Как правильно заплатить налоги с криптовалюты и токенов по мнению Минфин РФ?

Забьём же вместе!
Забьём же вместе!

Не так давно, 17 мая 2018 года, в свет вышло письмо Минфин РФ № 03-04-07/33234, из которого вытекает ряд следующих, весьма важных, тезисов:

  • Особого порядка для налогообложения криптовалют не существует;
  • Нам напоминают про ст. 41 НК РФ попутно;
  • Правовой статус криптовалют не определён;
  • Налоговая база по данным операциям определяется как превышение суммы доходов над суммой расходов;
  • Напомнили и про 225 и 228 ст. НК РФ.

Казалось бы - всё просто и понятно. Вот только есть несколько "но", которые, очевидно, затруднят сей процесс.

Первое - в 2014 г. вышло информационное письмо (разбор - здесь) ЦБ РФ, где было чётко сказано:

  • Банкам и НКО стоит воздержаться от операций с криптовалютами;
  • Юридическим лицам не стоит заниматься обменом криптовалют на рубли в силу того, что такие операции "считаются" подозрительными и подпадают под действие ФЗ №115.

Удивительно, что это письмо, выпущенное даже не самим ЦБ, а его пресс-службой, письмом не является, а есть по сути - обычная информация (новость), которая, конечно же, не может считать нормативно-правовым актом, но именно из-за этого акта все компании, начинавшие работу с криптоваютой (майнеры, агрегатов и обменники, магазины, включая Юлмарт), от затеи этой отказались: или закрыли направление, или ушли в оффшор.

Но ЦБ на этом не остановился... Впрочем, другие госструктуры тоже постарались: так, есть информационное сообщение (!) от Росфинмониторинга от всё того же 2014 года, где также даётся отсылка к информации ("письму") ЦБ РФ от 2014 года и операции с криптовалютой относятся к подозирельным, а также даётся мягкий намёк на то, что они - денежные суррогаты (впрочем, в разборе чётко указал, что ни санкций за это нет, ни понятие не раскрыто официальной дефиницией).

Но в 2014 году эти два сообщения были лишь частью системы. Перечислю коротко:

  • Прокуратура сделала официальное заявление, что криптовалюта - незаконное зло;
  • Госнаркоконтроль также сделал официальное заявление о том, что криптовалюта в первую очередь используется в финансировании наркотрафика;
  • Присоединились к этому и другие органы, включая Минфин.

И самое интересное, что открыть эти официальные заявления, а также появившийся на их основе проект закона от Минфина о криптовалюте можно лишь изрядно попотев: ссылки или не открываются, или зависают, или вовсе удалены. Но Сеть есть Сеть и информации - полно.

Как бы там ни было, но проект Минфина, который в свою очередь лоббировал интересы МВД, СК, прокуратуры и ФСБ, заключался в простом посыле: за майнинг - уголовное наказание, за распространение сведений о криптовалюте - административный штраф или уголовная ответственность, за торговлю криптовалютой - срок. И сроки были не малыми: сначала - до 4 лет лишения свободы, потом - до 7 (подробней о злоключениях можно почитать в брошюрке).

Но и на этом госслужащие не успокоились:

  • Прокуратура Красноярска запретила уже в 2017 году продавать что-либо за Bitcoin и иже с ним;
  • В 2017 же - Прокуратура Новосибирска запретила торговать в пабе за биткоины. И основание то же - ФЗ №115;
  • А ещё в 2016 году Выборгский районный суд Санкт-Петербурга запретил ни с того ни с сего (как потом окажется) сайты, связанные с криптовалютой;
  • Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга решением по делу №2-10224/16 от 05.07.2016 заблокировал Localbitcoins;
  • А решением по делу №2-10730/2016 была заблокирована биржа ecmo.com;
  • Этот же суд решением 2-10750/15 от 10.11.2015 заблокировал btc-e & bistamp (между прочим - первая биржа с реальной лицензией);
  • Он же принял и решение №2-10936/2016 от 16.06.2016. Интересно, что речь идёт именно о Питере, не правда ли? (Если интересно разобраться с судьбой сей практики и почему она - не законна - прошу внимательно изучить документы).

И везде - одни и те же отсылки к Письму ЦБ РФ, табулировании денежных суррогатов и подозрительных операциях в рамках ФЗ №115: ещё в 2016 ЦБ расширил перечень (хотя к чему - если он и так открытый?) подозрительных операций, а за год до этого - уточнил понятие высокорискованных клиентов и правила поведения с ними. На этом новости шум и гам по блокировке металлических счетов - детский лепет.

Справедливости ради отметим, что ВС РФ запретил блокировку криптовалютных сайтов без участия ответчиков и без прояснения вопросов о запрете самой информации. Есть также и положительное решение по проекту LavkaLavka (Biocoin) о невозможности блокировки.

Кроме того, чтобы уж совсем поставить точки над i и ё, а заодно и над умлаутом, скажу очевидное: СМИ часто накручивают и дают недостоверную информацию об отношении госорганов к криптовалюте. Так, известное дело по Костроме, где задержали якобы банду, отмывающую средства через криптовалюту, оказалось историей, правдивой на половину: на самом деле обвинение было выдвинуто по другому основанию - проведению операций без банковской лицензии.

Но как бы там ни было: практика блокировок криптовалютных ресурсов, ненормативные, но имеющие первостепенное значение для правоприменительной практики документы разных государственных органов (высшей категории при том!) - факт.

А это означает буквально следующее:

  • Никаких официальных обменников и бирж, работающих с криптовалютой в России, нет и быть не может;
  • Все операции с криптовалютой до сих пор являются подозрительными: ФЗ "О цифровых финансовых активах" и иже с ним ещё не приняты в окончательной редакции и тем более в силу не вступили, а вот рекомендации для банков никто не отменял;
  • Статью 15.27 КоАП РФ, а также 174 УК РФ - тоже никто не отменял;
  • На фоне массового отзыва лицензий у банков как раз в силу "не исполнения" ФЗ №115 и писем ЦБ от 2013-2018 гг. в его рамках, никакой из банков не согласится на проведение подобных операций, кроме как по прямому указанию ЦБ РФ.

А значит - физическим лицам остаётся только одно: менять деньги или через зарубежные биржи, или через обменники, где оплата проводится со счетов физических лиц.

Но и здесь возникает ряд противоречий:

  • Статья 171 УК РФ буквально называется: "Незаконное предпринимательство" и говорит о том, что подобная деятельность сопряжённая с "... с извлечением дохода в крупном размере" ... и далее по тексту. Но раз есть возможность уплатить НДФЛ, значит - есть доход? А раз есть доход, то при систематической деятельности, как указано в ст. 2 ГК РФ, будет и прибыль. А значит - и при крупном размере, что не так сложно достичь с курсами криптовалют, и будет и ст. 171;
  • Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга в 2017 году вынес решение о блокировке более 40 сайтов, связанных с обменом криптовалюты, включая известнейший агрегатор - bestchange.
  • В связи с усилением контроля за исполнением ФЗ №115 банки, включая СБ РФ, в 2018 году, действительно куда более тщательно проверяют переводы между физическими лицами и блокируют счета без возможности последующей разморозки. Аналогичная практика давно ведётся в ВТБ, Альфа банке и т.д. Если говорить официальным языком, то: "использование криптовалют при совершении сделок по-прежнему является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких операций к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма".

Таким образом, если вы захотите получить доход за тот самый налоговый (кстати, какой - пояснений нет) период, то по факту - не сможете вывести деньги на банковский счёт с легальным примечанием о том, что это операции за криптовалюты, а значит и документально подтвердить подобные транзакции. Тем более - если речь пойдёт о зарубежных криптовалютных биржах или форексах: единственным исключением стоит признать торговлю фьючерсами на Биткоин, которую осуществляют БКС и Финам, но это даже не капля в море, а ничто в квадрате.

Второе - есть и ещё ряд моментов, которые ни мои коллеги, с чванливым видом доказывающие, что криптовалютчики должны раскошелиться, ни сам Минфин не учли:

  • В 2016 году вышло письмо ФНС, где чётко сказано, что служба не знает, как облагать криптовалютные операции налогом, то есть - методики нет;
  • В 2017 году сам Минфин уже издавал другое Письмо, где также не дал никакой методики (как и в письме 2018 года, впрочем);
  • Статья 3 НК РФ помимо обязанности уплачивать налоги, оговаривает: "Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения". Это же тезис прямо вытекает из ст. 19 Конституции РФ. Более того, в этой же, ст. 3 НК РФ, говорится: "Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев". Поскольку нет разработанной методики учёта, документально навряд ли получиться подтвердить операции раньше 2016 года, а также в силу перечисленных выше причин - дискриминация здесь прослеживается и весьма не тонко. Особенно в связи со следующим тезисом.
  • Дело в том, что проект Минфина 2015 года и его же проекты 2017-2018 гг. - по-разному подходят к определению криптовалют и токенов: сначала под ними понимались имущественные права, а потом - иное имущество. То есть один налогоплательщик заявит в декларации - имущественные права, а второй - имущество? И то, и другое при этом будет, скажем, Bitcoin'ом? А как на счёт токенов, которые согласно Белым книгам могут быть: и скидкой, и предзаказом, и доступом на платформу, и ПО, и деривативом, и ещё чёрт знает чем.
  • Кроме того, не стал просто так сидеть и сходил, да-да, не позвонил, а прямо физически сходил в налоговую: поговорить с консультантами. Жаль она не дала снять её на камеру: лицо после фразы "я хочу внести в качестве... для уплаты НДФЛ... криптовалюту" - было, пожалуй мимическим - в смысле порождало тысячи Интернет-мемов одновременно. Не думаю, что в других городах и подразделениях налоговой дела обстоят лучше.

Но и это ещё не всё: как же быть с юридическими лицами? При чём тут они? Да всё при том же: в силу уже перечисленных принципов Конституции РФ и ГК РФ - они полноправные и равные физическим лицам субъекты.

Если так, то почему поставить криптовалюту на баланс и учесть её, скажем, в расходах нельзя? Если можно, то как быть со всеми указанными табу по ФЗ №115? Если можно - то как?

Таким образом, Минфин уже второй год пытается принудить в буквально смысле платить налоги с того, что а) не определено по правому статусу, б) запрещено фактически (уж ограничено точно) к обороту в РФ, в) не имеет прямого выражения в рублях, кроме как через посредников, которые в России, опять же, никакого правового статуса не имеют.

Одним словом: сначала страшное Министерство магии и порядка распугало всех и вся, а теперь - пробует с напуганных собрать деньги: парадоксально, что даже после состоявшегося, десятилетней давности, прогноза по ПФР, люди готовы платить налоги - просто не знают как, когда и в каком размере.

Остаётся - ждать закон и нормативно-правовую базу к нему; судебную и правоприменительную практику и перестать нести полупрофессиональную чушь о том, что учёт криптоактивов - это легко и просто, особенно на фоне работы с оффшорными и зарубежными компаниями российский фирм через российские банки, норм об иностранных агентах и супер-категорией в области российского IT-права - ЭВМ.

За сим - всё: мой ник Menaskop и

До!

P.S. Впрочем, это явно не всё, но

77
реклама
разместить
6 комментариев

Четко почему не стоит заниматься этим в России) Открываемся в спец зоне, в Беларуссии

1

Да, вполне нормальный, но пока всё же вариант тестовый (исходя из моей практики). Ездил специально туда

Проще не платить налоги и заплатить один раз штраф, когда спалят. Сомневаюсь, что государство как-то сможет контролировать оборот токенов.

1

Тоже - отличное решение!