{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как digital-агентство из Сибири строит свою экосистему

По оценке экспертов «Сколково», в России есть четыре крупные экосистемы — Сбер, Яндекс, МТС и VK. Они вытесняют из рынка небольшие компании и конкурируют между собой в разных направлениях: от доставки еды до e-commerce.

Малый бизнес находится в стороне от разговоров про экосистемы. Он не потянет разработку собственных сервисов и не сможет соревноваться с IT-гигантами. Тем не менее экосистема может стать реальностью, если сменить фокус — решать через нее свои задачи и отстраиваться от конкурентов.

Мы, digital-агентство Starta, создали несколько сервисов для внутреннего использования. Рассказываем на личном опыте, почему решили погрузиться в продуктовую разработку и каких результатов достигли.

Зачем малому бизнесу нужна экосистема

Для начала определимся с терминологией. Мы говорим об экосистеме как о наборе сервисов, которые сконцентрированы вокруг одной компании. Такое определение будет уместно и исключит путаницу с одноименной бизнес-моделью.

Экосистема для малого бизнеса — это, скорее, исключение, чем правило. Для создания собственных сервисов нужны ресурсы: команда и деньги. Если все средства вложены в оборот, ни о какой экосистеме не может быть и речи. Тем не менее малый бизнес — это не всегда про парикмахерскую за углом или ларек с фруктами возле дома. К нему относятся компании с доходом до 800 млн в год. С такими возможностями можно задуматься о продуктах, разработанных под свои потребности.

Мы видим две проблемы, которые поможет решить экосистема:

  • Отстройка от конкурентов. На рынке много предложений, и качественные услуги становятся стандартом. Чтобы стать компанией, которой доверяют лучшие заказы, придется искать точки дифференциации. Как вариант — найти в собственных продуктах.
  • Нет подходящих для работы сервисов. Не устраивает функционал, нужно приложить усилия для кастомизации либо есть риск, что выбранный сервис перестанет работать в России. Покупать подписку и хранить важные данные на платформе, которая может в любой момент выпустить релиз об уходе из страны, кажется опрометчивой идеей.

Как появилась наша экосистема

Мы не планировали погружаться в разработку собственных продуктов, пока не возникли проблемы, перечисленные в прошлом пункте. Первый сервис — генератор отчетов — появился, когда мы столкнулись с отсутствием подходящего под наши задачи инструмента.

Как любое digital-агентство, мы постоянно отправляем клиентам отчеты по выполненным работам. Однажды нас перестали устраивать документы, составленные в Word. На них уходило много времени: специалисты писали объемные тексты, собирали вручную таблицы, диаграммы и графики, которые некорректно отображались в разных версиях редактора. Клиент мог получить неаккуратный отчет со съехавшими цифрами и непонятными результатами за прошедший месяц.

Мы обозначили проблему, собрали обратную связь у сотрудников и заказчиков, подготовили демо-версию и после тестирования запустили.

Наши специалисты первыми оценили сервис. Теперь достаточно заполнить поля с основной информацией — выполненными работами, результатами и рекомендациями, затем указать нужные числа, и графики с диаграммами выстроятся автоматически. Все данные представлены наглядно, клиенты без знаний в digital понимают содержание отчета.

В сервисе хранятся все отчеты за время сотрудничества. Можно посмотреть статистику за прошлые месяцы и сопоставить результаты. Для этого не нужно искать файлы в загрузках, открывать каждый и сравнивать с предыдущим.

В планах кастомизировать отчеты под пользователя. Маркетолог увидит развернутый отчет с метриками, а владелец бизнеса, если не захочет погружаться в детали, — упрощенный вариант с основными показателями.

Какие сервисы стали следующими

После создания первого сервиса мы стали больше времени уделять развитию экосистемы. Практически всегда была альтернатива — найти готовый продукт и адаптировать под свои потребности, но мы выбрали путь собственной разработки. Дальше расскажем, что из этого получилось.

Генератор коммерческих предложений

Ежедневно мы отправляем коммерческие предложения потенциальным клиентам. Раньше собирали их в PowerPoint. К презентациям были те же претензии, что и к отчетам в Word. Тратилось много времени на подготовку, чтобы тексты, таблицы и графики смотрелись корректно. Сами КП получались громоздкими, шаблоны презентаций насчитывали по 20 слайдов.

Мы нашли решение проблемы в собственном генераторе коммерческих предложений. Он помогает собирать лаконичные и информативные КП. Документы оформлены в корпоративном стиле и состоят из нескольких блоков: данные об агентстве, список и стоимость предлагаемых услуг, состав команды, которая будет работать над проектом, и контакты менеджера. Клиент может открыть коммерческое предложение по ссылке в любое время и на любом устройстве.

База знаний

Когда агентство разрослось, появилась куча документов: организационные регламенты, инструкции и обучающие материалы. Раньше все хранили на сетевом диске, но вскоре захламили его. Тогда мы решили создать базу знаний, но не могли определиться с сервисом и выбирали между Notion и Битрикс24 с вики-разметкой. Оба варианта казались неплохими, пусть и с подводными камнями. Мы сравнили их, обсудили плюсы и минусы, но в конце встречи решили, что будем делать свой продукт.

Работа над БЗ также началась со сбора обратной связи и агрегации требований. Появились прототипы, и уже на этом этапе мы внесли несколько улучшений, в том числе поменяли меню и добавили поисковую строку. Плюс собственного продукта — ты сам решаешь, каким он должен быть. Несмотря на то, что БЗ работает уже 1,5 года, в бэклоге до сих пор копятся задачи на улучшение функционала.

Мы не забросили базу знаний после пары месяцев использования и оценили результаты от внедрения. Плюсы оказались существеннее, чем изначально предполагалось:

  • База знаний избавляет от однотипных вопросов: за какое время подавать заявление на отпуск, как правильно передать или принять проект, как провести планерку и пр.
  • Помогает новым сотрудникам адаптироваться. В базу загружена документация по стажировкам и инструкции по рабочим сервисам.
  • Содержит тонну образовательных материалов. Самое главное — база знаний, действительно, обучает, и мы видим результаты, когда стажируем новых сотрудников. Они читают статьи, написанные опытными специалистами, и укрепляют знания на практике под присмотром наставников. БЗ помогает минимизировать ошибки, которые впоследствии стоят денег. Еще один плюс базы знаний — в ее наполнении участвуют даже новички, которые могут поделиться знаниями, полезными для команды.

Внутренний маркетплейс

Маркетплейс — единственный сервис, который появился благодаря одному случаю. В конце года мы запускаем анонимный опрос, чтобы команда могла дать честный фидбек о работе в агентстве. По результатам последнего опроса, выяснилось, что 25% сотрудников не хватает похвалы и признания. Мы решили, что пора сделать систему нематериальной мотивации. Вдохновились механиками из RPG, где игрок делает квесты и получает за них баллы опыта или награду. Разработали внутренний маркетплейс, о котором писали в статье про интерактивную мотивацию в IT и digital.

В маркетплейсе есть задания, которые нужно выполнить для получения бонусов. Например, провести внутреннее обучение, придумать идею корпоратива и помочь с организацией либо предложить идею нового продукта. Когда сотрудник выполняет задание, он получает внутреннюю валюту, на которую можно купить бонусы:

  • Материальные — сертификат в ТЦ, оплата медицинских услуг или абонемента в фитнес-клуб.
  • Корпоративные — толстовки, футболки и кепки.
  • Связанные с рабочим процессом — дополнительный выходной или сокращение дня на час в течение недели.
  • Ироничные и самоутверждающие — статья о себе, стикер со своей цитатой в корпоративном стикерпаке или неделя ласкового обращения вроде котика или зайки.
  • Рандомные. Любители сюрпризов могут взять случайную или секретную награду.

Что планируем делать дальше

Мы планируем развивать экосистему в двух направлениях:

  • Сделать личный кабинет для заказчика. Клиент сможет посмотреть в режиме реального времени, какие работы ведутся над его проектом и какие результаты приносят рекламные кампании. В ЛК будет тикет-система для быстрой связи с менеджером и заказа дополнительных услуг. Также в кабинете мы планируем отразить историю взаимодействия с клиентом и хранить в одном месте договоры, акты и отчеты по выполненным работам.
  • Завершить переход от разрозненных сервисов к экосистеме, объединенной на одной площадке. Сейчас есть отдельные доступы к генераторам отчетов и коммерческих предложений, маркетплейсу и базе знаний. Мы планируем сделать единый вход — Starta ID.

Для нас экосистема — это решение внутренних задач собственными силами. Есть разные пути развития digital-агентства: выбирать бутиковый подход или переходить на конвейерное производство, охватывать много направлений или нишеваться. Наш опыт помогает посмотреть на ситуацию шире и усилить интернет-маркетинг качественной продуктовой разработкой. Тем более рынок диктует свои правила, и клиентам все чаще нужны сложные технические решения, выходящие за пределы создания корпоративного сайта.

0
5 комментариев
Константин Васильев

Молодцы. Прикольно. Я лет 7 назад задумался над внутренней экосистемой и автоматизацией бизнес-процессов(ну так как основное направление). Сначала я тоже создавал отдельные сервисы. Для облегчения рутины. Что то получалось, что то нет. Сейчас уже сейчас уже большая система с автоматической рассылкой счетов и электронным документооборотом, внутренняя база знаний, система паролей, конструктором отчетов, личным кабинетом, собственной статистикой аля Метрика.
Вот с генератором коммерческих предложений у меня не получилось пока совладать. Ведь каждому клиенту на основе его брифа и после маркетингового исследования и конкурентного анализа выставляется уникальное кп с учетом его данных и инструментов которые будут использоваться. Поделитесь своей концепцией генератора, быть может ваша идея натолкнет меня на мысли по организации своего. Взамен быть может смогу дать пару ценных советов вам))

Ответить
Развернуть ветку
Старта
Автор

Спасибо за идею для материала! Может быть, напишем подробно про каждый инструмент для работы, в том числе про генератор коммерческих предложений)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Старта
Автор

На корпоративе в честь дня рождения компании раздаем бесплатно)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда