Оффтоп Olga Beskina
4 766

Как нанимать разработчиков, если ты не Google

Технический рекрутмент — сложное и опасное приключение для эйчара. Формирование R&D в небольшой компании или вообще в стартапе иногда кажется сложно выполнимой задачей, учитывая конкуренцию.

В закладки

Но всё не так страшно, если подойти к решению комплексно и не бояться. Поработав в ИТ-компаниях разного размера бизнеса, я вывел для себя несколько аксиом, которые позволяют расти быстро. Делюсь.

Евгений Сугробов, HR-директор «Банки.ру»

Условия успешного найма

От рекрутера зависит многое, но не всё. Критически важное условие успешного найма, не зависящее от эйчара — наличие у компании интересного продукта. Он может быть интересным по разным параметрам:

  • для пользователей: продукт создаёт ценности, генерирует пользу для людей;
  • для разработки: продукт может быть нишевым и узкоспециализированным, и поэтому интересным крайне ограниченной группе людей. Например, сайт для собаководов Ярославля вряд ли можно назвать интересным широкой аудитории продуктом. Но если при этом он содержит внутри крутой алгоритм обработки данных, позволяющий в зависимости от породы, возраста, здоровья животного и локации подбирать и заказывать корм, прививки и вот это всё — вполне реально привлечь в него разработчиков, которым понравится идея.

Если ваш продукт не выполняет оба или хотя бы один этих пунктов, для привлечения достойных ИТ-специалистов остаётся только один инструмент —надо предложить условия значительно лучше предлагаемых рынком.

Как вообще айтишники выбирают работу, что для них главное

  • Продукт и задачи.
  • Деньги, и это не только зарплата, но и все виды материальной мотивации (опционы, страховка, парковка, питание, фитнес и тому подобное).
  • Прочие условия (локация, коллектив, график, возможность работать из дома, возможность переезда в другую страну, бренд и так далее).

Чтобы нанимать крутых людей, нужно быть конкурентным в двух из трёх этих параметров, а по третьему не падать ниже уровня безопасности. Например, вы не можете платить большую зарплату, но готовы дать человеку возможность участия в опционной программе: гибкий график, интересные задачи, возможность работать удалённо, какие-то другие нематериальные бонусы.

Как создать конкурентные преимущества в найме

Начните с анализа системы мотивации, принятой в других компаниях на вашем рынке. Классическая ошибка — взять весь сегмент (например, Python, включив в исследование данные всех игроков, от Avito и «Сбертеха» до небольшой студии заказной разработки) и вывести среднюю температуру по больнице.

Необходима сегментация данных. Чтобы понять, чем привлечь ценных для вас специалистов, надо знать, что предлагают компании, похожие на вас. Или компании, на которые вы хотите стать похожими.

Знать надо не только уровень зарплат, но и то, какие нематериальные блага получают сотрудники у конкурентов. И какой уровень задач они обычно решают на аналогичных позициях. Источник информации: неформальное общение с сотрудниками этих компаний, доклады на конференциях, паблики, статьи, и, конечно же, собеседования.

Узнав и проанализировав, что предлагает рынок искомым специалистам, надо сформировать «портфель благ», которые готова предложить ваша компания, вывести свои конкурентные преимущества, совместить ожидания кандидатов и свои возможности.

И это не всегда цифра на зарплатном счёте. Чаще всего стартап или небольшая компания не смогут переиграть на этом поле мейджоров. И тут вам на руку одно из главных преимуществ небольших компаний — гибкость. Когда у тебя в штате не так много сотрудников, проще понять ожидания каждого разраба, управлять ими.

Людей (особенно ИТ-специалистов) могут привлечь нематериальные бонусы: более широкий спектр задач, гибкость в карьерном продвижении, скорость принятия решений, возможность контактировать и доносить свои мысли бизнес-лидерам напрямую.

В классической системе мотивации есть такой формат — кафетерий льгот: вы предлагаете каждому сотруднику самому выбрать бонусы из списка, предлагаемого компанией.

Например, человек ездит на метро, ему не нужна оплачиваемая парковка. Взамен он получает оплату питания или курсов иностранного языка. Опыт показывает, что сотрудники, самостоятельно выбирающие компенсации, более лояльны. Возможность выбирать вознаграждение самостоятельно уже сама по себе является льготой.

Ещё одно важное конкурентное преимущество небольших компаний — возможность выстроить более дружелюбный процесс найма. В ИТ-мейджорах средняя продолжительность найма с момента первого звонка до момента принятия оффера — много недель, включающих несколько этапов собеседования и ожидания. А ситуация, когда кандидат получает оффер в конце финального интервью — большой амбициозный проект.

Стартапы и средних размеров компании могут легко сократить процесс до недели и даже меньшего периода. Сначала организуется встреча с рекрутером и потенциальным непосредственным руководителем. В тот же день или на следующий — встреча с главным боссом, если это требуется.

Так бюрократия сводится к минимуму. Мало кто презирает офисную бюрократию больше, чем сотрудники инжиниринговых компаний. Дав им понять, что у вас ей не увлекаются, вы сразу получите несколько очков в карму.

Но это не значит, что надо брать в штат всех подряд. Если в компании создана работающая система оценки с чёткими критериями, и все участники процесса понимают, что такое «подходящий нам кандидат», всё работает не только быстро, но и эффективно.

Не надо стесняться

… звать на работу «звёздных» ИТ-специалистов. Встретьтесь и поговорите, если человек overqualified — он сам вам об этом скажет. И не жалейте на таких людей денег. Если он выйдет в ваш проект, «на него» к вам пойдут другие ценные специалисты, и уже с ними можно будет торговаться. Персональный бренд — один из самых эффективных инструментов найма, как и персонализация в общем.

Не обязательно сразу рисовать семизначные числа в оффере, прекрасно работает и история с опционами. Опционы могут быть как реальными (реальные акции или участие в акционерном капитале), так и «фантомными» — долгосрочным бонусом.

Ещё один эффективный инструмент HR… PR. Любой продукт надо продвигать. В проект, о котором хоть что-то слышно на рынке, люди пойдут охотнее, чем в ноунейм. Подружитесь с вашим пиарщиком и используйте его для продвижения HR-бренда.

Ну а теперь пара слов о том, что вам может и не стоит делать в поисках айтишников.

Не все йогурты одинаково полезны

Не каждую задачу нужно решать с помощью нейросети, или биг/смолл-даты. Сейчас во многих компаниях разного размера эйчары увлеклись штуками типа «найма по ценностям», Telegram-ботами, автоматизацией обзвона кандидатов и прочими модными методами.

Но внедряя очередную новинку, прежде всего нужно понимать, какую именно задачу вы решаете, почему вы выбрали именно этот подход, в каких условиях он не будет работать и какие есть риски. И главное — не страдайте карго-культом. Не надо нанимать ИТ-специалистов модных специальностей, если они, в общем-то, вам не нужны, только потому, что они есть в крутых компаниях. Иногда вместо deep-learning лучше потратить деньги на хороший Custdev.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Olga Beskina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 12, "likes": 24, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 38697, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 24 May 2018 16:30:02 +0300" }
{ "id": 38697, "author_id": 122878, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/38697\/get","add":"\/comments\/38697\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/38697"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

12 комментариев 12 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Какая-то страна розовых пони. Какие нафиг HR в ИТ? Рынок настоль перекуплен, что никаких входных фильтров быть не может, а любых вменяемых разрабов нужно звать и разговаривать. "Интересные задачи" - школьников мотивировать, что-ли собрались.

Ответить

Комментарий удален

1

Нет 100500 на рынке. Я когда ищу разрабов как раз собеседую 2-3-5 в неделю. За неделю с объявления на hh.ru может упасть 10-15 интересных (в самом лучшем случае). После обзвона остается как раз 2-3 и с каждым я встречаюсь, чтобы не пропустить случайно кого-то интересно. HR выполняет чисто технические функции: встретить, проводить, посмотреть документы и тп Средний java-разработчик ищет работу 3-5 дней. В этом смысле важна скорость. Кто первый, тот и молодец.

Ответить

Комментарий удален

0

~200 тыс.

Ответить
0

Я конечно не пишу на Java, но точно могу заверить что хороший разработчик, независимо от языка, не ищет работу. Она сама его находит.

Ответить

Комментарий удален

0

Кажется я недостаточно точно сформулировал свою мысль.
Во-первых: у ХОРОШЕГО разработчика есть своя сеть HR, которые за ним гоняется. И для того что бы вызвать лавину предложений, ему достаточно сменить статус на linkedIn.
Во-вторых: на hh.ru такой точно не будет просматривать вакансии и рассылать отклики.

Ответить

Комментарий удален

0

В моём понимании хороший разработчик, по-умолчанию знает что такое личный бренд, и может таки построить сеть HR, как раз таки для подобной ситуации.

И всё же, если вы программист, заведите страничку на linkedIn, и вы поймёте, что её даже особо афишировать не нужно для того что бы вам постоянно писали HR специалисты. Пока не попробуете не поверите.

Ответить

Комментарий удален

0

Ты меня не понимаешь. То что ты назвал - это задротство. О таком никто не узнает. Это останется в кулуарах конторы в которой работает этот человек.
Личный бренд - это про другое.

Ответить

Комментарий удален

0

Соглашусь с человеком, особенно когда вы не просто "на постоянной основе" нанимаете людей, а вам нужны программисты, то после наложения фильтров остается 1 резюме в неделю и процесс поиска может занимать долгие месяцы.

Ответить
1

Красивый заголовок, жаль что он не относится к статье..
Ответа на вопрос "как?" так и не нашел, а вы?

Ответить
0

))) Кого вы там можете привлечь.
В 2018 году сидите на битрикс от кода которого нормального программиста блевать тянет. Хоть HTTPS сертификат поставьте для приличия.
LetsEncrypt их бесплатно раздает уже четвертый год как.

Ответить
0

Не поверишь, можем и привлекаем

Ответить
0

Да смотрел я уже как то как то конференцию как вы справлялись с нагрузкой во время падения курса рубля 2014.
Мы не знали с друзьями ржать над вами или жалеть ваших разработчиков.
Воротили костыли на ровном месте.
Когда за год можно было всю вашу инфраструктуру переписать на нормальный фреймворк (Phalcon например) и перепичав критичные к нагрузке вещи на что то компилируемое типа Go .
И забыть про подобные проблемы и сэкономить заодно десяток серверов.

Дайте угадаю начальство говорит -- зачем нам инновации работает не трогай ))

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления