Приживется ли в России E-Доктор?

В России быстро развивается рынок телемецинских услуг. Как выбрать себе доктора «на удаленке»?

Приживется ли в России E-Доктор?

Екатерина Коломенцева, директор по медицине СК «Сбербанк страхование жизни»

Ежегодно в медицинские технологии и digital-health инвестируются сотни миллионов долларов. А наиболее стремительно развивается телемедицина – получение дистанционных медицинских консультаций. По оценке компании одного из провайдеров телемедицинских услуг, в прошлом 2017 году телемедициной регулярно пользовалось не более 300 тысяч наших соотечественников, а к концу этого года прогнозируют уже 3,2 млн. Чем же так подкупает сервис, о котором до принятия в России закона о телемедицине многие вовсе не слышали?

Феномен XX века

Для жителей многих европейских стран онлайн консультации с врачом дело привычное и понятное. Еще в 1990-е годы, например, телемедицину стали применять в Норвегии. Это было вызвано необходимостью оказывать медицинскую помощь жителям отдаленной местности. С 1996 года тарифы на услуги телемедицины входят в государственный бюджет страны на здравоохранение.

Более 40% мирового рынка телемедицины приходится на США. По данным, представленным председателем Комитета Всероссийского Союза страховщиков по страхованию от несчастных случаев и развитию страхования жизни М. Черниным, в digital-health в Америке ежегодно инвестируют свыше 10 миллиардов долларов, а услуги в этой области готовы предложить более тысячи компаний. Телемедицина в США также все чаще предлагается как дополнительный сервис к стандартным медицинским услугам и страховым полисам. Например, более 40% клиентов компании Oscar Health.

Она быстро развивается и в Китае. Здесь причиной стала нехватка лечебных учреждений и специалистов в столь густонаселенной стране. Компания Ping An Healthcare and Technology Company Limited, которая развивает систему мобильного предоставления медицинских услуг, обслуживает уже 228 миллионов клиентов и обеспечивает более 100 тысяч телеконсультаций в день. Для Китая также характерно включение телемедицины в программы страховых компаний. Та же Ping An Healthcare and Technology Company Limited создала страховой продукт для бизнеса, а компания Wedoctor выпускает совместные продукты с крупным гонконгским страховщиком.

А что у нас?

В России развитие дистанционных медицинских консультаций стимулировало принятие в 2017 году закона о телемедицине. «Несмотря на то, что объем инвестиций в телемедицину у нас пока несравним с американским - в 2017 году он составил 2 млрд рублей, количество пользователей этой услугой выросло за год на 30%», - оценивает М. Чернин.

Основными драйверами развития российской телемедицины становятся страховые компании. Страховщики дополняют свои продукты (ДМС, страхование жизни, страхование выезжающих за рубеж) услугой дистанционных медицинских консультаций, давая тем самым людям возможность регулярно пользоваться приобретенным страховым полисом.

Если вы заинтересовались сервисом телемедицины, как непосредственно клиент или как страховая компания, в первую очередь, вам предстоит выбрать провайдера услуг. А их сегодня в России уже немало. На что обратить внимание?

Во-первых, у провайдера, разумеется, должна быть действующая лицензия на осуществление медицинской деятельности. Во-вторых, стоит посмотреть на количество и квалификацию практикующих врачей, их опыт и наличие сертификатов. В-третьих, ознакомиться со списком заболеваний, по которым возможно получение дистанционных консультаций. Бывает, что провадйер предлагает только общую врачебную помощь (терапевт, педиатр), а бывает, что консультации доступны даже по вопросам диетологии и психологии. Затем немаловажно и удобство пользовательского интерфейса, наличие мобильного приложения для смартфона, которое позволит хранить в личном кабинете историю всех обращений и результаты консультаций.

Как правило, телемедицинские консультации назначаются в мобильном приложении, где легко выбрать дату, время, специалиста и способ связи (скайп, телефон). А стоимость услуги колеблется от 500 до 3000 рублей.

За и против телемедицины

Развитие телемедицины в России, несомненно, имеет множество плюсов. Главный состоит в том, что это удобно. Онлайн консультацию со специалистом можно провести в любое время из любой точки мира – например, находясь в отпуске за границей. Он-лайн консультация часто выручает при незначительных жалобах и тревожных состояниях: сыпь, подозрения на простуду, растяжения мышц, ушибы. Пациенты из удаленных регионов теперь официально имеют возможность проходить консультации со столичными специалистами, не приезжая в Москву. Люди с хроническими заболеваниями могут получать удаленные плановые консультации с врачом и следить за состоянием здоровья.

Телемедицина экономит время и деньги. Зарегистрировавшись в приложении или на сайте, человек получает ответы на волнующие вопросы здоровья всего лишь за несколько минут. Это избавляет от очередей в поликлинике и сокращает временные траты. К тому же сами консультации посредством телемедицины обычно гораздо дешевле чем очные платные приемы. Кроме этого, сервис телемедицины гарантирует такой же уровень конфиденциальности, как и прием врача в клинике, что актуально для пациентов с деликатными проблемами.

Тем не менее, у нас пока есть и ряд ограничений, которые не позволяют телемедицине стать надёжными спутниками каждого россиянина. Во-первых, по закону телемедицина не позволяет получить диагноз и назначения. Для постановки первичного диагноза пациенту необходимо обратиться в клинику. Во-вторых, далеко не все врачи в России настолько прогрессивны и открыты инновациям, чтобы смело идти в телемедицину. Определенное количество высококвалифицированных докторов - приверженцы традиционных очных приемов и участвовать в развитии дистанционных сервисов не готовы. Наконец, не стоит забывать и о технических нюансах. Для успешной консультации со специалистом необходима качественная мобильная или интернет связь, которая есть не всегда. С обращениями из-за границы возникают особые сложности, ввиду дорогостоящего трафика мобильных операторов.

И все-таки мы уверены, что телемедицина в России перспективна и при грамотном подходе предоставит квалифицированную помощь, подходящую каждому человеку.

11
Начать дискуссию