{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как вернуть лояльность клиента, если вы дважды облажались на проекте

Почти все и на любом проекте ошибаются. У нас, в сфере digital, как-то не принято об этом говорить. Мы попробуем: кейс AGIMA Partners’ Club по возвращению лояльности недовольного клиента, поэтапное развитие событий.

Письмо с отказом клиента от дальнейшего сотрудничества, как правило, немного выбивает из рабочей колеи: все внимание к конкретному тексту, и в голове начинаешь прокручивать возможные действия. Текущие задачи уходят на второй план. Но для того, чтобы подобные сообщения заставляли вас лишь ненадолго отвлечься от рабочего процесса, предлагаем на нашем примере познакомиться с этапами восстановления отношений с клиентом. Надеемся, эта стратегия сократит ваше время на планирование.

Смотрите, что пришло:

Первое письмо от клиента

Такая вот яхта с претензиями пришвартовалась к нашему партнерскому Клубу.

А что за Клуб?

Два года назад мы запустили партнерскую программу AGIMA Partners’ Club. Ее суть – передача заявок от клиентов участникам программы – студиям и агентствам, которые испытывают сложности с прямым поиском клиентов. Мы отдаем заявки, которые по ряду причин не можем взять сами: например, к нам могут прийти за контекстной рекламой, а мы занимаемся разработкой. Или нам не подходит объем работ: у нас плановое производство, ориентированное на крупные проекты.

Вообще все серьезно: мы подбираем несколько релевантных студий конкретно под задачи клиента, консультируем студии на всех этапах процесса, советуем и собираем отзывы клиента о работе предложенного нами подрядчика. Поэтому мы чувствуем двойную ответственность: клиент получает готовый проект от студии, подобранной нами, и оценивает его качество. Хорошее впечатление заказчика от выполнения проекта одними автоматически переносится на других – на всех участников нашего Клуба: значит, и они компетентны в своих направлениях. Но эта модель работает и в обратную сторону: плохи одни – скорее всего, и другие недостаточно хорошо знают свое дело. А еще в случае возникновения трудностей на проекте нужно защитить младших товарищей от необоснованных обвинений. Так и случилось.

С чего все началось

Обратился клиент. Его интересовало продвижение в инстаграме. Мы всегда отталкиваемся от целей, поэтому узнали у клиента, что он хочет получить от проекта? И был ответ: привлечение лидов через интернет. Продвигать услуги через инстаграм оказалось нецелесообразно: контента было недостаточно. Тогда предложили попробовать другие инструменты: разработка лендинга и запуск контекстной рекламы. Это достаточно популярный подход, который показывает свою эффективность даже в сжатые сроки. Мы рассказали про плюсы и минусы предложенных инструментов, обсудили преимущества и риски, потом ударили по рукам и начали подбирать подходящих для этого проекта исполнителей из нашей партнерской базы.

Клиент выбрал партнера, который имеет компетенции как в разработке лендингов, так и в настройке контекстной рекламы (заказчику было удобно отдать обе задачи в одни руки). Мы тоже считали эту идею хорошей: иногда желаемые KPI на проекте не достигаются, и клиенты, пытаясь разобраться в причинах, не могут найти этому объяснение, потому что подрядчики начинают переводить стрелки друг на друга.

Итак, договор был заключен, и началась работа. На плановых летучках с партнерами мы интересовались результатами проекта, узнавали мнение клиента о работе коллег. И вроде все было хорошо. Но уже перед релизом клиент попросил посоветовать ему другие компании по настройке рекламы, поскольку заказчик и подрядчик перестали понимать друг друга. Отлично: желание клиента - закон, поэтому мы подобрали для заказчика необходимого исполнителя.

И после этого прилетает это письмо – с просьбой взыскать с компании хотя бы часть вложенных денег. Что делаем?

Концентрируемся на бизнес-задачах

Оказывается, новый исполнитель по настройке контекстной рекламы представил много комментариев, почему лендинг будет плохо продавать услугу целевой аудитории. Мотивы партнеров нам понятны: довольно часто так поступают, чтобы занизить ожидания клиента. Только критика эта не была конструктивной, поскольку ребята просто назвали минусы лендинга без предложений по их устранению. А так нельзя: либо критикуй и предлагай, либо никак.

Мы организовали встречу с клиентом (без участия партнеров), где сместили фокус с работы одного инструмента на достижение конечных целей.

Вот что мы решили делать:

1. Выполнить все договоренности перед клиентом и реализовать проект;

2. Возвратить лояльность клиента;

3. И объяснить нашим партнерам, что мы с уважением относимся к работе коллег и критикуем лишь то, что сами можем устранить.

Согласовали план с руководителем и начали работать:

План действий принят

По итогам встречи мы:

  • Сфокусировались на бизнес-задачах

    Донесли идею, что лендинг – это только один из инструментов, с помощью него одного не решить задачу по привлечению клиентов и продаже им услуг. Поэтому мы изначально и предлагали лендинг в тандеме с запуском контекстной рекламы. Чтобы получить максимальный эффект нужен комплексный подход и расширенный набор инструментов: CRM-система и отдел продаж, который будет общаться с клиентами. Так мы не только объяснили клиенту, как достичь максимального результата, но и сделали допродажу – внедрили CRM;

  • Составили финальный список правок

    Разобрали текущий проект и сформировали четкий список правок, после внесения которых мы выпустим релиз. Нам было важно четко сформулировать правки, чтобы они были однозначно поняты как исполнителем, так и заказчиком. И чтобы эти исправления стали конечными;

  • Вернули доверие клиента

    Он увидел перспективы развития проекта и утвердил наш дальнейший (детализированный!) план.

Мы создали общий документ, где наблюдали за тем, как партнеры вносили правки. Такой формат выбрали специально: клиент видит, когда и как все замечания устраняются. Сделано – вычеркнуто.

Список финальных правок

Все правки были реализованы в срок. Лендинг был готов и опубликован. Мы поговорили с коллегами, которые сначала раскритиковали лендинг. Объяснили, почему их критика не конструктивна, а подход не этичен. Нас услышали. И передали им клиента для дальнейшего обсуждения рекламной кампании.

Мы выдохнули. Но на этом история не закончилась.

Получаем критику – отвечаем аргументами

Прошло около трех месяцев, и к нам приходит письмо с темой «Аудит субподрядчиков». Уже догадываемся, какое содержание перед нами откроется. Читаем:

Аудит рекламной кампании от горе-специалиста

Коллеги, предлагаю взять паузу и предоставить вам возможность самим оценить глубину проработки аудита.

Итак, если абстрагироваться от устрашающих знаков, указывающих на степень «косяков» подрядчика, то все приведенные выше тезисы неоднозначны и могут быть оспорены. Да, нет пределов совершенству работы команды, однако:

  • качество «минус слов» для рекламной кампании нельзя оценивать их количеством, а добавление «минус слов» для «количества» может отсечь целевые запросы;
  • аналогично с семантическим ядром;
  • если бы не поставили корректировку по полу и возрасту, то аудиторы в качестве претензии выставили бы нам отсутствие ограничения и, как следствие, неэффективный расход бюджета.

Все подробно расписываем в ответном письме:

Переводим критику в конструктивное русло

Расстаемся, но не прощаемся

Да, мы принимаем решение расстаться с клиентом, потому что мы приложили все усилия и подключили все знания. Мы пришли к выводу, что использовали все свои ресурсы по максимуму. И признаем, что уже больше ничего сделать не можем. Поэтому отпускаем, но сохраняем лояльность: мы предложили клиенту бесплатные услуги консалтинга по процессу разработки проекта другим подрядчиком. И вот ответ:

Внезапно О_о

Клиент был приятно удивлен: ведь после неудачного сотрудничества многие не стремятся сохранять хорошие отношения, а тут мы – с предложением бесплатных консультаций, да еще и в обеденное время. Клиент обещал воспользоваться нашими услугами. Но мы пока что так и не пообедали.

Какие выводы мы делаем после такого кейса:

  • Проявляйте внимательность к клиенту. Сумейте услышать его задачи и цели. Даже, когда он не доволен вашими результатами – гасите негатив, а не уходите, сжигая за собой все мосты;
  • Беритесь только за тот проект, который вы доведете до конца. При любых обстоятельствах. Ставьте на первое место результат проекта, а не выгоду от него;
  • Уважайте коллег. Критикуйте конструктивно, и не пытайтесь повысить свой уровень экспертизы за счет ошибок других;
  • Не поддавайтесь манипуляциям. Зачастую клиентов беспочвенно накручивают, апеллируя псевдо экспертизой. Поэтому важно посмотреть на свой проект критично и признать наличие недочетов: любая работа не идеальна;
  • Учитесь на своих ошибках и ошибках других. И вовремя прощайтесь.

Надеемся, наш пример был для вас полезен!

0
26 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Безусловно, вы правы! Мы особое внимание уделяем партнерам на входе: все они проходят жесткий отбор, прежде чем попасть к нам в команду. Кстати, уже писали об этом подробнее — https://vc.ru/29404-gde-luchshie-agentstva-u-nas-v-klube. Но, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает ;)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Максимов

Клёво. Интересно было почитать.
Но, решения представленные в кейсе, честно говоря, выглядят вполне логичными и очевидными.

Понятно, что это они так выглядят, когда я сижу на уютном диванчике.
А когда тебе в рабочем порядке приходят такие письма, все несколько иначе.
А на письмо о аудите всегда хочется ответить"ну и звездуйте. Но когда вернётесь, возьмём двойной тариф". Но это ж только хочется. Так никто не отвечает.

Было бы интересно услышать о выводах компании по первой части кейса и о предпринятых мерах.

Почему с первым партнёром у клиента возникли разногласия вплоть до прекращения сотрудничества. Кто был "неправее" в ситуации?

Не стоило ли компании вмешаться на этом этапе и выступить парламентером между клиентом и партнёром?

Почему второй партнёр начал критиковать работу первого?
Формулировка про занижение ожиданий ни о чем.

Почему пришлось занижать? Компания изначально сформировала бъективно завышенные ожидания у клиента, насулив золотые горы, а партнёры объективно не могли выслать таких показателей (отсюда и конфликт с первым партнёром). Или ожидания клиента были вполне вменяемы, но компетенция партнёров была низковата?

А может все дело в банальном желании второго партнёра получить деньги за доработку лендинга, а лучше сделать с нуля?
Тоже нормальная и понятная ситуация?

Как была изменена модель партнёрства, процессы, инструменты и контроль, чтоб таких ситуаций не возникало впредь?

Мне кажется, кейс об этом был бы гораздо интереснее читателям.
Коллегам он дал бы базу для размышлений и обучения. Потенциальным клиентам - показал бы глубину работы компании над ошибками и готовность меняться к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Иван, спасибо за такой подробный комментарий! Рад, что кейс оказался для вас не только интересным, но еще и заставил задуматься, вызвал дополнительные вопросы. Причем такие, что можно было бы еще один материал написать, ух!

К сожалению, всей информации мы не могли бы представить: согласитесь, было бы некорректно так делать по отношению как к заказчику, так и к исполнителям :) Мы не разбирались кто прав, кто виноват, а старались смотреть объективно: по ходу переписки и на летучках мы выявляли, как неточную формулировку требований от заказчика, так и нечеткое понимание партнера.
Что касается модели партнерства – этот кейс отдельный случай, после которого мы провели с партнерами беседу о работе с коллегами.

Ответить
Развернуть ветку
Зелёный горошек

Хорошая статья, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Покритиковал, да. А то, что он не справился с запуском рекламной кампании – это мнение аудиторов, которые вы вправе сами оценить на объективность. ;)
Выводы сделали все, во всяком случае мне хочется в это верить. Посмотрим на деле.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Бородин

Согласен с Павлом, можно лендинг глянуть? Что там за детище такое? А вообще мои клиенты, которые на контексте мне частенько говорят, что им предоставили бесплатный аудит рекламной кампании. Во-первых, у меня возникает вопрос, как??? Вы ж даже не посмотрели, что внутри, но зато сразу все плохо. А самое крутое, это реклама, типа : работаем в убыток или настраиваем все бесплатно еще и проценты от яндекса вам отдаем.
Я не однажды позвонил этим ребятам и что - читеры это. Хотя честно признались, что когда говорят правду, большая часть отваливается, но кто-то остается. Это и понятно, ведь если работать с маленькими бюджетами, то скорей всего это ребята, которые запускаются первый раз.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Интересно посмотреть эти лендинг.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Александр, тема статьи: как вернуть лояльность клиента, соответственно, это мы и сделали, об этом мы и пишем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Проскурина

А да, в крупных компаниях лендинги за неделю не делают. А вы реально считаете, что у Agima все плохо? Забавно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Я вас не понял, но у нас всё хорошо!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лиза Дикарева

Как приятно и себя на vc видеть! Разделяю позицию Саши, поэтому и пролайкала.
Спасибо, что потратили время и силы на поиск и разоблочение моей личности! А мы продолжим работать.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ponomar

Выпускники МГУ пишут «разоблочение», дожили.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ponomar

Александр, в обмен на ваше внимание напомню еще одну историю про репутацию https://roem.ru/08-10-2014/184263/oooneooo109141/

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Дмитрий, ответы на ваши вопросы в статье.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калашников

Отсутствие UTM меток - тоже неоднозначный тезис от "горе-специалиста"?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кабаргин
Автор

Рекламная кампания была в Я.Директ с метками openstat + использовали метрику. А так, спасибо за идею! Следующую статью напишем о том, как вернуть лояльность клиента с помощью UTM-меток.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Все мы люди, все совершаем ошибки и каждый может откровенно обосраться.
НО я лично считаю, что самое главное это, как контрагент действует в ситуации когда он обосрался или в другом конфликтном режиме.
Тут то все по настоящему и раскрываются.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Миткевич

Всё так, всё так и есть...
Реагировать агрессией на агрессию — путь в никуда.
Даже таким несложным приёмом, когда избушка поворачивается к клиенту не задом, а передом, можно (и нужно) собирать армию довольных и лояльных клиентов вокруг компании.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бородин

Интересно! В закладки!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Шатунов

Интересная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Шустов

👍🏻

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда