{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Эффективное обучение или почему сравнение себя с другими — плохо

Если хотя бы раз в жизни на вас давило ощущение — у всех классные результаты, не то, что у меня — значит статья для вас. В ней мы рассказываем, как сравнение искажает реальность, смещает фокус с ваших достижений и портит самооценку.

Мне никогда не стать веб-дизайнером — думает Гоша Бруноям перед обучением. Но желание освоить профессию сильней сомнений. Гоша взялся за домашки и практику.

Мне никогда не стать классным веб-дизайнером — снова подумал Гоша. Но уже во время обучения. Процесс перестал вдохновлять. А злости на себя стало больше. Гоша недоволен тем, что он не так хорош в новом деле, что результаты дурацкие, как и вся затея с обучением.

Почему так произошло? А потому что Гоша много смотрит на других: что они делают, какие результаты получают, как быстро схватывают.

Все эти сравнения идут в ущерб обучению. Гоша двигается дальше, но уже со штампом «неудачник», который он сам себе приписал.

Вот основной сценарий, почему так происходит

Знакомые в соцсетях, друзья или коллеги живут жизнь, в которой тоже не сидят на месте. Кто-то давно уже стал веб-дизайнером и получает много заказов. Кто-то тоже недавно стал обучаться и получает первые результаты. А кто-то каждый день постит в сторис о том, какой он прикольный (даже если это и не так).

Гоша сравнивает, но не в свою пользу. Поэтому решает, что нужно быть лучше и ставит недостижимые цели: нереалистичные дедлайны, заработок в миллион сразу после курса и успех во всем мире.

Дальше рассказываем о природе сравнения и о том, как разорвать круг самобичевания. И о том, как снизить вред от неправильного сравнения

Все дело в подмене понятий

Сравнение смещает фокус с эффективного обучения. Если кто-то другой уже успешный, значит нужно пойти по такому же пути — думает Гоша. Он присваивает себе чужой план успеха: цели, темп, дедлайн. А потом страдает. Потому что все равно ничего не получается.

Вот что поможет Гоше выбраться из замкнутого круга:

  • Понять, что чужой план по успеху — не универсальная инструкция для всех. У каждого свой темп, контекст и ресурс. Эффективность обучения напрямую зависит от объективной реальности. Собственный план — это про ваши ресурсы, время и возможности. Он поможет получить результат, а не сломает вас на полпути.

Руководство к действию: составьте свой план. Он не должен быть оторванным от реальности. Учитывайте обстоятельства. Выучить веб-дизайн за четыре месяца реально, если есть время и ресурсы. А если у вас много работы, дети и спортзал, то стоит заложить на цель больше времени.

Сравнение — это про отсутствие критического мышления

Сравнение искажает реальность. Невозможно увидеть чей-то опыт полностью: взлеты, падения, потраченное время. Поэтому создается ложное представление. Гоше кажется, что кто-то вот молодец, а он до сих пор у разбитого корыта.

Но при таком сравнении Гоша никогда не будет в плюсе. Чтобы избавиться от токсичных мыслей, стоит взглянуть на чей-то опыт под разными углами:

  • Какой ценой этот другой добился успеха?
    Может он взял большой кредит на обучение или денег у богатых родителей, чтобы не тратить время на работу и углубиться в обучение? В то время, как вы живете только на собственный бюджет. Да и кредит не хотите брать. Да и учитесь медленней, потому есть другие дела, дети и основная работа. Которая, кстати, позволяет оплачивать обучение.

  • Объективно ли вы сравниваете свои и чужие результаты?
    Скорей всего, успешный веб-дизайнер из соцсетей потратил уже много лет на практику. В то время, как вы только начали погружаться в профессию. Не бывает прогресса в один день. Быстро можно получить только ответ на вопрос в википедии, но не результат.
  • Не сравниваете ли вы свои слабые и чужие сильные стороны?
    Например, кто-то вышел на международный уровень, потому что хорошо знает английский. В то время, как у вас знание языка хромает. Сравнивать собственные слабые стороны с чужими сильными — необъективно. Как минимум, потому что чья-то работа с международными компаниями не мешает вам стать крутым специалистом, но на российском рынке.

Руководство к действию: снизить градус давления. Подумайте, по каким критериям вы будете оценивать эффективность своего обучения. Это могут быть: умение применить навык в работе без подсказок, скорость применения навыка, положительное мнение эксперта на проделанную работу или первый заказ.

Когда критерии четкие, то проще объективно оценить как свои результаты, так и чужие.

Успехи другого не отменяют твоих собственных

У Гоши сложилось впечатление, что успешным может быть кто-то один: либо он, либо другой. Поэтому чьи-то достижения заставляют Гошу обесценивать собственные. Например, ему может казаться, что придётся терпеть скучную работу, потому что два прикольных заказа получил не он, а его знакомый веб-дизайнер. Да и вообще, раз они достались другому, значит Гоша не очень-то и талантливый.

Слепая зона в такой логике — сама логика. Успешными могут быть оба. Вы не конкурируете за одно место, потому что оно не одно. Два прикольных заказа не отменяют другие прикольные заказы. И это тут не для красного словца. Это объективная реальность, которую Гоша не замечает из-за разрушительной установки.

Чем меньше разрушительных установок в голове, тем реже собственные успехи и талант будут обесцениваться.

Руководство к действию: посмотрите сериал Бумажный дом. Главное, что должно остаться у вас в голове — денег хватит всем!

Сравнение — зона роста, если посмотреть на него под другим углом

Смотреть за другими — не обязательно плохо. Чьи-то результаты показывают нам, как бывает ещё. Чужой опыт — тоже точка роста.

Успешный кейс наставника может вдохновить Гошу на изучение ещё одного инструмента, о котором он раньше не знал. Или кропотливый путь знакомого может смотивировать Гошу к действию: чей-то пройденный путь делает реальным твой собственный.

Главное, сравнивать правильно. Если вам нужна дополнительная мотивация — посмотрите на великих. Если вам нужны силы —посмотрите на себя прошлого. Это если коротко. А если подробно — прочтите статью сначала.

Источник большой пользы

Сравнивайте себя с собой прошлым. Кажется, лучшего способа замечать свои результаты мир еще не придумал. Фокус на своем опыте и росте помогает объективно смотреть на себя.

Если мы не до конца знаем, какой путь прошел кто-то другой, то про себя наоборот — знаем все. Анализируя свой путь, вы будете понимать, что за некоторое время добились результатов и улучшили показатели. А значит, достойны похвалы.

И напоследок: пройдите наш бесплатный курс «Как учиться», если хотите больше узнать, как вырабатывать ту самую мотивацию, как ставить четкие цели, а главное — как учиться системно и получать результат.
Посмотреть программу и получить курс можно на сайте Бруноям.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
4Chan Sung

Соглашусь с автором, сравнивать себя с кем-то ни к чему хорошему не приведет, только разовьет неуверенность в себе. НА других стоит смотреть для вдохновения и стремления получить подобных результатов

Ответить
Развернуть ветку
Цифровые комплексы

Сравнивать себя можно только с собой определенное время назад, это позволит более адекватно определить, есть ли развитие

Ответить
Развернуть ветку
Слава Коженевский

А как оценивать эффективность развития?

Ответить
Развернуть ветку
Бруноям
Автор

На наш взгляд, правильно поставленная цель - хороший такой индикатор результата. С ее помощью можно оценить эффективность своих действий

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Щеглов

Правильно, сравнивать не нужно. И мама говорит я у неё особенный!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Можно сколько угодно говорить, что сравнивать себя с другими плохо, но вы всё равно будете это делать с большей или меньшей интенсивностью всегда. Так уж у нас мозг устроен - он не понимает абсолютные категории, только относительные, сравнительные.

Ответить
Развернуть ветку
Бруноям
Автор

Сравнение в минус себе — установка. Потому что сравнивать нас учили только в негативном ключе: "вот, посмотри, Вася получил пятёрку, а ты нет". А вот если показать мозгу, что сравнивать можно по-другому, то сравнение не будет так сильно демотивировать.
В конце добавили эту мысль — от сравнения будет плюс, если делать это правильно)!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Потому что сравнивать нас учили только в негативном ключе

А вот это ваша установка - что всех этому учили. Это не так

Ответить
Развернуть ветку
Бруноям
Автор

Это не было обобщением)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Sonin

И даже больше - Вы можете этого не делать, но Ваше руководство или нанимающая сторона 100% будет Вас сравнивать с другими. Так что текст - пустопорожние слова ни о чем.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Всё зависит от мышления, кто-то смотрит на полстакана воды так: на половину пустой, а кто-то что он на половину полный. Тут тоже самое, можно и нужно обращать внимания для личного опыта и успеха, а также стремления, но не зарываться и удалить зависть, ведь это все проблемы от зависти.

Ответить
Развернуть ветку
안톤 김

Всю жизнь сравнивал себя с другими. Всегда выискивал умения, черты характера и тд., которые можно перенять других. Даже с виду самый никчемный человек может быть в чем то лучше тебя, и это «что то» неплохо перенять. И в этом я лучше большинства. Моя неуверенность в 16-19 лет обернулась уверенностью что я не только не хуже других, но намного лучше. Важно не то кем ты был, а чем ты стал и не важно насколько больше ты потратил сил и времени. Главное не останавливаться, постоянно развиваться: сравнивать, искать лучшее в других и работать над этими качествами.

Ответить
Развернуть ветку
kakakalik

любые сравнения не приводят к развитию, скорее, к регрессу

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда