Кризис креативности: зачем он нужен? Как его избежать?

Кризис креативности – так эксперты всего мира именуют явление, когда разные компании производят идентичную продукцию. Они особо ничего не создают, а только штампуют прежние находки. С другой стороны, появляется много ярких стартапов с продуктом, который быстро находит свою аудиторию. Она становится адвокатом бренда, защищая его от любой критики, как в случае с Apple.

У всех бывает

В настоящее время успешно продаются всевозможные тренинги и методики, которые позволяют преодолеть творческий коллапс. Даже выйти на новый уровень. Это значит, что проблема кризиса существует и многие ищут выход. Ведь, как говорит старая добрая экономика, спрос рождает предложение. Но так ли страшен кризис креативности, как его «малюют»? и откуда он возникает? Большинство теоретиков и практиков сошлись во мнении, что креативность – эффективное сочетание таланта и окружения. Творец, созидающий в никуда, рано или поздно начнет переживать застой, когда его креативность, продуктивность начинает снижаться. Всем нужен выход «в свет». Даже публикация фото свеженарисованной картины или уникального рецепта кексов в Instagram – это обмен энергией, который заряжает на новые идеи. Если изучить биографии гениев разных времен, разных сфер деятельности, можно отследить этапы, когда возникает этот самый кризис креативности.

Например, Эрнест Хемингуэй столкнулся со «злой шуткой» судьбы после череды успешных книг. Во время Великой Депрессии в Штатах людям приходилось выживать. Нечего было есть, не говоря уже о пище духовной. В добавление к этому, появился фальшивый Хемингуэй. Он колесил по стране, брал деньги с людей за автографы и пускал разные слухи. Репутация настоящего Хема была подпорчена. Случился кризис психологический, который нашел свое отражение и в кризисе творческом. Писатель оказался в эпицентре большого скандала и угодил в больницу. Психиатры поставили ему диагноз «пейрафобия», боязнь публичных выступлений. Но Хемингуэй нашел выход, в увлечении.

Хобби – это лекарство, которое расслабляет, а главное – перезагружает. Его страстью была рыбалка. В одном из своих очередных морских путешествий он увидел небольшое судно, которое гналось за крупной рыбой. На борту был старик и мальчик. Писатель, после ругани в свой адрес, решил не мешать ловле. А только издалека наблюдал за увлекательным процессом. Так родилась идея повести «Старик и море». Эта книга считается одним из лучших художественных произведений и до сих пор сохраняет свою популярность.

Становится очевидно, что проблема кризисов не нова. С ней сталкиваются все, кто так или иначе связан с творчеством и созиданием. Кстати, сам процесс познания падений и взлетов великих людей – прекрасный способ зажечь в себе творческий огонь.

Креатив как профпригодность

Агентство KENGURU не только позиционирует себя как креативное, оно таковым является. Разработка креативных концепций для рекламных кампаний, креативная идея и производство рекламных роликов, основной продукт KENGURU – это идея. Даже если мы очень захотим, мы не можем позволить себе скатиться в глобальный творческий кризис.

Что делать, чтобы держать себя в творческом тонусе? У нас есть несколько способов, которыми мы с радостью поделимся:

  1. Дать свободу, ведь все мы разные.

    Мы практикуем модные ныне техники мозгового штурма, но они подходят далеко не всем. Один проявляет себя, выдавая сразу кучу идей в командном забеге. А другой – закрывается в уютном кабинете, чтобы придумать нечто абсолютно неожиданное. Важно дать каждому возможность раскрыть себя в том формате, который ему комфортнее и который принесет больше плодов.

  2. Позитивное подкрепление.

    Мы не в силах угадать, кто и в какую секунду выдаст то, чему сначала будет аплодировать команда, потом – заказчик, а затем – целевая аудитория. Но аплодисменты важны. Это то самое позитивное подкрепление, без которого творцы всех времен ощущали себя поникшими, а иногда – просто уходили со сцены.

  3. Искусство как витамин.

    Если идей нет, а сроки горят, можно послушать оперу или, скажем, включить фильм Феллини. Так подзаряжается батарейка креативности. Творческий импульс включается неожиданно, подсказки находятся там, где, казалось, их быть не может.

  4. Креативность – это энергия.

    Разными исследователями многократно доказано, что для творчества должно быть достаточно жизненных сил. Если постоянно эксплуатировать тонкие мыслительные процессы и пребывать в стрессовом состоянии творческого поиска, запасы рано или поздно истощатся. А значит, надо их пополнять. Как? Отличный способ восстановления – физические упражнения: йога, бег, танцы, бокс. Да, любые виды спорта, главное – регулярные тренировки.

  5. Креативный дневник. Если вы заглянете на странички социальных сетей (Instagram, Facebook) KENGURU, увидите много интересного про рекламные ролики. Мы демонстрируем сам процесс съемки, который иногда выглядит как легкое помешательство. А. Ахматова писала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…». Вот и у нас примерно то же самое. Чужое творчество заразительно, свое – тем более.

И последнее.

Креативность не может быть самоцелью. Она не должна быть исключительной привилегией особо талантливых членов команды. Иногда обычный водитель поражает безудержным фонтаном идей. Цените это и поощряйте. Тогда команда станет настолько непобедимой, что каждый кризис станет радостным поводом для поиска новых возможностей.

22
1 комментарий

вступление было масштабно
"разные компании производят идентичную продукцию. Они особо ничего не создают, а только штампуют прежние находки."

а потом все скатилось до советов "послушайте классическую музыку" и заведите "дневник" (на самом деле советуя пробежаться по картиночкам инстаграмма).

"Если идей нет, а сроки горят, можно послушать оперу или, скажем, включить фильм Феллини. Так подзаряжается батарейка креативности. "
просто мрак. подозреваю, Автор сам работает "писателем подписей в инстаграмме".

посоветую ему для креативности, "думать мысли". или к примеру читать.

Ответить