{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Я живу на одну зарплату в $200 тысяч в год»: история создателя Depositphotos Дмитрия Сергеева Статьи редакции

Основатель сервисов Depositphotos, Crello и Bird in Flight рассказал о своих проектах в интервью изданию MC Today.

Интервью взял Виталий Шкиль.

Дмитрий Сергеев считает себя серийным предпринимателем. Он из тех парней, которых не интересует бизнес по наследству, единственное дело всей жизни и другие идеалы традиционного капитализма времен Генри Форда. Сергеев хочет другого: создать бизнес с нуля, сорвать на его продаже куш и потом повторить процесс. И так как можно чаще.

В 2005 году он создал файлообменник DepositFiles, но вовремя избавился от компании. Потом основал один из крупнейших в мире фотобанков Depositphotos. Именно эти два проекты обеспечили Дмитрию имя. Перечислить другие проекты – успешные и не очень – Сергеев затрудняется. Уж слишком много в его бизнес-жизни было экспериментов.

Чем живет офис Depositphotos в Киеве

От моего офиса к офису Depositphotos – не больше сотни метров. Нужно пройти вдоль парковки, свернуть налево возле скамеек, и ты у входа в международную компанию. Depositphotos занимает трёхэтажное здание в том же бизнес-центре, где работаю я – на месте советского завода легкой промышленности.

С Дмитрием Сергеевым мы несколько раз пересекались возле турникета у входа в центр. У основателя многомиллионного бизнеса не было пропуска, и он ждал, пока его впустят коллеги.

Впрочем, пропуск ему особо и не нужен. В киевском офисе Дмитрий бывает не часто. Последние несколько месяцев, например, Сергеев живет и работает на Кипре. Там Depositphotos открывает пятый зарубежный офис, где будут работать европейские специалисты, которые не готовы переехать в Киев.

На интервью Дмитрий пригласил не в свой кабинет, а в комнату для совещаний. Она на втором этаже фотостудии Lightfield Productions. Её компания открыла в прошлом году, получив статус самой крупной студии в Восточной Европе. Два десятка съемочных площадок занимают 2,5 тысяч кв. м.

Затворы фотоаппаратов щёлкают очередями, сотрудники обрабатывают изображения для мировых фотобанков. На рабочих столах – огромные мониторы и зеленые растения. Так выглядит ежедневная рутина студии.

В Сергееве многие не узнают босса. Он, в серой толстовке, в очках и с волнистыми волосами, больше напоминает креативного директора, чем капитана этой фотомашины. Между делом Дмитрий объяснил: стиль рядового городского жителя ему ближе, чем дорогие рубашки с галстуком. Но вернемся к самому началу.

Дмитрий Сергеев стал бизнесменом в 14 лет

Дмитрий родился и вырос в Ярославле в России. В 90-х 14-летнего подростка поразил «вирус» коммерческого обмена. Мама Дмитрия привезла из Китая десяток спортивных костюмов, которые там обменяла на отечественные коньки, и заработала неплохие по тем временам деньги.

За пару коньков можно взять шесть спортивных костюмов, их легко сбыть на дефицитном рынке. «У меня случилась истерика, я начал грузить каких-то людей, чтобы продавать шмотки», – вспоминает Сергеев.

Коммерческий опиум был настолько сладким, что Дмитрий пошел дальше, пока не создал международную компанию. «Видимо, это моё врождённое качество», – добавляет он.

Карьера наёмного сотрудника для Сергеева закончилась в 14 лет после работы в почтовом отделении. Заниматься предпринимательством оказалось куда интересней.

Я всё бросил и постоянно делал какие-то авантюры, которые приводили к успеху.

Дмитрий Сергеев, основатель Depositphotos, Crello и Bird in Flight

Сергееву свойственно делать бизнес-проекты в духе времени. В 90-х он зарабатывал на перепродаже импортного ширпотреба. Потом основал ночной клуб в Ярославле, а в 2001 году познакомился с интернетом.

На закате доткомов он занялся перепродажами в сети – гонял трафик на сайты заказчиков и заработал свой первый миллион долларов. Благодаря ему он реализовал будущие интернет-проекты.

Перед Оранжевой революцией Сергеев переехал в Украину. Его позвал погостить Фагот из хип-хоп группы ТНМК. Тут Сергеев влюбился в девушку и решил остаться.

Как запускался и работал файлоомбенник Depositfiles

В 2005 году Дмитрий запустил Depositfiles. Спустя несколько лет у файлообменника было 30–40 млн ежемесячных посетителей, десятки терабайт информации на серверах и место в топ-100 самых посещаемых сайтов мира.

Но история закрутилась в другую сторону – уютный файлообменник накрыло пиратским контентом. Параллельно в США обострился вопрос авторских прав.

«Сервис превратился в помойку ворованного контента. Мы нанимали людей не для разработок, а для очистки», – вспоминает Дмитрий.

Он оказался в западне собственных интересов: бизнес рос, деньги капали, всё легально. Но сначала от партнерства отказался PayPal, потом и Google.

Прибыльный бизнес приносил больше геморроя, чем денег

Дмитрий Сергеев, основатель Depositphotos, Crello и Bird in Flight

Но Сергеев вовремя провернул вполне успешную сделку – продал компанию украинским инвесторам. По оценке украинского Forbes, за $10 млн.

Дмитрий продолжал экспериментировать. Даже пытался скопировать «ВКонтакте» и YouTube с расчетом улучшить бизнес-модель и продать проекты задорого. «Это предпринимательская истерика, – говорит он. – Как и в 14 лет».

Особых результатов эти попытки Дмитрию не принесли. Но Сергеев выучил урок: «Предпринимательская работа – это постоянный поиск цельной идеи, из которой можно извлечь выгоду». Брать зерна идей из пустоты и закапывать их в коммерческую почву – вот что ему нравилось. И в 2009 году Сергеев запустил фотобанк Depositphotos.

Как возник Depositphotos

На идею с фотобанком Дмитрия натолкнула жена-фотограф, которая тесно работала с будущими конкурентами. Потом в разных интервью Сергеев будет рассказывать, насколько рисковой была затея. Он пошел на рынок, где конкурируют монстры масштаба Adobe. Никакого анализа конкурентной среды, спроса и прочих обязательных действий из бизнес-учебников он не делал.

«Я понимал, что технология фотобанков похожа на то, что мы делали раньше», – говорит Дмитрий. Программисты, готовые работать над новым проектом, у него остались с прошлых проектов. Сергеев купил готовый код, добавил туда улучшений и понял, что идея нового бизнеса вполне может претендовать на существование.

Заманить фотографов на новую площадку Дмитрий решил деньгами. «Я стою горой за агрессивный маркетинг», – говорит он. За каждый загруженный снимок компания платила поставщику по 10 центов – в 5-7 раз больше конкурентов.

А потребителям фотоконтента он отдавал снимки почти даром. Кассовый разрыв покрывали за счёт денег, вырученных от продажи Depositfiles. В том же 2009 году коллекция изображений достигла 1 млн файлов.

Гигант GettyImages из конкурента стал партнёром

Куда он вляпался, Дмитрий понял спустя некоторое время. Один из лидеров мирового рынка компания Getty Images написала Сергееву письмо, обвинив в использовании их логотипа. Тогда Дмитрий убедился, что его бизнес приобретает вес. «Ну с чего бы это компания, которая стоит $ 4 млрд, будет писать компании из Украины – уберите логотип».

Конфликт двух фотобанков решился мирно. Сергеев даже подружился с американцами, а в 2012 году получил от Getty Images предложение о поглощении. Но до сделки не дошло.

Во-первых, компанию не устраивало то, что Сергеев с командой не хотел покидать Украину. Во-вторых, Depositphotos выставила неплохой ценник как для стартапа – $200 млн.

В итоге обе компании просто сохранили стратегическую дружбу. А Сергеев нашел других инвесторов, из Европы.

Как Сергеев получил инвестиции от Европейского банка реконструкции и развития

Демпинг Сергеева напоминал блеф, к которому он прибегал на старте Depositphotos. «Когда ты ничего не стоишь, но хочешь казаться более солидным, нужно блефовать», – объясняет Дмитрий.

Потом в истории компании появились инвесторы и блефовать стало бессмысленно – всё выдают цифры в отчетах. В 2011 году Сергеев получил $3 млн от российского фонда TMT Investments. А в 2015 – еще $4 млн от ЕБРР.

Depositphotos стала первой украинской ИТ-компанией, которая получила деньги от фонда европейского банка.

Дмитрий Сергеев, основатель Depositphotos, Crello и Bird in Flight

В разговоре с инвесторами есть два сценария, говорит Сергеев. Первый – когда ты растешь как Facebook, к тебе стоит очередь инвесторов. «Ты сам задаешь тон разговора и называешь почти любые цифры».

«Второй сценарий – компания заинтересована и в имиджевом инвесторе в первую очередь. Компания хочет привлечь инвестиции в трудное для привлечения инвестиций время. По этому сценарию пошло наше сотрудничество с ЕБРР».

Сотрудники стали жаловаться на работу в Depositphotos

2016 год Depositphotos закончила с выручкой $20 млн. На серверах компании хранилось 40 млн файлов – это как по одной фотографии на каждого жителя Украины. Всего бизнес работает почти в 200 странах мира.

Сергеев считал, что построил ракету. А значит, все, кто с ним, должны выкладываться по максимуму и не задавать лишних вопросов. Но из избы начали выносить мелкий мусор.

На ресурсе Ebanoe IT один из сотрудников компании рассказал о жадности Depositphotos. Мол, скупятся на настольный футбол. В комментарии подтянулись другие сотрудники. Компанию назвали настоящей галерой – из тебя выжимают все соки, первые три месяца даже пропуск не дают, никто с тобой не считается.

«Вешают на людей дополнительные обязанности. А про повышение зарплаты нельзя заикнуться», – говорит один из бывших сотрудников Depositphotos среднего звена. Другая претензия – к учету выходных. Если взял отгул на пятницу, тебе вычтут из отпуска дополнительно и субботу с воскресеньем. «А главный HR – Гитлер в юбке», – резюмирует сотрудник.

Сергеев воспринял ситуацию спокойно. Подобные жалобы он называет клоунадой: сотрудник с зарплатой в $5 тысяч жалуется на «плюшки». Кроме того, такие утечки полезны и позволяют вовремя отреагировать и что-то изменить в лучшую сторону.

«Но я не могу контролировать вопросы бубликов в офисе». С излишним давлением внутри Сергеев не согласен. Раньше он считал, что сотрудники международного бизнеса не отдыхают на майские. Но теперь у Сергеева иная позиция – украинцев не вышло переубедить.

Внутри компании Дмитрий доверяет только восьми людям– это топ-менеджмент, который не менялся последние пять лет. Сергеев считает, что они знают о компании намного больше владельца.

«Дмитрий хорошо замотивировал топ-менеджеров через опционы», – добавляет сооснователь венчурного фонда Digital Future Алексей Витченко.

«Но у меня абсолютистско-монархическое правление, я могу уволить любого человека в любую минуту», – добавляет Дмитрий.

Дмитрий Сергеев живет на одну зарплату

Знакомые с Дмитрием предприниматели отмечают, что его совсем не волнуют элементы статуса. Но сам Сергеев не считает это хорошим качеством: «Я просто стесняюсь. Родители в детстве не показали мне, как подать себя, чтобы казаться серьезным». По этой причине он избегает многих мероприятий из ИТ-сферы и не выступает с докладами. «Сидеть и грузить людей с блокнотами – нет».

В результате у Сергеева сложился интересный образ. Разные ИТ-предприниматели и инвесторы говорят, насколько «Дима крут», но без подробностей. «Мы не настолько хорошо знакомы», – отвечают они.

Дмитрий проводит много времени за границей и предпочитает Юго-Восточную Азию, нежели Дубай. Свой стиль жизни он вписывает в рамки среднего класса. «Мой лайфстайл не поменяется, если я буду зарабатывать и два миллиона в год», – уверяет он.

Мажоритарный акционер Depositphotos живет на одну зарплату. Её размер – около $200 тысяч в год. Столько же зарабатывает, к примеру, врач в США. Но за хорошую работу и выполнение KPI Дмитрий может наградить себя бонусами. Выросли на 30-40% в год – 5% прибавки к зарплате.

«Я люблю деньги»

Готов ли Сергеев продать Depositphotos сегодня – ещё нет. Ему ещё охота поконкурировать на глобальном рынке. И он шаг за шагом строит свою армию. «Предприниматель с чуйкой, бурлит идеями. Идти с ним в бой – одно удовольствие», – описывает Дмитрия управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев.

Сергеев открыл самую крупную фотостудию в Восточной Европе. Он потратил на запуск 30 млн грн, чтобы понять, как работают коммерческие фотографы.

В прошлом году вывел на рынок онлайн-фоторедактор Crello, который стал самым успешным запуском украинского продукта на площадке Product Hunt. И основал издание о визуальной культуре Bird in Flight, которое посещает 1,2 млн человек в месяц.

У Сергеева получилась фабрика рекламной фотографии замкнутого цикла. Что интересно, Сергеев в фотографии ничего не понимает и не интересуется съемкой.

Дмитрий запускал проект интерактивного путеводителя, который подсказывает интересные места. Основал известный ресторан на Кипре, но потом продал непрофильный актив. А виртуальный советчик Cluise (помогал подобрать одежду) вообще обернулся убытками. После трёх лет работы проект свернули. Дмитрий потерял около миллиона долларов.

«Почему ты в бизнесе?», – спрашиваю я в ожидании глубокого ответа. «Деньги. Я люблю деньги. Они дают большую свободу делать то, что хочешь», – с улыбкой отвечает Дмитрий.

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Дима Зезюля

С жалоб ахуеть можно) бедняги ребята, такие тяжёлые условия труда)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сучков

Как на счет отзывов о том, что людей увольняют "без суда и следствия" на следующее утро, а манагеры протаскивают "своих" на места, изживая сотрудников, понижая им зарплату и т.п. демотивируя?

Отзыв про кофемашину может и смех, но компания не без душка...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Вакуленко

А чтобы уволить сотрудника нужно следствие и суд? Я за то, что уволить сотрудника можно за грязную обувь или просто так. Если такой охуенный спец — пошел в другое место, охуенные же, чо. Или свой бизнес, там можешь свои порядки делать. Либо ты хороший спец и тебе не проблема найти работу, или сидишь держишься жопой за место и ноешь в случае чего.

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда