выйти в люди и не бояться быть «сожранным».

Да мы не вырастим в ближайшие два года на нашем рынке Единорога.

Но можем вернуть что-то похожее на конкуренцию, рыночную экономику в айти и стартапах. Или хотя бы попробовать.

PS: второй инсайт из личного «хрустального шара» :)) — уверена в ближайших месяц-два появятся формы поддержки для ИТ-отрасли от известных нам Фондов и государства. А процедуры получения этой поддержки будут значительно упрощены. Сбудется или нет — увидим уже совсем скоро.

Моя цель сейчас?

Если среди вас, читающих есть тот, кто думал развивать свой ИТ-проект в России сейчас, но находился в ступоре, раздрае etc — знай, друг, я верю в тебя и то, что есть шанс сделать что-то хорошее, в каком бы ужасе мы все сейчас не пребывали. С твоей помощью. Поэтому, бери и делай, что можешь и любишь больше всего.

PSS: если кому-то из вас, делающему стартап или давно работающему в ИТ сейчас нужна помощь, разговор, поддержка или мое видение возможностей из точки «Сегодня» — напишите мне. И мы поговорим. Это то, что я могу и хочу сделать сегодня для каждого.

Миру мир.

0
1 комментарий
Konstantin

Ох уж эти диванные знатоки стратегических задач крупнейшего банка страны.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда