{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое идеальное государство по Платону

Статья, которую меня попросили написать, будет достаточно сложной.

Чтобы это понять я приведу простой пример, и из него вы поймете мой посыл.

Наверное, самый сильный труд Платона — это его «Государство» И то что попытаюсь сейчас сделать – это положить этот труд в ZIP архив в формате статьи.

Вы должны понимать, что смыла вы извлечете из нее столько же сколько бы извлекли из архива без его распаковки.

Это, наверное, очень поверхностное и слабое объяснение для такого труда (Платона) .

Надеюсь, что эта статья подтолкнет вас попробовать прочитать сам труд, или ему подобные.

Начнем.

Идеальное государство трудно описать какими-то терминами, но можно попытаться его построить по тем принципам, которые в него будут заложены.

Что же закладывает в него Платон?

Мудрые поступки/мысли, заложенные с детства в каждого гражданина. Отсутствие двух разлагающих человека факторов – жажда денег и власти. Не допущение/максимальное ограничение соблазнов в государстве (Платон пишет, что не допустит/ограничит наличие поэтов и музыкантов) . Выкорчевывание всего частного (у стражей, например, нет своего дома, и жены у них общие, детей забирают и неизвестно кто их родители) у жителей- максимально общая собственность.

Основное разделение жителей в государстве происходит по прем сословиям (направлениям) . Правители, стражи и обычные граждане.

Давайте разберемся в чем роли выше перечисленных сословий.

Первыми будут правители. У Платона это философы. Описать кто такой философ с точки зрения Платона трудно, но можно пойти от противного, кто не является философом.

По Платону есть три вида желаний – желание истины, желание денег и желание власти. Именно в такой последовательности он ставит их по важности. Жажда власти самая порицаемая, желание денег по середине (даже олигархический строй Платон ставит выше чем демократию и тиранию) .

Что такое желание познать истину я, пожалуй, разбирать не стану (во-первых, это сделать достаточно тяжело, и во-вторых, даже попытка сделать это развернет эту статью на порядочную книгу) . Скажу только, что познать истину можно развивая мудрость и подчиняя свои желания.

Дальше разберем сословие стражей. Их воспитанием заниматься с самого детства забирают их у родителей, и никто не знает кто его семья (в дальнейшем к всем жителям у него должно быть равное отношение) , отбирая на каждом этапе самых лучших. Делают это правители.

У стражей нет никакой личной собственности. Абсолютно. Живут они в общих домах, едать в общих столовых. Жены или мужья общие. Простые жители обеспечивают их всем необходимым.

Ну и как следствие обычные граждане, не имеющие в государстве особых привилегий – не обременены особыми рамками.

Порядки, принципы, законы идеального государства.

Альфа и омега принципов Платоновского государства – это мудрость.

Для этого с малых лет детей тренируют морально и физически. Если с физическими тренировками (гимнастикой) все более или менее понятно, то с моральными не все так просто. По Платону детям сначала на мифах (сказках) рассказывают, как делать нужно как не нужно. И с возрастом меняется только подход к образованию. Но сам принцип четкого разделения на хорошо и плохо будет неизменен до самого конца обучения. И по Платону человек становиться только тогда достойным быть руководителем (страж, правитель) – когда от него уходит Эрос (пропадает/ослабевает тяга к противоположному полу) .

У Платона не разобран только один немало важный момент. Так как рыба гниет с головы, так и государство рушиться от правителя. Так вот Платон говорит, что правителей нужно назначать из самых достойных (именно не выбирать) , а как это делать, и каков принцип не сказал. Из чего я делаю вывод, что эта собственно самая важная часть государства и самая тяжелая по исполнению.

Еще один немаловажный этап, который описан, но не рассмотрен в книге.

В государстве быт надо построить так чтобы граждане не хотели вступать в управление. То есть это как бы повинность и гражданин понимает, что это надо.

И описание как это сделать у Платона строится только на воспитании у гражданина высоких нравственных стандартов. Чтобы ему были чужды желание денег или власти. А варианты с соблазнами описаны как-то вскользь и в контексте –запретить/не пущать.

То, что часто Платон упоминает и к чему подводит- это то, что, если в каждом гражданине воспитать мудрость – эти граждане построят идеальное государство.

Мудрость человека- это возможность трезво понимать какие из его желаний естественные, а какие нет. И в пример он приводит еду. Когда голодный ты ешь и тебе хочется это естественно. А когда ты кушаешь потому что это вкусно – ты не ешь для насыщения (истинный смысл еды) а ешь для удовольствия (что является ложным) . Ты хочешь на должность потому что можешь сделать это лучше, чем другие (истинный смысл) или потому что можешь больше наворовать (ложный) потому что мало.

Кирпичами не кидайте. Сжать книгу до размера статьи это не реально. Я попытался. Уверен, что не очень.

Поправите, добавите, уточните. Буду рад.

Читайте книги, думайте.

0
154 комментария
Написать комментарий...
Aleksandr Oleynikov

Огромная проблема профессиональных академических гуманитариев в том, что они свои «знания» сверх-переоценивают. Все то что писал Платон да и кто угодно вплоть до Маркса и далее крайне морально устарело. Морально устарело означает что объект не имеет возможностей обрабатывать появившиеся изменения. А меняться сам он не может. (Мы же не можем вызвать Платона сюда для переработки его трудов).
Поэтому это все полный м у с о р.
Но про-гуманитарии отчаянно пихают эти реликты во все щели так как это единственное что они знают/умеют. И общество выдаёт им незаслуженный ,избыточный кредит доверия. А истинную философию творят такие как Тарантино, Леннон, Роулинг итд . И только на своей личной особенности анализировать окружающее.
А вся эта гуманитарная шушера в очередной раз обсасывающая «великие труды» полностью импотентна, неконструктивна.

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

Огромная проблема современного общества - не умение думать самостоятельно. Платона не надо вызвать - достаточно представить его мысли обрамить и дальше додумать (представить на основании того что он предлагал подумать) и сформировать собственное представление и попробовать это видение применить на практике (или провести пару мысленных экспериментов). Но нет, мы можем рассуждать моделями или вот так или вот так. Или стол или стул. Нельзя же их совмещать и разобщать нельзя. Так то конечно мы обречены. Я думал что мысль вечна - ведь можно взять любую чужую мысль и ее дополнить, адаптировать под современные реалии.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

У общества как раз проблем нет. Ступенчатое развитие идей хоть Платона хоть неПлатона так или иначе воплощены в той или иной мере в окружаещем если они еще тогда как-то были востребованы.
И прекрасно творят современную философию хоть Роулинг хоть такие как Маск, да кто угодно с улицы если он умеет считать общество и выдать некий нарратив. Это хоть твит может быть.
А вот где проблемы, так проблемы - так это в академической гуманитарной среде. Это те кто оттянув губищу чего-то там расскажут про полностью бесполезного Платона , ожидая изумления и одобрения. А затем , получив "на Платоне" авторитет ,ничтоже сумнящеся начать вещать нечто, что презюмируется очень-очень вумным.
И адаптировать там вообще нечего. Любой акцент меняет весь текст. А иначе вообще всю философию можно обозначить как "адаптацию" фразы "Бог есть любовь".

Ответить
Развернуть ветку
Идип закомплексован

И это тоже, только вопрос все же про русскоговорящих. Не умеем мы быть себе хозяевами. По этому ставим хозяином сумасшедшего деда. А могли бы сами себя.

Ответить
Развернуть ветку
151 комментарий
Раскрывать всегда