Глазами инвестора

По предположениям ряда участников рынка в России в год появляется примерно 3000 стартапов. Разумеется, эта цифра с допущениями, да и большинство из этих проектов пропадают так же быстро как появились. Тем не менее это реальность, и все больше частных инвесторов желают участвовать в инвестировании в рисковые проекты.

Самые продвинутые объединяются в фонды, нанимают квалифицированных аналитиков, кто-то пробует свои силы в качестве бизнес-ангела, отслеживая выпускников акселераторов, тенденции, действия признанных на рынке квалифицированных инвесторов и фондов. Количество сделок в минувшем году выросло, хоть и с оговорками. Казалось бы - для стартапов наступает время надежд. Но, "не все то золото, что блестит".

Никто не снимает ответственности с фаундеров проектов на ранних стадиях. Любая, даже самая гениальная идея требует проработки и подтверждения гипотез. Цитируя одного коллегу: "Нам нужны не гении предпринимательства, а люди, которые готовы работать на предпринимательском поприще серьезно и не покладая рук..." Это лишь значит, что поверхностное отношение к предпринимательской составляющей проекта, которое свойственно особенно проектам из регионов - неприемлемо. Необходимо глубоко просчитывать метрики проекта, использовать методики unit-экономики, проверять гипотезы в цифрах и планировать показатели исходя из реальных данных, а не фантазий фаундера.

Я уверен, что на просторах России огромное количество креативных людей, которые способны генерить жизнеспособные идеи. Но большинство этих идей остаются идеями из-за нежелания их авторов учиться, копаться в интернете на предмет уже существующих проектов, изучать зарубежный опыт.

Мы живем во времена глобальных знаний, где ориентироваться можно не только и не столько на опыт наших заокеанских коллег, но и на опыт стран СНГ, Восточной Европы - так как специфика их экономик и поведенческих паттернов населения во многом приближена к нашей.

Необходимо внимательно следить за тенденциями которые порождают корпорации, за теми процессами которые интересны потенциальным потребителям технологий. Ведь пути всегда два: первый, это путь массового рынка, массового потребителя продукта, и здесь нужно либо создавать продукт, который удовлетворяет существующий спрос, либо создавать этот спрос, путем разработки продуктов, в которые будет влюбляться потребитель. Уместно привести шутку Стива Джобса: "Если спросить человека, что он хочет, он ответит, что не знает, до тех пор пока не покажешь ему IPAD..."

Второй путь - корпорации, которые сегодня осознают, что, для того чтобы быть на гребне новый промышленной революции необходимо отойти от классических подходов к разработке продуктов, когда вперед шли годы исследований и тестов. Необходимо внедрять методики, которые первоначально использовались стартапами - где впереди всего проверка гипотез. Кроме того у корпораций есть клиенты, есть деньги, есть производственные возможности, есть Большие Данные. И здесь для фаундеров стартапов открывается новое поле активности - инициация перспективных идей которые могут совершенствовать как отдельные технологические процессы, так и внедрять новые технологии - которые впоследствии могут быть приобретены корпоратами.

Глазами частного инвестора - здесь море возможностей хорошо заработать "вычленяя" успешные проекты на ранних стадиях, когда они только привлекли внимание крупных компаний. Фондировать их для последующей перепродажи. Об этом должен задумываться каждый, кто задумался о создании стартапа.

Думайте о возможностях вашего будущего бизнеса через призму вышесказанного - оцените, насколько вы вписываетесь в тенденции, проверьте гипотезы и посчитайте, наконец, экономику вашего проекта. Только потом приступайте к поиску инвестора.

33
Начать дискуссию