Куда податься стартапу из Узбекистана?
Когда вы ввязываетесь в историю со стартапом, то должны понимать, что принцип «манны небесной» тут точно не действует.
Все мы начинаем в роли этаких героев, которые своими проектами рушат устои и создают что-то новое, светлое, вечное, а заканчиваем зачастую в поисках работы.
Цена ошибки для стартапа высока, просто потому, что у вас может не хватить ресурсов на вторую попытку, а аргументы вроде «у них получилось, значит и у нас получится» хороши только для поощрения команды.
Однако, если вы чувствуете драйв от проекта, то дерзайте, получайте удовольствие и все срастется.
Полгода назад наша команда запустила сервис поиска работы и персонала в мессенджерах ― Workis. Несмотря на короткий срок деятельности, мы уже прошли немалый путь проб и ошибок, а теперь делимся с вами.
Расскажу о проекте. Workis ориентирован на молодых специалистов, которые могут найти работу или сотрудника в любимом мессенджере за 4 часа. У нас уже 15 567 пользователей.
Сейчас сервис доступен в Telegram, а к сентябрю планируем подключить Facebook Messenger.
Развиваем проект на свои деньги, есть продажи и постоянные клиенты. Когда бизнес-модель сошлась, стали думать о масштабировании и привлечении инвестиций. В Узбекистане, откуда родом наш стартап, мы не смогли привлечь заинтересованных сторон и тогда решили попробовать собрать нужные средства на краудфандинге.
Краудфандинг
Первым делом пошли на Kickstarter, но оказалось, что площадка не выводит средства в Узбекистан. Потом узнали про несколько успешных историй на Boomstarter и решили попробовать.
Подготовка нужного контента заняла около трех дней и еще день ушел на ознакомление с правилами и размещение. Отправили свою заявку на модерацию и получили неожиданный ответ – в Boomstarter за размещение проекта нужно было заплатить 5000 рублей по базовому тарифу. В сумму входило размещение на площадке и консультация личного менеджера по оформлению и продвижению проекта.
Отмечу, что изначально, в правилах не было информации о дополнительных оплатах, лишь сообщение, что по итогам кампании платежные системы удержат 3,5% от суммы привлеченных средств.
Мы отказались от размещения, потому что не готовы были тратить бюджет на платформу, которая берет вознаграждение до успеха кампании.
Пошли на indiegogo
Решили вернуться к рынку США и разместиться на indiegogo. Потратили несколько дней на подготовку нужной информации, но зато запустили кампанию в 1 клик.
Фокус нацелили на соотечественников из Узбекистана, которых в штатах не мало. Итоговая сумма сборов – 55 000$, вполне решаемо, если каждый неравнодушный «земляк» скинется по 1$.
Бюджет на продвижение в Facebook составил 300$. Запустили несколько рекламных кампаний на разные группы целевой аудитории, собрали просмотры, лайки и…ни цента пожертвований.
В поддержку кампании написали обзорные материалы об HR-стартапах для techinasia.com, gizmodo.com, startups.co.uk, mashable.com, globalstartupecosystem.com.
Но все было тщетно. Когда сумма рекламного бюджета превысила 150$, а в бюджете пожертвований все еще стоял 0, мы решили оставить эту затею.
Конкурсы
Хороший опыт был связан с конкурсом от Visa’s Everywhere Initiative.
Для подачи заявки нужно было заполнить 15-страничный (!) шаблон с подробным описанием проекта, unit-экономики и прогнозов.
Пока мы собирали данные, многое пришлось переосмыслить, больше уделить внимание аналитике, планированию и учету расходов.
Отбор мы не прошли, но получили неплохие навыки презентации для инвесторов, которые пригодились на следующем этапе нашего становления.
Венчурные инвесторы
В июле 2018 года Workis расширил границы и стал доступен в России и Казахстане. У нас было 14 360 пользователей и 32 постоянных клиента, которые оплатили услуги на 375$. Немного, но мы намерено не повышали чеки за услуги, зато проект стабильно рос.
На руках были все подсчеты по масштабированию, поэтому решили обратиться в венчурные фонды, преимущественно в российские.
Отправили предложения инвестору Александру Румянцеву, в фонды ФРИИ, Leta Capital, Cabra.vc, Almaz Capital и еще 10 компаниям.
Мы получили обратную связь практически от всех и если резюмировать, то ответ был один – «вы еще слишком маленькие, подрастите и потом приходите».
Окей, расти так расти, пойдем в акселератор.
Акселераторы
Мы отправили заявки сразу в два акселератора – ФРИИ в России и Astana Hub в Казахстане.
Born to be ФРИИ
Во ФРИИ, пока рассматривалась заявка на очный акселератор, нам предложили пройти трехнедельную онлайн-программу акселерации.
Суть заключалось в том, что вы работаете с трекерами (индивидуальный наставник проекта), которые помогают построить работу для роста компании. В понедельник ставите цели на неделю, трудитесь над достижением, а в субботу ― обсуждаете что сделано, где был провал и как улучшить ситуацию.
Нам это очень сильно помогло: за три недели проект вырос на 400%!
Мы закончили программу во ФРИИ, когда получили новость о том, что прошли отбор в акселератор Astana Hub.
Astana Hub
Для Workis было очень важно попасть в акселератор именно в России или Казахстане, потому что мы стали работать с этими странами и нам нужна была поддержка в виде экспертизы, возможностей для масштабирования и получения инвестиций.
Все это можно получить в Astana Hub, который поддерживается на уровне правительства страны.
Акселератор длится 3 месяца, в течение которых команды работают с коучами, менторами и трекерами.
У Astana Hub свой четырехэтажный коворкинг в центре города, поэтому команды обучаются, проводят встречи и работают в одном месте.
Интенсивы с приглашенными специалистами проводятся 2-3 дня в неделю. Обычно, в рамках обучения, мы используем кейсы и проблемы своих же стартапов.
А еще здорово, что наши тренеры с хорошим багажом своих проектов и «боль» стартаперов для них знакома.
Нас «прокачали»: Алсу Хлуднева (консультант, бизнес-тренер с 10-летним опытом продаж ИТ-решений); Андрей Карабанов (специалист в управлении проектами развития и ИТ-продуктами в логистике, в т.ч. ОКОИ Сочи 2014, Ашан); Роман Баранов (Agile Coach и руководитель «ScrumTrek» в Казахстане, аккредитованный тренер международного консорциума ICAgile); Юрий Дроган (евангелист Growth Hacking в России, основатель Growth Academy).
Если коучи снабжают нас инструментами, то трекеры помогают сфокусироваться на главном – достижении поставленных задач. К примеру, цель Workis ― довести число активных пользователей в Астане до 25 000.
Нетворкинг
Акселератор — еще и активное сообщество, члены которого владеют знаниями в разных областях. Это очень важный актив, которые может помочь стартапу в развитии.
К примеру, мои «соседи» по акселератору познакомили меня с потенциальными клиентами, поделились аналитикой рынка, рассказали о нюансах бизнес-процессов в Астане.
Когда в одном офисе много разных проектов, то можно быстро собрать фокус-группу и попросить протестировать ваш продукт, поделиться проблемами и получить советы. Это действительно хорошо работает.
В рамках акселератора мы получили уникальную возможность презентовать свои проекты первым лицам правительства Казахстана. И не «для галочки», а в формате реальных потребностей государственного сектора и решений, которые предлагают стартапы.
Что дальше?
Чтобы проходить трехмесячную программу акселерации вам надо бросить все дела, уволиться, отпроситься у жены, мамы и уехать развивать проект в другую страну. Это риск, который вы должны принять, а главное ― осознать, что все это может закончится ничем. Попасть в акселератор здорово, но это не гарантирует успех.
В сентябре у Workis выпуск. К этому времени мы планируем занять 35% доли в продажах среди рекрутер-сервисов Астаны. Не все идет гладко, но Астана ―суровый северный город, так что с наскока его не возьмешь.
Да вы просто боги целеустремленности!))
Прочитал на одном дыхании. Воистину: "Ты не проиграл, пока не сдался". Сил и удачи, ребята.
Начал пользоваться Телеграмным @Workis_bot, жду нечно похожее для FB.com...
Желаю вам дойти до конца акселерации, поднять венчурных инвестиции на "Аукционе Стартапов" и пойти дальше завоёвывать РФ.
Спасибо, у нас нет другого выбора, как получить инвестиций и завоевать весь трудовой мир)
omad!
Молодцы! Казахстан, а потом Россия!
Гид - как делать не надо)
https://encobi.com участвуйте в конкурсе ))