Офтоп Александр Умаров
554

Как выбрать франшизу и не облажаться?

Франчайзинг в России активно развивается и распространяется. По данным января 2019 года, в России действует более 3000 франчайзеров. Но все ли они добросовестны? Мы сами прошли этот путь, постигли истину и решили написать статью для всех, кто только начинает свой путь франчайзи.

В закладки

Что такое франшиза и каковы ее разновидности?

Франчайзинг предполагает передачу права на ведение определенной отрасли бизнеса от владельца (франчайзера) к новому «хозяину» (покупателю – франчайзи). При этом отдается готовая бизнес-модель, то есть приобретатель получает разработанную и приносящую прибыль стратегию развития, планирования, производства и весь свод правил.

Существует три разновидности франчайзинга, согласно Международной ассоциации франчайзинга США (IFA):

1. Франшиза на торговую марку

2. Франшиза на дистрибуцию

3. «Чистая» франшиза

Первые две разновидности франшиз предполагают ограниченные права франчайзи, при котором владелец бизнеса контролирует многие процессы и даже принимает в нем участие. Особенно в плане развития и поступления на рынок. А вот последний вариант предоставляет покупателю определенную свободу действий. Кем вы хотите быть - решайте сами, но знайте с “чистой” франшизой работать куда проще.

Так как же выбрать хорошую франшизу?

Финансы

Шаг 1: Объективная оценка своих возможностей с точки зрения инвестиций

Нужно заранее продумать и просчитать, сколько своих свободных средств вы готовы вложить в дело? Понадобятся ли вам дополнительные инвестиции со стороны? Если да, то сколько? После того как вы точно определите сумму, которую «пожертвуете» на франшизу, можно приступать к ее выбору.

Шаг 2: Поиск интересных франшиз и их анализ

Если бюджет есть, и вы уже нашли понравившийся вариант, самое время приступить к детальному изучению сети. Что это за компания, когда была запущена франшиза, сколько сейчас точек у них открыто? Особое внимание уделите географии компании. Например, если конкретные кафе находятся только в Москве и Питере, это может о чем-то говорить. Значит, в более отдаленных регионах эти заведения могут быть невостребованными и неприбыльными. Здесь роль играют уровень жизни населения, их доходы, привычки и множество других факторов.

В нашем случае, мы выбрали сферу общепита, потому что это один из наиболее понятных и простых бизнесов. Почему именно кофейня? В России рынок кофе очень растет, за последний год уровень потребления кофе повысился на 20-25%, принять решение выпить чашечку кофе куда проще, чем пойти в ресторан. Конечно, у этой ниши есть и недостатки. Главный заключается в том, что общепит - это, прежде всего, место и хорошие условия аренды найти бывает непросто.

К тому же это очень крутой маржинальный продукт, который прост в приготовлении и не требует большого количества оборудования, людей и экспертизы. Да и что скрывать, мы сами любим кофе и это дает нам преимущество.

Шаг 3: Финансовый анализ выбранной франшизы

Обязательно запросите бизнес-план. И тут нас интересуют два момента: первый – как быстро мы получим обратную связь; второй – что конкретно пришлют в ответ. Лично мы до получения бизнес-плана так конкретно цифры еще не изучали, так разбираться было нелегко.

Итак, в бизнес-плане должен быть:

- Инвестиционный бюджет (сколько нужно вложить для открытия бизнеса)

Тут франчайзи важно задать вопрос, что не включено в инвестиционный бюджет и какие затраты могут быть сверх бюджета. В нашем случае эти данные выглядели так:

Чем больше деталей и нюансов будет учтено в этом инвестиционном бизнес-плане, тем лучше, тем надежнее компания и тем более ответственно она подходит к своим делам. Tucano Coffee справились с этой задачей на “отлично”.

Шаг 4: ROI (return on investment)

Эти данные должна указать сторона владельца бизнеса. Причем цифры должны быть не размытыми («Вложите столько-то, вернете через год»), а конкретными. Крайне желательно, чтобы был график возврата: есть ли сезонные спады и рост производства/продаж, когда это происходит, как это все влияет на конечную окупаемость бизнеса.

Из личного опыта, нормальная возвращаемость для полноценных ресторанов и кофеен - это примерно 2-3 года.

Шаг 5: Распределение инвестиций по времени

Крайне желательно узнать, в какой промежуток времени и сколько средств вам понадобится для открытия и развития бизнеса. Это очень важно, если вы вкладываете не свои деньги, или если берете их из другого бизнеса. Понятное дело, что вложения понадобятся не единовременно и не только для покупки франшизы. Так вот будет лучше, если вам скажут, сколько и когда вам нужно иметь про запас в дальнейшем.

Изучаем концепцию

Шаг 1: УТП

Необходимо определить, на что делается упор в бизнесе, каково его уникальное торговое предложение (УТП), каковы преимущества по отношению к конкурентам. Это те данные, которые позволят привлечь будущих клиентов.

У Тукано УТП - это крутой дизайн, великолепная атмосфера и уникальные кофейные рецептуры. Например, конопляный кофе, который всех зацепил, вызвал интерес и резонанс. Понятно, что если вы только открылись любая виральность мощно помогает привлечь к себе внимание и создать поток клиентов.

Самое ценное, что есть во франшизе - это ее способность меняться и совершенствоваться. Хорошая франшиза берет на себя задачи, на которые обычно не хватает времени и средств у собственника, так как он занят операционными вопросами. Франшиза обновляет меню, разрабатывает новые продукты, меняет дизайн и улучшает бизнес процессы. Спросите, что изменилось в компании за последние 3-5 лет, и вы поймете, какой подход к делу практикует ваш франчайзер.

Шаг 2: Поддержка

Теперь нужно выяснить, кто и каким образом будет оказывать вам поддержку на протяжении всех этапов открытия, развития, продаж. Если мы получили внятный конкретный ответ, значит, это хорошо для нас, как для предпринимателей.

При оформлении франшизы нам очень четко ответили, кто и на каких этапах будет помогать, в какие сроки и что будет делаться, дали очень конкретный план открытия и рассказали что, где и когда нам понадобится. Для нас это было очень полезно и в целом укрепило нас во мнении, что мы делаем правильный выбор.

Шаг 3: География франшизы

Если география бизнеса широка, уточните, где есть точки, каковы результаты продаж хотя бы ближайших филиалов. Далее, вы можете сравнить показатели – какие указаны в бизнес-плане, а какие были названы в качестве ответа на вопрос о продажах. Запросите контакты действующих партнеров, чтобы узнать от них лично, нравится ли им, все ли получается, с какими трудностями сталкиваются и так далее.

Tucano Coffee есть по всему миру: в Румынии, Арабских Эмиратах, Кипре, Казахстане, Кыргызстане и др. В России это: Барнаул, Краснодар, Питер... Таким образом, мы видим, что этот бизнес может быть актуален в любом месте.

Юридическая часть

Шаг 1: Договор

Запросите договор коммерческой концессии. В идеале лучше рассмотреть его с опытным юристом, чтобы разобраться досконально.

Шаг 2: Регистрация и отчетность

Изучите регистрацию на территории страны (зарегистрирована франшиза в России или по какой-то международной системе). Можно также выяснить, кто является юридическим лицом, чтобы посмотреть отчетность через специальные сервисы.

На что еще обратить внимание при выборе франшизы

● Ищите такую франшизу, цели и концепция которой перекликаются с вашими интересами. В дальнейшем вам будет проще работать. Как бы ни было сложно, осознание общих мотивов и стремлений помогает двигаться дальше. В нашем случае зацепила “хипповая” концепция и то, что много внимания уделено здоровому питанию и Green Menu.

● Обязательно обратите внимание на поставщиков. Очень часто бывает так, что сам владелец бизнеса поставляет товар. Скорей всего он заключает договор и перепродает своим партнерам по завышенным ценам со своей накруткой. Заранее поинтересуйтесь, каковы цены поставщика. Если они ниже, чем на рынке, тогда все в норме. Если вы увидите, что стоимость серьезно выше, лучше поискать что-то другое.

Нам сразу заявили, что компания не зарабатывает на поставках и предоставила отчетность о себестоимостях, для того, что мы как партнеры были уверены, что получаем все по лучшим ценам.

● Еще узнайте, где находятся логистические центры поставщиков, чтобы иметь это ввиду при планировании бюджета. Если ваша точка будет открываться далеко от этих логистических центров, то придется вкладывать дополнительные средства. В бизнес-плане чаще всего такие моменты не прописываются.

Кстати, если вы думаете, что за вас все будут делать, то это не так. Львиная доля всей работы все равно будет на ваших плечах. Если в собственном бизнесе вы можете позволить себе слабину и не сделать что-то по незнанию/лени/другим причинам, то во франшизе управляющая компания будет вас подстегивать и подталкивать.

А теперь подведем итог. Чем более подробно, конкретно и понятно расписан бизнес-план со всеми цифрами и статистикой, чем более понятно сформулирована концепция (отличие от конкурентов, цели развития и выхода на рынок), чем более открыто юридическое состояние бизнеса, тем лучше. Тем надежнее франчайзер, а значит, с ним можно иметь дело.

Если у вас возникнут еще вопросы, можете обращаться к нам на kofe_a@inbox.ru,

Будем рады помочь!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Умаров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 1, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 59510, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 25 Feb 2019 19:25:55 +0300" }
{ "id": 59510, "author_id": 159265, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/59510\/get","add":"\/comments\/59510\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/59510"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

В аббревиатуре УТП первая буква - от слова уникальное. Т.е., не такое, как у других. Отличное. Непохожее. Уникальность дизайна, какая-то особая атмосфера - это довольно общие понятия. Это как если бы я предлагал купить обувную франшизу и в качестве утп выделил высокое качество, доступные цены, соответствие современным трендам. Прекрасные термины, с успехом применимые к десятку самых популярных обувных брендов. Про конопляный кофе и уклон в сторону грин меню уже можно сказать, что это утп. Навскидку не вспомню кофейню, где мог бы это встретить.

Ответить
1

Сергей, согласен. Сказать, что дизайн уникальный может каждый. Но выяснить так ли это проще всего) Достаточно посмотреть

Ответить
0

Предварительно определив критерии уникальности)

Ответить
0

Готов записывать под диктовку критерии уникальности дизайна! И я без шуток)

Ответить
1

Александр, дизайн может быть уникальным. Никто не говорит, что у Вас такой же дизайн, как у других (хотя для потребителя - уникальность дизайн-проекта и материалов вообще значения не имеет).

Другой вопрос, что когда человек думает, в какое кафе ему пойти, должна быть более ощутимая и понятная для потребителя мотивация. Чтобы когда к нему приезжают друзья с другого города, он сказал "Пошлите в кафе, там единственный в городе конопляный кофе". А не "Пошлите покажу, какие там красивые стены".

Ответить
0

Почитайте отзывы на google)
Вы слишком углубляетесь, люди идут на крутую атмосферу, которую создаёт дизайн, а не на материалы из которых он сделан. И да, идут на это. И это сложно, но Атмосфера может быть главным УТП, но это не значит, что над продуктом никто не работает

Ответить
1

У Тукано УТП - это крутой дизайн, великолепная атмосфера и уникальные кофейные рецептуры.

Другими словами нет УТП ?

УТП должно строиться вокруг потребностей клиента, а не собственника.

Ответить
0

Слава. Не совсем понял вашу логику?
Мне кажется дизайн, интерьер и создаваемая им атмосфера, а так же вкус и качество кофе - это и есть вещи созданные для гостей.

Для собственника же важны другие вещи: качества и цены на поставки. Скорость работы логистики. Уровень поддержки Управляющей компании.

Не вижу ошибки.

Ответить
2

УТП - это УНИКАЛЬНОЕ торговое предложение.

Среди ваших конкурентов ни у кого нет дизайна и атмосферы?

Бьюсь об заклад, что есть у всех. Но для того, чтобы выжить на таком высококонкурентном рынке, должно быть что-то большее.

Ответить
0

Вы аргументируете и верно, но уже глубже. Изначально, с ваших слов речь шла о том что дизайн это не для гостей, а для собственника

Ответить
0

Переформулирую тезис.
Дизайн для собственника - имела ввиду, что ценность дизайна и всю его уникальность осознает только собственник

Ответить
0

Что-то большее согласен. Как часто вы встречали такой дизайн?

Ответить
0

Дизайн красивый, но похожих - каждое кафе, открывшееся за последние пару лет. Но Вы правда считаете, что посетители будут приходить посмотреть на дизайн?

Вам в соседней ветке писал Сергей - конопляный кофе, к примеру, может быть УТП (но нужно его развить). УТП - это что-то такое, зачем посетители будут идти именно к Вам, что будет отличать Вас.

Ответить
0

В споре рождается истина! Давайте так, я пишу ещё одну статью, где раскрою понятие атмосферы как главное УТП. А я буду рад услышать все за и против от вас.

Ответить
1

Тебя с TJ выгнали, ты сюда пришел?

Ответить
0

Соглашусь публиковать на TJ было не в тему

Ответить
1

Аяз, перелогинтес.

А если серьёзно, в РФ около 99% франшиз убыточны, и бизнесы создаются ради впаривания самих франшиз.

Советы смотреть на бизнес-план божественны, он никогда не совпадает с реальным положением дел, даже если делить его на два.

Ответить
0

Соглашусь паленых франшиз пруд пруди. И я об этом пишу.

Но запросите бизнес план от того же Аяза и вы поймёте разницу между тем, что вам красиво продаёт и адекватными цифрами. Банки смотрят на бизнес план, инвестиционные фонды смотрят на бизнес план. Те кто знают как его читать, понимают сразу где подвох. И я постарался поделиться этим опытом.

Я не просто говорю смотрите бизнес план, а пол статьи распинаюсь о том, где могут быть подвохи.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }