Когда умрёт ваш стартап

Я — программист. И нам грустнее всего, когда вы, предприниматели, делаете свой стартап и он проваливается.

Ведь мы не получаем крутой проект в портфолио, как мы изначально планировали. Ну а еще довольно печально осознавать, что несколько месяцев были потрачены впустую.

Если вы хотите делать свой стартап, то вам будет интересно. Я вам расскажу статистику.

Почти 10 лет мы помогаем стартапам. За это время в сумме мы отработали на проектах 251114 часов. Сделали 212 проектов. Проекты были и совсем небольшие, как, например, сделать фронт-енд часть для сайта. Так и гигантские, где месяцами работала команда из 8-10 человек. Но в среднем проект длился 1184 часа.

Грустная статистика

Примерно 14% проектов не доживают до конца разработки. Заказчики прекращают финансирование и сворачивают проект.

Причин может быть много:

  • Закончились деньги / изменились планы / развелся с женой. И другие трудности;
  • Планировалось сделать приложение для айфона, начали разработку, которая должна была идти три месяца, но через месяц а айфоне уже появилась такая функция. Приложение не пропустят в маркет, так что ничего не остается;
  • Изменилась ситуация на рынке и заказчик понял, что такой продукт уже не нужен.

Совет: перед тем как начинать тратить деньги на свой проект потратьте время на планирование. "Едешь на день, хлеба бери на неделю".

Если проект сделан, сдан и работает, то тут еще тоже не все так хорошо, как вы могли подумать.

Бывают ситуации, когда заказчик тратит все деньги на разработку и у него больше не остается денег. Но он рассчитывает на то, что он покажет готовый продукт инвесторам и получит деньги на маркетинг, рекламу и дальнейшее развитие.

У нас нет статистики о том, сколько проектов проваливаются на этом этапе, так как нет полных данных.

Но могу с уверенностью сказать, что знаю несколько таких случаев, когда заказчик потратил большое количество денег и вложил большое количество своей энергии, но потом не смог получить инвестиции. Инвесторы просто не верили в его проект.

Совет: Если своих денег нет, то разумнее потратить меньше денег на разработку и сделать MVP и уже его показывать инвесторам.

Даже если вы доделали свой проект, запустили рекламную кампанию, то это еще не говорит о том, что пользователи будут пользоваться вашим проектом.

Есть шанс на то, что вы спустите большое количество денег на рекламу, но ваш продукт не будет нужен людям.

Предприниматели – очень уверенные в себе люди. И довольно часто излишняя уверенность им мешает. К нам часто обращались к люди с довольно странными проектами. Не нужно было быть Вангой чтобы понимать, что этот проект точно не оправдает ожиданий.

Совет: Если вы планируете тратить значительную для вас сумму денег или большое количество энергии на ваш стартап, то не поленитесь и закажите аналитику. Так вы узнаете нужен ли кому-то ваш продукт, увидите емкость рынка, увидите конкурентов, о которых вы, возможно, не знали.

Ну и само собой ни один стартап не сможет работать, если у вас слабая команда. Даже если вы сделали продукт, провели успешную маркетинговую компанию и получили клиентов, которые готовы пользоваться вашим продуктом – это только начало.

В 2015 мы работали над большим стартапом. Основатели потратили на него несколько сотен тысяч долларов. И потом успешно продали. Но, судя по всему, новые управляющие были не настолько хваткими и не смогли собрать сильную команду и к сожалению проект закрылся.

Совет: даже если вы сделали стартап, это еще не конец. Вам нужно учиться формировать команду, найти сильных сейлзов, продактов, аккаунтов.

Вывод

И знайте, что любому человеку, который вместе с вами делает ваш стартап всегда очень важно то, насколько вы компетентны, адекватны и энергичны. Если у меня есть два гипотетических стартапа, над которыми я могу начать работать, то я всегда выберу тот, в котором более адекватный заказчик, даже если он меньше по стоимости.

Из-за того, что я понимаю, что проект попадет ко мне в портфолио. Заказчик будет доволен и будет советовать меня своим знакомым.

Перед тем как делать стартап думайте, анализируйте, общайтесь с конкурентами. Ведь если ваш стартап не выстрелит, то многим людям будет очень грустно.

0
88 комментариев
Написать комментарий...
Александр Вдовиченко

У меня складывается впечатление, что вы не помогаете стартапам 10 лет, а качаете человеко часы. Помощь должна заключаться в том, чтобы на начальном этапе сделать анализ, оценку рисков, валидацию и т.д. За ручку провести клиента, по возможности делать mvp, закладывать и обговаривать бюджет на маркетинг ещё в самом начале.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Grakov

Это вы уже у BCG начали икру с хлеба стаскивать :-)

Ответить
Развернуть ветку
85 комментариев
Раскрывать всегда