{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Детское время: как научить ребенка контролировать время, расставлять приоритеты и планировать свой день

Знаете, чем страшен сентябрь родителям школьников? Нет, не очередными поборами «на шторы», оценками и наймом репетиторов. Самое сложное — это снова впихнуть в свое рабочее расписание напоминалки о кружках, уроках, экскурсиях. Расписать и свой день, и день ребенка так, чтобы всё успеть.

Пока мы планируем время за ребенка, всё будет по-прежнему: «Я забыл про кружок, я не успел доделать уроки, я опоздал на занятия». В этой статье разбираемся, как научить детей чувствовать время и планировать свои задачи самостоятельно.

Лиза Немзер, клинический психолог

Благодарим Лизу за помощь в написании материала

Основы тайм-менеджмента

Это понятие появилось не так давно – раньше ритм жизни был гораздо медленнее. Сейчас, чтобы стать успешным, необходимо постоянно развиваться, действовать быстро и решать массу задач каждый день.

Как можно все успевать и при этом не уставать? Основной лайфхак тайм-менеджмента – это сокращение времени, проведенного с так называемыми тайм-киллерами. Сюда относится бесконечный серфинг в интернете, просмотр развлекательных роликов, соцсети, игры на компьютере и смартфоне… Современные дети уделяют гаджетам массу времени и часто даже не замечают, что проводят за ними часы.

Почему нас так увлекают тайм-киллеры?

Это связано с дофамином. Новый лайк, новое достижение в игре — это быстрые награды. Предвкушение такой награды (или любой другой — вкусной еды, например) вызывается выбросом дофамина. По сути это мини-зависимость без негативного влияния. При этом мозгу, конечно, всё равно на успешность и эффективность. Он будет выдавать дофамин и на ожидание вкусной конфеты, и на ожидание премии / хорошей оценки, если получателю приятно от премии или оценки.

Лиза Немзер

Помимо того, что гаджеты отвлекают от других занятий, их чрезмерное использование не очень полезно для психики. Особенно мозг уязвим перед сном. Мерцающий экран телефона вызывает перевозбуждение нервной системы, и ребенку сложнее уснуть. Ребёнку, как и взрослому, гораздо проще учиться чему-то новому, когда он выспался. Поэтому однозначно – перед сном убираем гаджеты подальше.

С основными убийцами времени разобрались. Приступаем к основам самого тайм-менеджмента.

Как научить расставлять приоритеты

Конечно, каждый ребенок – да и взрослый – хочет выполнять задачи по настроению. Но детям сложнее объяснить, что у каждой задачи есть свои приоритеты. Важно не просто заставить ребенка делать все в определенной последовательности, а объяснить, почему нужно сначала выполнить одну задачу, а затем вторую.

Перед тем, как учить маленького ребенка планированию, нужно чтобы он вообще научился понимать время. Принцип всегда один: чем младше ребенок, тем нагляднее ситуации. Родители в большинстве своём и так это делают: рассказывают малышам про времена года и как их отличать, учат с детьми постарше месяцы и дни недели.

Лучше делать это с примерами: январь – это месяц, когда мы празднуем новый год, в июле мы едем к бабушке в деревню, по понедельникам мама заказывает продукты.

Лиза Немзер

У детей постарше уже появляется чувство ответственности за свои действия, поэтому с ними можно составлять списки задач с приоритетами. При этом родителю важно выстраивать диалог с ребенком и быть готовым к тому, что у ребенка может быть другое мнение.

Вместо того, чтобы просто попросить ребенка убраться в комнате, объясните ему, чем это может быть полезно: «К тебе собираются прийти друзья в гости, наверное, вы захотите поиграть в приставку, а потом собирать лего, а потом ещё что-нибудь. Давай уберемся, чтобы это всё было под рукой?» Важно, чтобы ребенок понял причинно-следственную связь.

Позже ребенок сможет самостоятельно строить свой график, рассуждая, какая задача сейчас наиболее важна. Примерно с первого класса — когда у ребенка появятся какие-никакие дедлайны — он начнет понемногу строить планы на долгосрочную перспективу. До школы ему куда интереснее будет играть и бегать, а не планировать дела.

Как выработать привычки

Грамотно вписанные в график рутинные дела – основа успешного расписания. Но дети и режим – практически несовместимые вещи. Чтобы ребенок лучше уяснил важность привычки, пользуйтесь этими способами:

  • При планировании рутинных дел начните с наиболее приятных для ребенка. Например, если вы каждое воскресенье устраиваете семейный ужин, поручите ребенку разработку меню и подготовку столовых приборов. Затем постепенно переходите к менее приятным – например, планированию еженедельной уборки.
  • Следите, чтобы запланированные действия выполнялись по расписанию. Ставьте детям напоминания , пишите о задачах на стикерах и приклеивайте их на холодильник (приложение-планировщик в телефоне для этого тоже подходит). Особенно важно это делать в первые недели выработки привычки.
  • Поощряйте ребенка за одно или несколько выполненных рутинных дел подряд – например, сводите его на долгожданный фильм или выдайте больше денег на карманные расходы.
  • Не забывайте о своем примере. Дети четко следуют родительскому образу жизни. И если вы не будете исполнять рутинные дела, то и дети вряд ли станут это делать.

Как заставить ребенка делать нелюбимые дела

Порой детям очень сложно объяснить, что некоторые дела не приносят удовольствия, но являются чрезвычайно важными. Но есть несколько приемов:

  • Наглядно объясните, почему важно выполнять ту или иную задачу. Например, если ребенок разбрасывает одежду – не спешите сами ее убирать. Когда ребенок будет собираться на прогулку, засеките, сколько времени он ищет в горе одежды любимую футболку и джинсы. А затем расскажите, что он сэкономил бы целых 20 минут и смог уйти гулять пораньше, если бы сразу сложил одежду в шкаф.
  • Пусть ребенок сам решит, когда захочет выполнить нелюбимую задачу – но это должно произойти в рамках конкретного дня. Сначала ребенок будет откладывать задачу до последнего, но со временем он, скорее всего, поймет, что лучше сделать ее в списке первых, чтобы потом спокойно заниматься любимыми делами.

Делите крупную задачу на несколько мелких. Это позволит ребенку понять, что проблема не так-то и сложна. Действительно, когда представляешь гору посуды, которую нужно перемыть, – это одно. А когда думаешь: «Так, осталось помыть всего 2 чашки, пару тарелок и одну сковородку» – то это количество уже не кажется таким пугающим.

И все-таки опоздать в кино или в школу, не сделать домашнюю работу или забыть помыть посуду — иногда даже полезно. Родителю надо позволить ребенку учиться на своих ошибках, потому что естественные последствия – лучшие учителя.

Лиза Немзер

Как научить ребенка планировать время

Иногда ребенок не успевает делать свои задачи, потому что просто неправильно оценивает свое время. Возьмите с ребенком план его стандартного дня и позвольте ему самостоятельно прикинуть, сколько времени займет то или иное дело. Затем ненавязчиво понаблюдайте за ребенком в течение дня или спросите его вечером, насколько его прогнозы оказались верными. Скорее всего, они будут очень далекими от истины, например:

  • Сборы в школу занимают не 30, а 45 минут, потому что ребенок долго подбирает, что ему надеть.
  • Дорога из школы длится не 15, а 30 минут, потому что по дороге ребенок играет с друзьями.
  • Обед идет не 40 минут, а почти час, потому что за едой ребенок играет в телефоне.

Дети действительно иначе воспринимают время?

Да, и дело не только в отсутствии опыта и всяких общечеловеческих когнитивных искажениях (например, нам всем кажется, что время течёт очень медленно, когда скучно). Время — сложная абстрактная концепция. Скачок в развитии способности к абстракции — это подростковый возраст. У ребёнка не хватает лобных долей, чтоб осмыслить концепцию времени.

Лиза Немзер

Все эти действия можно оптимизировать – например, готовить одежду для школы с утра или не доставать гаджет за обедом. Но важно, чтобы ребенок сам понял, на что уходит драгоценное время.

Как подавать ребенку правильный пример

  1. Составьте режим дня для каждого члена семьи и придерживайтесь его. Когда вся семья встает и ложится примерно в одно и то же время, вместе собирается за обедом и ужином, выполняет определенные рутинные действия – например, уборку в своих комнатах по субботам, то и ребенку легче привыкнуть к распорядку.

  2. Обсуждайте, сколько времени у вас занимают домашние дела. Придумывайте способы, чтобы оптимизировать время. Например, один член семьи может мыть посуду, а второй – вытирать ее и ставить в шкаф.

  3. Планируйте даже развлекательные мероприятия. Например, отметьте в календаре, что в воскресенье вы поедете в парк. Запланируйте, во сколько вы выйдете из дома, чем будете заниматься, что сделаете в начале прогулки, а что – в конце. Дети с большим энтузиазмом планируют развлечения, и при этом осваивают полезные навыки тайм-менеджмента.
  4. Активно используйте календари, графики и приложения для тайм-менеджмента. Планируя событие, обязательно отмечайте его в календаре и расставляйте приоритеты. Составляйте расписание дня так, чтобы ребёнку было видно, что есть в плане и что за чем следует. Хорошая практика — чек-листы. Можно составлять их для одного большого дела (домашняя работа / уборка), можно по принципу расписания (просто внести туда все дела). Тогда у ребёнка будет возможность видеть свой прогресс. За весь закрытый чек-лист можно придумать поощрение.

Вместо заключения

Да, привить ребенку основы планирования тяжело. Но дайте ему самому осознать, насколько легче становится выполнять свои задачи, если они четко запланированы, и сколько времени для игр или общения с друзьями у него появляется, если не тратить его впустую. И не забывайте сами подавать пример успешного тайм-менеджмента.

0
4 комментария
Алексей Жданов

самим грамотно планировать свой день и жить по графику

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kozhevina

Если родители (хотя бы один) планирует нерабочее время – это реально помогает научить планировать детей. Если только рабочее – дети просто этого не видят.

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Самое сложное и не реализуемое в этой задаче, это отсутствие следования инструкциям самих родителей, в большинстве все просто учат и не дают реальный пример, что в свою очередь дети хорошо считывают и отстраняются от процесса обучения

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Владимирова

Несчастные дети, мало им... Теперь еще и это.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда