{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

В России ужесточили правила продажи и использования SIM-карт Статьи редакции

С 1 июня пользоваться услугами может только тот, на кого зарегистрирован номер.

С 1 июня в России вступили в силу поправки в закон «О связи», ужесточающие контроль за продажей SIM-карт. Президент России Владимир Путин подписал закон с поправками в июле 2017 года.

Теперь при покупке SIM-карты пользователь должен предоставить данные о себе, а оператор обязан убедиться в их достоверности. Для этого, как и раньше, достаточно предоставить паспортные данные. Если человек купил «серую» SIM-карту, оператор должен её заблокировать, если при проверке не удастся подтвердить личность абонента.

106,5 тысяч

незаконных SIM-карт изъяли Роскомнадзор и МВД в 2017 году — в три с половиной раза больше, чем в 2016 году

Корпоративные клиенты — компании или индивидуальные предприниматели со штатом сотрудников — при оформлении услуг связи должны указать всех, кто будет пользоваться закупаемыми SIM-картами. Требования не распространяются на закупки госорганов и госкомпаний.

Корпоративные клиенты могут предоставлять данные всех абонентов без их согласия. Если компания или предприниматель не предоставит сведения о всех пользователях корпоративных SIM-карт, их сотрудники смогут оплачивать услуги связи только с корпоративного счёта в банке.

В случае ликвидации компании её сотрудники могут переоформить корпоративные SIM-карты на себя, заключив с оператором договор об оказании услуг связи физическим лицам.

Корпоративные клиенты — один из путей, через который SIM-карты попадают на чёрный рынок. Юридические лица перепродают SIM-карты, подключенные к выгодным корпоративным тарифам. Второй путь — недобросовестные дилеры, которые раздают SIM-карты, чтобы получить от операторов бонус за выполнение плана по продажам.

В каком случае могут заблокировать SIM-карту

Операторы обязаны проверять достоверность сведений об абоненте или всех реальных пользователях SIM-карты, если она оформлена на корпоративного клиента. Они могут это сделать через информационные системы госорганов или Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Операторы могут пользоваться этими системами на безвозмездной основе.

При необходимости оператор может обратиться за подтверждением личности к абоненту. После этого у клиента есть 15 суток, чтобы сделать это, иначе оказание услуг будет приостановлено. Подтвердить личность можно, явившись в салон связи с паспортом, через портал госуслуг и с помощью документа с электронной подписью.

С запросом на проверку данных абонента может также обратиться Роскомнадзор, контролирующий соблюдение требований закона. В таком случае у абонента тоже будет 15 суток, чтобы подтвердить свои данные, в противном случае оператор обязан прекратить его обслуживание.

Кроме того, с требованием приостановить предоставление услуг конкретному абоненту могут обратиться правоохранительные органы, если это необходимо для предотвращения и пресечения преступления.

За нарушение правил установлена административная ответственность: для граждан — предупреждение или штраф в размере от полутора до двух тысяч рублей; для должностных лиц — от трёх до четырёх тысяч рублей; для юридических лиц — от 30 до 40 тысяч рублей.

Нюансы

В правительство до сих пор не внесены подзаконные акты, устанавливающие порядок приостановки оказания услуг и сроки, в которые корпоративные клиенты должны предоставлять данные о реальных пользователях SIM-карт. Их разработка началась в августе 2017 года в Минкомсвязи при участии МВД, Минэкономразвития, Роспотребнадзора и ФСБ.

Несмотря на их отсутствие, операторы «большой четвёрки» заявили, что готовы исполнять требования закона с учётом особенностей и сроков работы государственных информационных систем.

В то же время «Вымпелком» и «Мегафон» попросили освободить корпоративных клиентов от обязательной проверки данных пользователей устройств интернета вещей. SIM-карты в них устанавливаются ещё на этапе производства или до продажи, и с идентификацией конечных пользователей могут возникнуть сложности.

По действующим требованиям корпоративный клиент оператора связи должен предоставлять оператору заверенный список фактических пользователей SIM-карт с указанием фамилии, имени и отчества. Но реализация такой обязанности в случае с SIM-картой, используемой в M2M-устройстве, вызывает вопросы.

представитель «Мегафона»
0
96 комментариев
Написать комментарий...
Григорий Карпов

Народ, спокойно. Это ещё легко.
В Германии, например, чтобы симку получить и начать по ней звонить, нужно гораздо больше сделать. Купить симку. Позвонить в колл центр, назвать себя, номер телефона, email, паспортные данные. После этого по видеосвязи (но не с этой симки, она же ещё не активирована) через приложение связаться с колл центром, показать своё лицо, документ, документ рядом со своим лицом, полистать паспорт, чтобы было видно, что он не фальшивый и только после этого тебе говорят окей! Завтра если все хорошо будет вы сможете звонить.
Вот это безопасность, а вы говорите лишние телодвижения.
Хотя купить симку можно в любом супермаркете.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Нечаев

Абсолютная, сферическая дурь в вакууме.

Ответить
Развернуть ветку
93 комментария
Раскрывать всегда