Что такое проверка гипотез и зачем этим заниматься?

Lean startup («бережливый стартап») — это методология развития бизнеса, которая направлена на сокращение циклов разработки продуктов и быстрое определение жизнеспособности предлагаемой бизнес-модели.

Что такое проверка гипотез и зачем этим заниматься?

В этой статье проанализируем с вами элементы этой методологии, который применим не только при создании бизнеса, но и в обычной жизни (если вы хотите жить хорошо) – это валидация гипотез и HADI-циклы.

Автор методики «бережливого стартапа» Эрик Рис описал этот подход в книге "Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели" (вышла в 2011 году).

Часть 1: Гипотеза

Почти любое ваше действие оказывает влияние на какой-то определенный показатель вашей жизни. Если изменения «прикрутить» к показателям заранее, то весь процесс изменений будет контролируемым. Вы будете понимать, как действия повлияли на результат, сможете быстро тестировать идеи, отбрасывая нерабочие. Процесс, когда мы "прикручиваем" показатели заранее, то есть предполагаем возможные изменения, и есть формулирование гипотез.

Итак, гипотеза - это предположение, которое требует доказательств (то есть ещё не подтверждено). Таким образом, мы можем сделать гипотезу по поводу чего-то небольшого, как выбора университета или места работы. Либо это может быть крупная гипотеза о переезде в другую страну, создания собственного бизнеса, женитьбы или развода.

Гипотезы могут быть разного объема и размера, но есть два критерия, которые необходимо определить ДО того, как вы начнете формулировать гипотезы:

1) ваша исходная цель
2) основные ограничения, почему эта цель не может быть достигнута, например, завтра

Все зависит от вашей первоначальной цели и основных ограничений!

Часть 2: HADI-цикл (Hypothesis Action Data Insights)

После того, как ваши цели определены, а гипотезы сформулированы, мы переходим к процессу валидации гипотез (то есть их проверки - подтверждения или опровержения). В этом нам помогает алгоритм HADI, который позволяет проверить гипотезу о том, как определённое действие влияет на тот или иной показатель проекта.

Именно алгоритм HADI применяют технологические компании, когда нужно быстро и дешево проверить гипотезы.

Цикл HADI состоит из четырех блоков:

<i>Алгоритм HADI</i>
Алгоритм HADI

Разберем блоки детальнее:

Гипотеза

Это предположение, которое может быть подтверждено или опровергнуто. Она формируется по схеме:

«если мы сделаем X, то получится Y»

Есть несколько приёмов для упрощения составления гипотез, нам нравится принцип SMART:

  • Specific: Гипотеза должна быть конкретной. Она должна четко описывать, что изменяем и к чему стремимся.
  • Measurable: Эта метрика для измерения результата: объем продаж, количество звонков, количество лидов и т.п.
  • Attainable: Поставленная цель должна быть достижимой. [Например, сделать стратегию продаж на 100 страницах до конца следующего дня — недостижимая цель. На это просто не хватит времени.]
  • Relevant: Выбранная гипотеза должна относиться к компании и вести к цели проекта.
  • Time-bound: Ограничение по времени. На проверку гипотезы должно отводиться минимум времени, чтобы протестировать наибольшее количество вариантов.

Как правило, длительность одного цикла проверки гипотезы 1-2 недели.

Если гипотеза подтвердилась, эти изменения нужно доработать и масштабировать. Если нет, то можно не тратить деньги и время на неэффективные действия.

По результатам проверенных гипотез можно формировать дальнейшие гипотезы.

Разберем генерацию гипотез на примере:

Предположим, что наша цель:

К концу года устроиться на стажировку в крутую компанию

Основное ограничение, почему я не могу это сделать завтра:

Я массово рассылаю свое CV, но мне никто не отвечает

Пример гипотезы:

Если я доработаю свое CV под критерии компаний, и разошлю новые CV по открытым вакансиям 20 компаний, то я получу ответ от 10 из них с приглашением на собеседование

Действия

Итак, мы выдвинули гипотезу. Теперь мы можем составить план действий:

  • поискать по источникам и отобрать 20 вакансий стажеров, под которые я подхожу по требованиям;
  • отредактировать мое CV таким образом, чтобы было видно, что я идеальный кандидат (как это сделать, читайте в репосте Отчаянного Экономиста);
  • написать 20 индивидуальных писем потенциальным работодателям с мотивацией, прикрепить к письмам свое CV.

На данном этапе нужно делать все быстро, но при этом не забывать про качество.

Аналитика

После рассылки индивидуальных CV измеряем результат.В нашем случае можно использовать простую табличку для фиксирования результата, но в случае решения бизнес задач есть системы аналитики: Яндекс.Метрика и Google Analytics.

Выводы

Собранные на третьем этапе данные нужно интерпретировать и сделать выводы.

Например, вы получили всего 3 отклика вместо ожидаемых 10.

То есть фактор рассылки даже специально подготовленных CV не привел к желаемому результату.

В этом случае нужно переходить к проверке других гипотез: чтобы это сделать, возможно, необходимо вернуться назад, скорректировать цель и основное ограничение.

Например, в нашем примере примером следующей гипотезы может быть:

Если я найду в открытом доступе или профессиональных чатах и соцсетях тех, 10 людей, кто проходил подобные стажировки в интересующих меня компаниях, и попрошу их прокомментировать свое CV, то получу ценные инсайты по его обновлению и повышу отклик до 10 приглашений на собеседования.

Оганесян Ани
к.э.н., PhD, доцент, экономический факультет РУДН
1414
Начать дискуссию