Когда умрёт ваш стартап

Я — программист. И нам грустнее всего, когда вы, предприниматели, делаете свой стартап и он проваливается.

Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую.

Если вы хотите делать свой стартап, то вам будет интересно. Я вам расскажу статистику.

Почти 10 лет мы помогаем стартапам. За это время в сумме мы отработали на проектах 251114 часов. Сделали 212 проектов. Проекты были и совсем небольшие, как, например, сделать фронт-енд часть для сайта. Так и гигантские, где месяцами работала команда из 8-10 человек. Но в среднем проект длился 1184 часа.

Грустная статистика

Примерно 14% проектов не доживают до конца разработки. Заказчики прекращают финансирование и сворачивают проект.

Причин может быть много:

  • Закончились деньги / изменились планы / развелся с женой. И другие трудности;
  • Планировалось сделать приложение для айфона, начали разработку, которая должна была идти три месяца, но через месяц а айфоне уже появилась такая функция. Приложение не пропустят в маркет, так что ничего не остается;
  • Изменилась ситуация на рынке и заказчик понял, что такой продукт уже не нужен.

Совет: перед тем как начинать тратить деньги на свой проект потратьте время на планирование. "Едешь на день, хлеба бери на неделю".

Если проект сделан, сдан и работает, то тут еще тоже не все так хорошо, как вы могли подумать.

Бывают ситуации, когда заказчик тратит все деньги на разработку и у него больше не остается денег. Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие.

У нас нет статистики о том, сколько проектов проваливаются на этом этапе, так как нет полных данных.

Но могу с уверенностью сказать, что знаю несколько таких случаев, когда заказчик потратил большое количество денег и вложил большое количество своей энергии, но потом не смог получить инвестиции. Инвесторы просто не верили в его проект.

Совет: Если своих денег нет, то разумнее потратить меньше денег на разработку и сделать MVP и уже его показывать инвесторам.

Даже если вы доделали свой проект, запустили рекламную кампанию, то это еще не говорит о том, что пользователи будут пользоваться вашим проектом.

Есть шанс на то, что вы спустите большое количество денег на рекламу, но ваш продукт не будет нужен людям.

Предприниматели – очень уверенные в себе люди. И довольно часто излишняя уверенность им мешает. К нам часто обращались к люди с довольно странными проектами. Не нужно было быть Вангой чтобы понимать, что этот проект точно не оправдает ожиданий.

Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику. Так вы узнаете нужен ли кому-то ваш продукт, увидите емкость рынка, увидите конкурентов, о которых вы, возможно, не знали.

Ну и само собой ни один стартап не сможет работать, если у вас слабая команда. Даже если вы сделали продукт, провели успешную маркетинговую компанию и получили клиентов, которые готовы пользоваться вашим продуктом – это только начало.

В 2015 мы работали над большим стартапом. Основатели потратили на него несколько сотен тысяч долларов. И потом успешно продали. Но, судя по всему, новые управляющие были не настолько хваткими и не смогли собрать сильную команду и к сожалению проект закрылся.

Совет: даже если вы сделали стартап, это еще не конец. Вам нужно учиться формировать команду, найти сильных сейлзов, продактов, аккаунтов.

Вывод

И знайте, что любому человеку, который вместе с вами делает ваш стартап всегда очень важно то, насколько вы компетентны, адекватны и энергичны. Если у меня есть два гипотетических стартапа, над которыми я могу начать работать, то я всегда выберу тот, в котором более адекватный заказчик, даже если он меньше по стоимости.

Из-за того, что я понимаю, что проект попадет ко мне в портфолио. Заказчик будет доволен и будет советовать меня своим знакомым.

Перед тем как делать стартап думайте, анализируйте, общайтесь с конкурентами. Ведь если ваш стартап не выстрелит, то многим людям будет очень грустно.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Олегович

Ну так себе статья. О стартапе должен писать основатель, а не программист. В данном случае программист просто исполнитель. Денег заплатили пиши, нет - не пиши. К чему эта философия не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kovalev
Автор

Ну так себе комментарий. Комментарии должны писать писатели. Денег заплатили - пиши. Не заплатили - не пиши. Не понятно зачем нужны комментарии от дилетантов.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Иван Колыхалов

Программист выполняющий четкие (и не очень) задания, живущий в состоянии определенности близкой к "скорее полной" и меряющий свою работу человекочасами никогда не поймет того, что стартап\бизнес\проект это удачное стечение обстоятельств, бешеное упорство и упрямство основателя, некоторое везение и уже потом на этапе "фигасе бабки пошли" сильная команда, исследования и пр., которые его потащат далее.

Программист никогда не поймет как жить в состоянии неопределенности близкой к абсолютной, когда все может рухнуть в любой момент из-за фактора, который предугадать невозможно. Например потому что тебе налоговая счет заблокировала или инвесторы резко переключились на тему с биткоинами и твой проект нахер уже не нухен.

Стартап в России это ребенок, который рождается посреди минного поля залитого серной кислотой с прожилками, которые может и приведут в итоге в небеса обетованные, но проблема в том, что ползти нужно с завязанными глазами.

Поэтому, дружище, наши стартапы помрут не из-за неправильного планирования или чрезмерной самоуверенности, а потому что наши риски чудовищны и непрогнозируемы. Стартапы мрут как младенцы в царские времена, которых и рожали по 10 штук, хоть кто-то выживет.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
vlad kriloff

Ну ты прямо апокалиптическую картину нарисовал. Забыл только добавить, что провалившихся стартаперов в России приносят в жертву, живьем сдирая с них кожу, а кровь спаивая русским младенцам, для того чтобы они потом лучше катались на медведях.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Roman Kuvshinnikov

Во многом с вами соглашусь, но предприниматели часть совсем не понимают IT рынок и пытаются реализовывать совсем бредовые идеи и ставят перед разработчиком такие же требования. Так что и автор статьи прав во многом, что он написал. Возможно, он не учитывает бизнес-риски и другие важные факторы, но если предприниматель не в состоянии сделать свою версию MVP проекта со знакомым разработчиком или самому на коленке, то ему вряд ли стоит погружаться в заказную разработку со сроками релиза по полгода или больше.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Ахмадуллин

Поверь, разработчикам тоже не просто. А зачастую тяжелее. Творить и управлять машинами. Держать концентрацию. Я говорю о настоящих творцах, а не о тех, кто ищет где потеплее. Предприниматель и дня не просидит на одном месте без движения.

Ответить
Развернуть ветку
vlad kriloff

Обожаю предпринимателей, которые еще ничего не успели предпринять, а уже обос...лись и сопли жуют.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чаплинский

Герман, заметка о том, что заказчикам следует лучше продумывать свои идеи. Потому что программистам нужны не только деньги за труд, но и проект в портфолио. А проект зачастую не получается, потому что заказчик не спрогнозировал спрос / опоздал с подбором персонала / не обеспечил продвижение. Программисты не могут повлиять на это, отсюда и попоболь, и эта заметка.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Schipakov

Если программисты все сделали корректно, продукт готов — клади в портфолио. Какая разница, насколько он успешен у публики? Ведь любой мало-мальски адекватный подрядчик оценивает работу программистов, а не идею, над которой они работали. Даже частичную разработку можно адекватно оценить. В общем, не понятно, о чем автор грустит в таком ключе.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Ivan Chekhov

Подписываюсь под каждое слово. Все четко сказал

Ответить
Развернуть ветку
Опиши Меня

«Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику.»

Где ж заказать такую аналитику?
Было б все так просто «заказал аналитику, она показала «надо делать» и гарантированно проект выстрелил»
То все предприниматели было бы успешными. Не успешным был бы только ленивый

Да и вообще, если аналитика найти качественного, о он скорее сопрет идею

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kovalev
Автор

Ну, например, Тиньков рассказывал о том как он перед тем как создавать банк работал с компанией, которая делала ему аналитику: "Когда продал пивной бизнес, стал смотреть на возможности и вспомнил этот проект.Наняв Бостон Консалтинг Групп осенью 2005 года, и получив их ОК - я еще раз убедился в перспективности этой идеи. И официально запустил проект 1 января 2006 года!

Я сам не нанимал такие компании и не знаю где их искать, но мне кажется, что их не мало.

Ну и кто мешает нанять зарубежную если не можешь найти такую компанию в России?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Анатолий Кулигин

Спасибо, статья очень полезная.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Volyntsev

Как я понял смысл статьи: автор выступает как индивидуальное лицо - программист, которому в портфолио за 10 лет не удалось добавить ни одного стартапа из 212, потому что они умирают. Будьте аккуратнее, стартаперы, иначе как же автору-программисту демонстрировать свой опыт при смене работы? Вариант 2: автора выступает от имени студии и им так же нечего добавить в портфолио и нечем привлечь следующего заказчика.

Ну предположим, стартапы действительно окочурились. Однако у вас есть разрешение от заказчика на добавление проекта в портфолио, что означает: вы можете выложить скриншоты, описание выполненных работ, перечислить хотя бы часть стека, какие-то метрики (стоимость, количество разработчиков, метрики коммерческие, человекочасы, человекокофечашки). А вот подумайте о своих продуктах, как если бы это были ролики на телевидении или журналы. Как вы их вставите в портфолио? Вам будут доступны только какие-то копии, скрины, описания.

Вы сказали - было 212 проектов. И по вашим же словам 14% из них выживают. Это получается почти 30 живых проектов. Если сделать лендинг с перечислением проектов, то его придётся листать 2 минуты. Или смотреть пятиминутное видео на youtube с качественным закадровым голосом, который опишет все проекты.

Если я был прав относительно портфолио одного разработчика, то, хм, не надо 30 проектов. Их список ни один работодатель в портфолио не будет читать. Достаточно цифры "Разрабатывал для 212 проектов за 10 лет, моя основная специализация ..., последние проекты ..." а на собеседованиях с огоньком рассказать про последние два-три, детально, насколько можно, пару самых интересных кейсов. И скриншоты скорее всего не понадобятся, если речь будет адекватной, по существу. А если не адекватной, то и скриншоты не помогут.

В общем, не нойте. У автора всё хорошо с портфолио.

А теперь встанем на другую сторону стола. У вас 212 проектов, а у отдельного стартапера - скорее всего один единственный, после которого он разорён или морально подавлен. Некоторые упорные пытаются повторить этот неудачный ещё раз после переосмысления и изыскания средств, или сделать какой-то другой проект. Коротко - у них мало попыток, они неопытны.

А вы более опытны чем они. У вас есть экспертиза. Вот эта самая статья - уже доказательство экспертизы. Вы сами можете стать тем экспертом, которого упомянули в своей статье.

Вариантов дальнейших действий несколько - не
1. Не берите заведомо невзлетаемые проекты. Ну например, проект, который явно конкурирует с существующим, при отсутствии способов дешёвого привлечения трафика или тонн денег на рекламу. Есть R&D студии, которые отсеивают заказы.
2. Станьте типа акселератором для своего же проекта. Дайте проекту знать, что разработка будет идти итерациями и очередная итерация стартует после достижения показателей. Есть студии, которые помогают своим заказчикам не потерять на бесмысленной разработке или заработать больше.
3. Выберите только N выстреливших доходных проектов, которыми будете заниматься. Уговорами, торгом, уловками и шантажом возьмите долю в проектах или станьте их IT-отделом. Есть такие студии, я не вру.

Или не нойте и делайте свою работу - проектирование, разработку, внедрение, сопровождение - у вас хорошо получается.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

столько раз наблюдал успех абсолютно провальных на мой взгляд проектов (ну тотже телеграм например), что перестал вообще считать хоть какой проект "заведомо провальным", я сейчас проекты оценивают только по тому интересно в этом направлении работать или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Zhukov

Прочитал ... Очень смешная статья. Дмитрий Ковалёв, для разнообразия напишите ещё пару-тройку статей "Как президенту управлять страной", "Как генералу выиграть войну" ну и в том же духе, в общем ключе "Советы наблюдающего исполнителю". В целом, советы банальны, от чего бесполезны. Чтобы понять , почему - надо самому попробовать замутить стартап и попробовать выполнить свои же советы :)
(18 лет в бизнесе, запускаю четвёртый бизнес)

Ответить
Развернуть ветку
Герман Мпц

когда программист дорвался до жалоб на заказчиков... ты бы еще сказал, что они "не знают чего хотят и ставят не четкие формулировки задачи"

Ответить
Развернуть ветку
docdiduz did

А они что, знают чего хотят и дают четкие формулировки?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Герман Мпц

и по твоему это статистика? 14% не доходит до конца, по всем остальным пунктам чисто твое субъективное мнение? Вернее твоей команды

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Chekhov

Евгений, ты не прав. Наоборот, чем умнее будут заказчики, то работать будет всем проще. Конечно если ваша бизнес схема строится на обмане, то да! Но тогда это нужно отнести не только к IT это везде так и это плохо.

Но поверь, если честно работать можно зарабатывать не хуже. Уже реально не 90-е как сказал один из комментаторов выше.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Nick Naumov

"Едешь на день, хлеба бери на неделю"
Увы, но этот совет не работает в мире стартапов, где целые индустрии меняются со скоростью "убера, эйрбнб и пр."

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Здоров

«Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую»

Вот меньше всего стоит об этом думать и вам и клиенту. Проекты вносите по степени вашего проф.развития...успешность это может буть совсем другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Яковлев

Когда вы закрываете стартап, где-то грустит программист. )
Это все же должно вас хоть немного подбодрить, не расстраивайтесь. Напишите программисту "спасибо и за работу".

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Brain

Мне кажется статье имеет место быть здесь. Стартап глазами программиста, почему нет. Да, вроде зачем говорить заказчику, что у вас ничего не получится, когда он тратит деньги и даёт вам работу и зарплату, но разработчик не постеснялся сказать. С другой стороны,- это статистика, без неё нельзя. Стартап - это изначально риск. И хорошо если разработчик может помочь избежать ошибок до, "а не вот это вот всё"...у вас нет денег нам платить, - досвидание.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Morgunov

Судя по тексту автор представляет агентство.

Для стартапа заказывать разработку на аутсорсе = смерть.

Кстати, ищем в штат программиста в стартап =)

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Что-то я не догнал, если за работу заплатили и я что-то новое для себя узнал, то и е..сь оно конём. Мои скилы и навыки вот моё главное портфолио.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Ulyanov

зачастую в резюме хотят видеть актуальные ссылки на проекты (для мобильщиков - в сторе). не просто текст, типа "я запилил им ВСЕ!", а еще и подтверждение текста.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Kovalev
Автор

ну, у всех по-разному :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Вдовиченко

У меня складывается впечатление, что вы не помогаете стартапам 10 лет, а качаете человеко часы. Помощь должна заключаться в том, чтобы на начальном этапе сделать анализ, оценку рисков, валидацию и т.д. За ручку провести клиента, по возможности делать mvp, закладывать и обговаривать бюджет на маркетинг ещё в самом начале.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Grakov

Это вы уже у BCG начали икру с хлеба стаскивать :-)

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

хех, у подрядчиков (с 10+ лет опытом разработки) часто не на много больше опыта и понимания как делать "успешные" проекты, чем у этого основателя, который вообще первый раз пробует что-то запускать.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Гарькин

страно переживать за стартап, нужно думать о себе хорошем в первую очередь

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

многие разработчики искренне переживают и вкладываются в то что они делают.
тут как бы вопрос для чего ты в профессию пришел -> если только по-легкому заработать бабок, тогда конечно ты не обращаешь внимание на то что делаешь, НО полно профессий где проще и больше можно зарабатывать, может таким разрабам лучше даже сменить профессию (кстати часто такие переходы и слышу)

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov

"Едешь на день, хлеба бери на неделю"?. - Сибиряки говорят Идешь в Тайгу на день, водки бери на неделю.

Ответить
Развернуть ветку
Fox Wild

Милота

Ответить
Развернуть ветку
Eвгений AnyKomers

Есть идея - 1% успеха, разработали mvp, сервис, аппку - 10% успеха, остальное это умение продать, маркетинг, нетворкинг, связи, при наличии конечно рынка (если нет готовых платить, то провал, нагревать аудиторию это дорого и долго).
На самом деле у людей очень много идей, типа давай сделаешь - тут стопудова успех придет! Я такое вижу каждый день на фрилансе, и изредка у знакомых, которые узнают что я программист.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Поработав в веб-студии я частенько сталкивался с очень неадекватными "потенциальными основателями стартапов" у которых были деньги. При этом они совершенно не прорабатывали свой на первом этапе продукт и творили полную дичь вроде жутких требований к дизайну и накручивания всех своих хотелок в первый релиз.

У них, конечно, можно взять деньги и проработать с ними полгодика и даже попробовать выкатить MVP версию. Но в конечном счёте если идея вам кажется неадекватной заказчик не в состоянии своими силами выкатить MVP то работать с ним, как я для себя решил, не стоит. Вы потратите кучу времени и при этом пропустите адекватного заказчика с которым действительно стоит поработать и развиваться вместе с ним.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Некрасов

"Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие."

Даже не представляю что нужно говорить инвестору, чтобы он инвестировал в рекламу. Никто не будет проверять ваши гипотезы за свои деньги.

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда