Когда умрёт ваш стартап

Я — программист. И нам грустнее всего, когда вы, предприниматели, делаете свой стартап и он проваливается.

Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую.

Если вы хотите делать свой стартап, то вам будет интересно. Я вам расскажу статистику.

Почти 10 лет мы помогаем стартапам. За это время в сумме мы отработали на проектах 251114 часов. Сделали 212 проектов. Проекты были и совсем небольшие, как, например, сделать фронт-енд часть для сайта. Так и гигантские, где месяцами работала команда из 8-10 человек. Но в среднем проект длился 1184 часа.

Грустная статистика

Примерно 14% проектов не доживают до конца разработки. Заказчики прекращают финансирование и сворачивают проект.

Причин может быть много:

  • Закончились деньги / изменились планы / развелся с женой. И другие трудности;
  • Планировалось сделать приложение для айфона, начали разработку, которая должна была идти три месяца, но через месяц а айфоне уже появилась такая функция. Приложение не пропустят в маркет, так что ничего не остается;
  • Изменилась ситуация на рынке и заказчик понял, что такой продукт уже не нужен.

Совет: перед тем как начинать тратить деньги на свой проект потратьте время на планирование. "Едешь на день, хлеба бери на неделю".

Если проект сделан, сдан и работает, то тут еще тоже не все так хорошо, как вы могли подумать.

Бывают ситуации, когда заказчик тратит все деньги на разработку и у него больше не остается денег. Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие.

У нас нет статистики о том, сколько проектов проваливаются на этом этапе, так как нет полных данных.

Но могу с уверенностью сказать, что знаю несколько таких случаев, когда заказчик потратил большое количество денег и вложил большое количество своей энергии, но потом не смог получить инвестиции. Инвесторы просто не верили в его проект.

Совет: Если своих денег нет, то разумнее потратить меньше денег на разработку и сделать MVP и уже его показывать инвесторам.

Даже если вы доделали свой проект, запустили рекламную кампанию, то это еще не говорит о том, что пользователи будут пользоваться вашим проектом.

Есть шанс на то, что вы спустите большое количество денег на рекламу, но ваш продукт не будет нужен людям.

Предприниматели – очень уверенные в себе люди. И довольно часто излишняя уверенность им мешает. К нам часто обращались к люди с довольно странными проектами. Не нужно было быть Вангой чтобы понимать, что этот проект точно не оправдает ожиданий.

Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику. Так вы узнаете нужен ли кому-то ваш продукт, увидите емкость рынка, увидите конкурентов, о которых вы, возможно, не знали.

Ну и само собой ни один стартап не сможет работать, если у вас слабая команда. Даже если вы сделали продукт, провели успешную маркетинговую компанию и получили клиентов, которые готовы пользоваться вашим продуктом – это только начало.

В 2015 мы работали над большим стартапом. Основатели потратили на него несколько сотен тысяч долларов. И потом успешно продали. Но, судя по всему, новые управляющие были не настолько хваткими и не смогли собрать сильную команду и к сожалению проект закрылся.

Совет: даже если вы сделали стартап, это еще не конец. Вам нужно учиться формировать команду, найти сильных сейлзов, продактов, аккаунтов.

Вывод

И знайте, что любому человеку, который вместе с вами делает ваш стартап всегда очень важно то, насколько вы компетентны, адекватны и энергичны. Если у меня есть два гипотетических стартапа, над которыми я могу начать работать, то я всегда выберу тот, в котором более адекватный заказчик, даже если он меньше по стоимости.

Из-за того, что я понимаю, что проект попадет ко мне в портфолио. Заказчик будет доволен и будет советовать меня своим знакомым.

Перед тем как делать стартап думайте, анализируйте, общайтесь с конкурентами. Ведь если ваш стартап не выстрелит, то многим людям будет очень грустно.

6868
88 комментариев

Ну так себе статья. О стартапе должен писать основатель, а не программист. В данном случае программист просто исполнитель. Денег заплатили пиши, нет - не пиши. К чему эта философия не понятно.

2
Ответить

Ну так себе комментарий. Комментарии должны писать писатели. Денег заплатили - пиши. Не заплатили - не пиши. Не понятно зачем нужны комментарии от дилетантов.

6
Ответить

Программист выполняющий четкие (и не очень) задания, живущий в состоянии определенности близкой к "скорее полной" и меряющий свою работу человекочасами никогда не поймет того, что стартап\бизнес\проект это удачное стечение обстоятельств, бешеное упорство и упрямство основателя, некоторое везение и уже потом на этапе "фигасе бабки пошли" сильная команда, исследования и пр., которые его потащат далее.

Программист никогда не поймет как жить в состоянии неопределенности близкой к абсолютной, когда все может рухнуть в любой момент из-за фактора, который предугадать невозможно. Например потому что тебе налоговая счет заблокировала или инвесторы резко переключились на тему с биткоинами и твой проект нахер уже не нухен.

Стартап в России это ребенок, который рождается посреди минного поля залитого серной кислотой с прожилками, которые может и приведут в итоге в небеса обетованные, но проблема в том, что ползти нужно с завязанными глазами.

Поэтому, дружище, наши стартапы помрут не из-за неправильного планирования или чрезмерной самоуверенности, а потому что наши риски чудовищны и непрогнозируемы. Стартапы мрут как младенцы в царские времена, которых и рожали по 10 штук, хоть кто-то выживет.

60
Ответить

Ну ты прямо апокалиптическую картину нарисовал. Забыл только добавить, что провалившихся стартаперов в России приносят в жертву, живьем сдирая с них кожу, а кровь спаивая русским младенцам, для того чтобы они потом лучше катались на медведях.

1
Ответить

Во многом с вами соглашусь, но предприниматели часть совсем не понимают IT рынок и пытаются реализовывать совсем бредовые идеи и ставят перед разработчиком такие же требования. Так что и автор статьи прав во многом, что он написал. Возможно, он не учитывает бизнес-риски и другие важные факторы, но если предприниматель не в состоянии сделать свою версию MVP проекта со знакомым разработчиком или самому на коленке, то ему вряд ли стоит погружаться в заказную разработку со сроками релиза по полгода или больше.

1
Ответить

Поверь, разработчикам тоже не просто. А зачастую тяжелее. Творить и управлять машинами. Держать концентрацию. Я говорю о настоящих творцах, а не о тех, кто ищет где потеплее. Предприниматель и дня не просидит на одном месте без движения.

Ответить