Менторинг в стартапе: когда его внедрять и как извлечь максимум пользы

Как сооснователь и СТО онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply рассказываю, как правильно практиковать менторинг в стартапе, чтобы добиться желаемого результата.

Менторинг в стартапе: когда его внедрять и как извлечь максимум пользы

Менторинг по-разному воспринимается в компаниях. Для некоторых это возможность улучшить навыки, ускорить развитие и воспитать нужные личностные качества. Для других — наоборот: подтверждение проблем, ошибок, недостатка навыков. При правильном подходе менторинг для конкретного специалиста — это возможность получить помощь и поддержку от опытного специалиста, который смотрит на ситуацию со стороны. Но чтобы процесс действительно принес пользу, нужно его правильно преподнести.

В 2013 году компания Elevator Insight провела исследование с целью определиться в причинах успеха технологических компаний Нью-Йорка, основанных в период с 2003 по 2013 год. В результате было установлено, что 33% основателей успешных компаний получали консультации топовых предпринимателей, пишет TechCrunch.

Cчитать ментора мастером на все руки не стоит. По сути, это специалист, который делится собственным опытом и знаниями, чтобы направить и ускорить развитие другого.

Суперменторы: кто наставлял Цукерберга и Джобса

Многие предприниматели прибегали к помощи менторов, хотя в их биографиях об этом не упоминается. Например, наставником Стива Джобса был Билл Кэмпбелл. Он успел поработать футбольным тренером в Колумбийском университете и топ-менеджером в нескольких компаниях.

Ментором Марка Цукерберга стал инвестор Роджер Макнейми. Под его руководством программист учился руководить компанией. Цукерберг к числу своих менторов также относит первого президента Facebook Шона Паркера. Он сотрудничал с соцсетью еще на первых этапах существования, помог расширить аудиторию, а также привлечь инвестиции от фонда Питера Тиля.

Бывший глава Google Эрик Шмидт в своей книге «Как работает Google» отметил, что даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры. Менторы наблюдают со стороны и подсказывают, как улучшить результат.

Менторинг и стартап: особенности

Менторинг пришел в стартапы из крупных корпораций. Там еще до наступления технологической эры существовала традиция назначать молодым сотрудникам наставников с большим опытом работы.

Если говорить о современных трендах, то нужно учесть, что менторинг в США и в СНГ сильно отличается. В США его используют большинство крупных компаний, начиная с технологических и заканчивая производителями строительного оборудования.

Согласно исследованию Американского общества обучения и развития, 71% компаний из списка Fortune 500 используют корпоративные менторские программы. При этом 75% руководителей компаний утверждают, что менторство сыграло важную роль в получении ими этой должности.

Типы менторства

Менторинг может сыграть значимую роль в развитии сотрудника и стартапа. Но сначала нужно понять, какую именно пользу программа принесет компании, есть ли на это возможности и время, а также какими будут последствия, если она не будет внедрена.

Менторинг может быть индивидуальным, групповым и коллективным. Последние два случая используются крупными компаниями, где менторам приходится работать с большим количеством сотрудников. Также есть электронное менторство. Воспитанник общается с ментором через интернет, желательно — хотя бы раз в неделю.

Британский Лицензированный институт управления персоналом и кадрового развития (СIPD) установил, что компании чаще всего используют два типа менторства — эволюционное и спонсируемое.

Эволюционное менторство нацелено на развитии сотрудника от новичка до опытного специалиста. Главная цель — личностный рост и профессиональное обучение. Здесь важное место занимают решения самого специалиста, а ментор просто руководит процессом. Спонсируемое менторство — более одностороннее: оно работает по схеме «ментор — протеже». Наставник обычно старше по возрасту и ведет ученика к определенной цели. Этот подход используют 85% компаний.

Интересный подход использует ментор NASA и The Walt Disney Company Митч Мэтьюс, называется он проектное менторство. Суть в том, что развитием навыков, талантов и потенциала специалистов занимаются в процессе специально подобранного рабочего проекта.

Цели и структура программы

При создании менторской программы нужно решить:

  • Какие цели у программы
  • Cколько она будет длиться
  • Насколько часто будут встречаться менторы и сотрудники
  • Кто примет в ней участие

Программа не должна быть слишком короткой или сложной. Главное — предоставить сотруднику возможность роста, а не усложнить ему жизнь. Также программа должна соответствовать корпоративной культуре компании. В этом плане стартапы сильно отличаются от крупных корпораций, начиная с дресс-кода и заканчивая субординацией.

Но перегибать с неформальностью в менторских программах тоже нельзя. Сотрудники должны понимать, почему это важно, в какие периоды им предстоит встреча с ментором, а также избегать пропусков. Не будет лишним включить в менторскую программу рекомендации для участников.

Участники и менторы: кого приглашать в программу

Нужно решить, кто будет участвовать в программе. В крупных компаниях любят использовать системы типа 20-70-10 бывшего СЕО General Electric Джека Уэлча: 20% персонала — звезды получающие бонусы, опционы и карьерный рост; 70% также получали премии и акции, но шансов продвинуться по карьерной лестнице у них мало; оставшиеся 10% Уэлч увольнял.

В стартапах процент звезд часто гораздо выше, чем таких гигантах, как GE. Поэтому использовать подобную классификацию сотрудников нельзя. Нужно развивать не только звезд, но и «рядовых» специалистов. В кавычках — потому что рядовые в стартап редко попадают.

Найти ментора непросто. Сначала нужно решить, в какой сфере нужен наставник. Если с этим вопросом разобраться относительно просто, то найти подходящего человека сложнее. В США, по данным Forbes, существует более 200 менторских сообществ, из которых можно выбрать то, что нужно в конкретном случае.

В странах СНГ с этим сложнее, хотя при желании найти ментора вполне возможно. Например, с потенциальным наставником знакомятся на хакатонах, лекциях, конференциях и других ивентах. Ментор — в первую очередь специалист в определенной отрасли. Нельзя приглашать ментора только потому, что его рекомендовали или он известен. Иначе добиться уважения у сотрудников ему будет сложно, а выполнить цель программы — проблематично. Также желательно, чтобы у ментора был соответствующий наставнический опыт.

Ментор — не обязательно сторонний человек. На эту роль подходят и сотрудники компании. Подобную систему используют, например, при быстром расширении штата или необходимости развития определенных навыков у сотрудников. Примером того, как работает такая менторская программа, служит Intel. Компания использует индивидуальный менторинг, составляя пары участников на основе нужных и пользующихся спросом навыков, которые они могут передать друг друг. Подходящих специалистов ищут по всем офисам и подразделениям корпорации.

На что обратить внимание при запуске программы

При запуске менторской программы важно донести до сотрудников, в чем ее польза. Она часто кажется дополнительной нагрузкой для сотрудников. У некоторых может появиться впечатление, что после прохождения программы они получат повышение, премию или увеличение зарплаты. Именно поэтому лучше сразу объяснить, в чем суть.

Менторство может даже стать способом привлечения новых сотрудников в компанию. Хороший пример — программа Google Summer of Code. Она предназначена для студентов-программистов, которые получают возможность поработать с менторами, получить опыт разработки, а также шанс выиграть стипендию и заявить о себе.

Есть ряд вещей, которые лучше не делать при создании системы менторинга:

  • Не стоит делать ее ее чрезмерно бюрократической и негибкой.
  • Нельзя внедрять ее быстро — лучше продумать нюансы и сначала запустить программу в тестовом режиме.
  • Нельзя приглашать ментора, ориентируясь только на имя или советы посторонних людей.
  • Нельзя делать ментором сотрудника, у которого и так слишком много обязанностей.
  • Нельзя запускать программу без учета возможностей компании, поддержки других руководителей или основателей.

Подведем итоги

Менторские программы нужны практически всем компаниям. Многое зависит от индивидуальных особенностей бизнеса, отрасли, текущего этапа развития и уровня сотрудников. Менторство пригодится компаниям, которым нужно передать знания новым сотрудникам, развить навыки специалистов.

Молодым СЕО и другим руководителям ментор поможет улучшить управленческие навыки, обратит внимание на ошибки, укажет пути их исправления и даст совет в сложных ситуациях. Опытным сотрудникам и топ-менеджерам ментор пригодится, если они осваивают новое направление работы или навык.

Но если у стартапа небольшая и самоотверженная команда, которая трудится по 12 часов, добавлять им еще и менторскую программу будет слишком большой нагрузкой. Также придется обойтись без наставника компаниям, работающим в новых отраслях. Причина проста: на рынке недостаточно квалифицированных специалистов этой сфере.

Менторинг — мощный инструмент, который может вывести стартап и его команду на новый уровень. Главный секрет — правильное и аккуратное внедрение.

99
1 комментарий

Если говорить про Россию, тут у менторства две проблемы:

1) Много шарлатанов в сфере менторства. А работодатели не всегда умеют правильно выбирать ментора, часто ведутся на ту самую "известность" или "рекомендации".

2) Сотрудники относятся к менторству с неприятием: "Он меня учить будет? А что он такого знает?" – мне кажется, это часть менталитета, русский человек очень скептичен в отношении чужих талантов (имхо, конечно).

Ответить