Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

Интервью с основательницей брендингового агентства Валерией Репиной.

Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

Кто бы мог подумать, что когда-то спустя дцать лет я буду брать интервью у Леры, девчонки из двора, с которой мы дружили в детстве. Детские годы прошли в Минске, потом мы взрослели, пути разошлись. На несколько лет. Не так давно нашел подругу детства в соцсетях.

Я всегда знал, что в ней был стержень, но увидев молодую и успешную женщину, которая руководит своим агентством, разбирается в бизнесах своих клиентов и публикуется в топовых СМИ, я был все-таки удивлен. И горд. А еще меня одолело любопытство, как она всего этого добилась. Да, зная Леру, все другие варианты достижения благополучия я сразу отмел.

Борщ не может быть делом всей жизни.

Свой бизнес — штука непростая. Почему бы не варить борщи или работать топ-менеджером в крупной компании?

Бизнесмен – это не работа и не должность, это состояние души и образ жизни. Борщ не может быть делом всей жизни. Топ-менеджмент – это история про преумножение, а бизнес – про создание, от нуля к единице.

Мне нравится осознавать тот факт, что из ничего я могу создать продукт. В этом суть предпринимательства, и в этом суть услуг моего агентства – мы помогаем создавать, упаковывать продукты и бизнесы.

Как ты заработала свои первые деньги? На что потратила?

В 15 лет я проработала 2 летних месяца менеджером в турагентстве моего отца, заработала 60 долларов и купила свой первый мобильный телефон.

Помнишь свою первую работу как дизайнер?

В 12 лет я увлеклась фотографией и изучила пакет Abobe. В студенческие годы я решила, что могу зарабатывать дизайном. Тогда я подумала, что было бы здорово делать логотипы. Как мне казалось, работа не пыльная, рисовать много не надо (смеется). Тогда я не подозревала, в какую бездну я окунусь потом. Мой первый логотип за деньги я создала для порносайта. Эпическое начало. Клиент остался очень доволен и предложил выложить логотип в портфолио. Я решила все же этого не делать.

Дальше была работа в одном их старейших агентств в России, за 2 года там я впитала все, и поняла, что настал момент создавать свое.

Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

Расскажи, как ты начинала бизнес?

«Репина Брендинг» — это мое второе агентство. Первое было создано в 2013 году, и с треском провалилось.

Тогда я создала агентство и никому не признавалась, что оно мое, это был определенный комплекс, страх, а вдруг провалюсь, и это будет позор. Я думала, вот сейчас раскручу его и тогда торжественно объявлю, что это я владелец. Но мой страх сыграл свою роль, мы не перенесли кризиса. Я закрыла офис, распустила людей и засела дома на полгода.

Мое психологическое состояние было тяжелым. Но я не переставала работать, приходящие проекты делала полностью сама. За это время я полностью переосмыслила подход. Я поняла, что мне нужно взглянуть в лицо моему страху и сделать агентство, где я буду главным героем, и буду отвечать лично не только за успехи, но и за провалы.

И ты открыла агентство имени себя?

Да, агентство «Репина Брендинг» появилось, когда я перестала прятаться. Удивительно, но все пошло в гору. Я была поражена тем, что клиенты покупают меня, мою экспертизу и стиль ведения проектов. Еще больше я удивлялась тому, что клиенты читают мои статьи и интервью, что я их интересую, как личность. Мы — агентство нового поколения, мы используем все возможные современные digital-инструменты для работы, у нас все автоматизировано. Мы молоды, быстры и полны энергии.

Сегодня у нас команда из 10 человек в штате и 7 человек на аутсорсе. Каждого из них я отбирала, как ювелир. Они — мои бриллианты, и я горжусь ими! Наш офис находится в мансарде, здесь у нас и качели, и барная стойка, и большие окна. Можно вылезти из окна и любоваться видом на город.

В общем, все для работы в кайф! Мы делаем не просто дизайн или нейминг, мы осуществляем полноценный бренд-консалтинг. Большинство наших клиентов приходят к нам с бизнес планом и идеей продукта или услуги. Мы осуществляем полную цепочку от исследований, стратегии и бренд-платформы до имени, фирменного стиля, упаковки, гайдлайнов по визуальной и сервисной части брендов.

Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

Ко всем проектам мы подходим в первую очередь с позиции бизнес-мышления, получается такой брендинг «предпринимателям от предпринимателя». В начале пути наш месячный оборот составлял около 400 000 руб. Сейчас спустя полтора года мы дошли до 4000 000 руб в месяц.

На чем сейчас специализируется твое агентство?

Сначала мы специализировались на бренд-дизайне, а теперь в структуре проектов дизайн занимает только 30%. Мы активно занимаемся бренд-стратегией, вербальным брендингом, развили высокую экспертизу в нейминге. В месяц мы выпускаем по 3 охраноспособных товарных знака. В этом году мы успешно внедрили услугу по hr-брендингу и созданию коммерческих интерьеров.

Мы не умели отказываться от работы. А распыление приводило к низкой эффективности.

Можешь поделиться опытом, какие ошибки при построении своего бизнеса ты совершала?

В первом бизнесе было много классических ошибок.

  • Мы неправильно определили свою ЦА. Мы начали с проектов для больших брендов, например, сделали новый фирменный стиль для Седьмого Континента, Гипермаркетов Наш, работали с Медси. Но, на самом деле, наша ЦА – это малый и средний бизнес, так как мы разрабатываем бренды с нуля. А для среднего бизнеса мы проводим ребрендинг. Тогда мы этого не понимали и не могли найти именно своего клиента.

  • У нас не было четкой ценовой политики. Этим страдают многие агентства. Ставят высокую стоимость в начале переговоров, а потом скидывают чуть ли не в два раза. Я считаю, это пагубный подход.

  • Мы хватались за все подряд. У нас не было четко сформированного продукта и услуг. Это тоже частая ошибка. Мы не умели отказываться от работы. А распыление приводило к низкой эффективности. Для успешного построения бизнеса нужно установить себе принципы, правила и ограничения.

  • Мы очень много работали в холодную. Был слишком большой менеджерский отдел. Мы тогда не понимали, что нам нужен inbound - поток и своя контент-политика. Теперь у нас есть свой блог, я много выступаю на профильных мероприятиях, являюсь колумнистом в Forbes, где пишу о брендинге.

Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

В 1990-х и 2000-х годах клиенты приходили в агентства с мешком денег и говорили: «Сделайте мне хорошо». Никто ни в чем не хотел разбираться. Однако времена «легких» денег прошли.

Ты сказала, о том, что нужны принципы. Какие принципы у твоего агентства?

  • Системность. Наша компания существует в рамках четкой системы. Креатив, как ни что иное нуждается в отлаженных процессах и таймингах. Это можно сравнить с управлением хаосом, но это возможно и просто необходимо. Прошли те времена, когда креативщики творили по вдохновению. Я считаю, что это признак лени и некомпетентности.

  • Равноправие. Мы не разделяем проекты на крупные и мелкие. Цены для всех проектов равны и рассчитываться из объема работ по фиксированным ставкам. У нас прозрачная система ценообразования и адекватная стоимость. Именно поэтому мы не торгуемся и не делаем скидок.

  • Адекватность. Мы не предлагаем «лишних» услуг. У нас есть набор четко структурированных брендинговых услуг, которые работают как конструктор. Мы подбираем клиенту наиболее адекватную формулу, которая решит его конкретную задачу.

  • Открытость. Ведение проектов построено таким образом, чтобы клиент понимал, что и почему мы делаем. В 90-х и 2000-х клиенты приходили в агентства с мешком денег и говорили: «Сделайте мне хорошо». Никто ни в чем не хотел разбираться. Однако времена «легких» денег прошли, и клиенты изменились. Они ожидают совершенно другого качества и сервиса от агентств.

Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

Как так получилось, что ты попала в Forbes?

Сначала это была мечта меня как предпринимателя. Пока я там не в списке самых богатых людей, а в качестве эксперта. Но, возможно, я многих разочарую. Здесь нет особой магии или финансовых вливаний. Надо просто поставить себя на место читателя и поделиться с ним полезной практической информацией. Весь секрет. Хотя, конечно, это не было просто. Работа над темой и проблематикой, разработка структуры статей, поиски экспертов, редактура.

С развитием бизнеса страха становится еще больше, потому что ставки растут.

Что тебе пришлось ломать в себе или преодолеть в себе, когда ты запустила свой бизнес?

Страх. Я думала, что, когда я достигну определенного уровня, он уйдет. Но с развитием бизнеса, страха становится еще больше, потому что ставки растут. Я продолжаю бояться, но делаю! В этом, наверное, особенность предпринимательства. Боятся все, но делают единицы. Я увлекаюсь вейк-бордом, это помогает снять стресс. Плюс экстремальный спорт помогает развить и бизнес-навыки – преодоление себя, волю и умение побороть страх.

Покажешь?

Когда ты устаешь, в чем черпаешь силы и вдохновение?

Мое вдохновение – это очередной реализованный проект. Когда я вижу, как растут наши клиенты, как наши разработки помогают им развивать бизнес, я понимаю, что все не зря.

Пару раз было, что моего менеджера, которая была «взрослой» дамой, принимали за владельца компании.

Бизнесвумен в нашей стране много, но отношение к ним общества и коллег неоднозначное. Ты согласна?

В российском брендинге мало женщин, и они старше меня. Раньше клиенты удивлялись, когда впервые видели меня. Пару раз было, что моего менеджера, которая была «взрослой» дамой, принимали за владельца компании. Но теперь все привыкли, что я – это я. Считается, что женщинам в России тяжело в бизнесе. Часто пишут об ущемлениях женщин в профессиональной деятельности. Я считаю, что в экспертизе нет возраста и пола.

Используешь ли ты свою внешность, чтобы преуспеть в бизнесе?

Безусловно, всем людям приятно иметь дело в привлекательным внешне контрагентом, но для моих клиентов скорее важна коммуникация. Мы очень доброжелательны и внимательны к нашим клиентам, у нас нет «звездной болезни» и подхода в стиле «я художник, я так вижу». Для нас важно, чтобы клиент искренне проникся нашими решениями, весь процесс работы построен так, чтобы углубить взаимопонимание с ним и наладить наиболее эффективное взаимодействие.

Ты с детства не боялась выделяться. Сейчас, вижу, тоже. Частенько приходится отражать нападки людей?

Яркость в моей натуре. Я люблю привлекать внимание, меня это питает. Например, на вступительном экзамене в Британскую Высшую Школу Дизайна я вырезала шрифтовую композицию из своей юбки. Куратор сказал, что это бомба. Я получила балл выше максимального.

Есть определенная категория людей, которая считает меня выскочкой индустрии и поливает грязью в Facebook. Смешно, но в основном это мужчины. Сначала я очень переживала из-за нападок, это буквально выбивало меня из колеи. Но теперь я веселюсь, я понимаю, что люди просто решают свои комплексы.

Про антипатию к борщу, порванные юбки и управление хаотичным бизнесом

Как совмещаешь семью с бизнесом?

Не буду рассказывать сказки. Это сложно. Мы с мужем оба предприниматели. Каждый приходит со своими проблемами домой. Но есть и плюсы, мы хорошо понимаем друг друга, можем помочь советом и делом.

Кому бы ты не рекомендовала никогда не заниматься своим бизнесом?

Тем, кто не способен соединять в себе несколько компетенций. Тем, у кого мягкий характер, кто хочет спокойствия и беззаботности.

Главная ценность для тебя на сегодняшний день?

Душевное равновесие. Пока я сама до конца не понимаю, что это такое. Это, наверное, про то, как научиться находиться в гармонии с собой, когда все вокруг горит и ты горишь. Я учусь этому.

Что бы ты хотела исправить, если можно было бы отмотать назад время?

Я бы делала все еще быстрее.

Как думаешь, брендинг - это то, чем ты будешь заниматься до конца жизни, или?...

Я очень хочу создать еще несколько бизнесов. Пока нахожусь в поиске того, что меня будет также драйвить, как брендинг.

Что бы ты пожелала начинающим свой бизнес в сфере креатива?

Креатив, как любой другой бизнес, должен быть системным. Структурируйте, автоматизируйте, считайте и будем вам счастье!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

1212
14 комментариев

Dima Malishev, Jana Nedzvetskaya, Анна Шульгина, Dmitri Pioryshkov
либо боты либо сектанты ибо зарегистрироваться ради одного комента суть которого лизнуть

И "автор" статьи, судя по всему, тоже не человек

1
Ответить

Дима, благодарю за внимание к данной статье. Все перечисленные тобой люди - действительно друзья Валерии. Если вдруг ощущение того, что тебя обманывают не будет прекращаться, подъезжай в Сити, спущусь поздороваться. Мир тебе!

Ответить

Работать с Лерой еще в Минске было очень комфортно. А теперь она - просто звезда. Все работы, которые я видела - это точно, свежо и очень человечно.

1
Ответить

Супер! У Леры самые интересные работы! Удачи!

1
Ответить

Лера) Молодчина! Верил в тебя!

1
Ответить

бывает и такое

Ответить

молодец, вперед!

Ответить