Альтернативная монетизация для VR-клубов

Не так давно, всего-то каких-то пару-тройку лет назад, в сфере развлечений появилась новая ниша - VR-клубы. Схема работы сей развлекаловки проста - пришел, купил условный билет, надел шлем, поигрался в VR оговоренное время и ушел довольный...или не очень довольный. Как повезет.

И она - схема - в целом, худо-бедно работает. И это не смотря на достаточно серьезные ценники, порой, доходящие до пары десятков тысяч рублей на группу за часовое развлечение. То есть, классическая предоплата - ты платишь сразу, а уж там - понравилось, не понравилось - твои проблемы. Но, есть мнение, что монетизировать VR-клубы можно и несколько по другому…

Где и зачем

Нынче в одной только Москве насчитывается несколько десятков...если не сотен VR-площадок. От огромных комплексов площадью в сотни квадратных метров до пятачков с одиноким, жутковатым агрегатом из металлической рамы, системного блока и прикованного цепями шлема виртуальной реальности, коих многие видели в различных ТРЦ. И везде действует то, что я описал выше - билеты. Или, если выражаться терминологией, принятой в игровой индустрии относительно методов распространения программного обеспечения - pay-to-play (или p2p...нет, не peer-to-peer, его как-то монетизировать напрямую еще не научились:)). То есть - заплатил, поиграл. Никаких тебе бесплатных игр. Халявы не будет. Ой-вей.

Но, как хорошо известно все тем же разработчикам игр - великолепно работает еще один способ монетизации - free-2-play. То есть, когда игроку предоставляется бесплатный доступ к игре с ее базовыми функциями. А вот за всякие украшалки, Мечи Тысячи Истин и прочие ништяки нужно доплачивать. То есть - играй бесплатно, но, хочешь быть в игре сильнее, быстрее или красивше - будь добр, докинь деньжат. Погиб - купи дополнительные жизни.

Последнее же - относительно продолжения игры за деньги - активно использовалось...и используется до сих пор в различных аркадах. Да, в тех самых автоматах, куда нужно было кидать жетоны, чтобы продолжить. И ведь если подумать - то чем являются VR-клубы сейчас, как не продвинутой версией аркад? Принцип работы-то очень схож:

Ты приходишь поиграть в некую цифровую игру на девайсе, которого у тебя нет (и, скорее всего, не будет). Платишь деньги за доступ к телу и наслаждаешься. Так почему бы не применить ту же схему - дать игроку поиграть бесплатно или за сокращенную относительно стандартного “билета” цену и собрать с него дополнительные косты потом, по ходу игры?

Как

Предположим, что вместо стандартных для Москвы 2000+ за час игры на одного человека, вы просите всего 500 рублей. То есть в четыре раза меньше.

- Но, пардон - спросите вы - как же мне тогда отбивать затраты на аренду, зарплаты, оборудование и вот это вот все?

- Ща все будет - отвечу я.

Потому как вы все равно закладываетесь на 2000р/час с человека. Но, делаете это несколько изящнее:

Нулевая отметка

Когда игрок приходит в ваш клуб, на управляющем приложении ему создается временная (а может, и постоянная) учетная запись, куда игрок вносит депозит. Стоимость депозита включает в себя базовую игру - 500 рублей - и некоторое количество денег на дополнительные траты. Допустим еще 500 рублей. То есть игроку прямо говориться - вот, платишь 500 рублей билет, все остальное - лежит в заначке, тратишь только если захочешь. Если не захочешь - по выходу из игры - все вернем. Казалось бы - подвох очевиден, но...ах, этот сладкий запах халявы.

Умер - плати

Ясное дело, что все несколько сложнее, чем просто отдать 500 рублей и радоваться. Игра изначально запланирована так, чтобы игрок не сумел пройти ее до конца наскоком. Игровой процесс устроен так, что сложность постоянно возрастает, пока, минуте эдак на пятнадцатой (плюс-минус пара минут) игрока не убьют. После чего ему показывается менюха с хрестоматийной надписью: “Хочешь продолжить? Сто рублей!” и варианты “Да” или “Нет”.

При положительном ответе - игра продолжается и ее сложность на некоторое время падает, после чего начинает постепенно возрастать, чтоб показаться игроку еще через 15 минут и с его депозита списывается указанная сумма. При отрицательном - игра заканчивается, игрок снимает шлем и идет забирать сдачу.

Сделайте мне красиво и здорово

Ясное дело, что обычной покупкой дополнительной жизни обходиться было бы странно, если у вас есть некий депозит, который вы хотите оставить себе и не ждать, пока игрок решит погибнуть и продолжить игру. Как? Да очень просто. Вариантов - тьма:

  • Продайте ему, простигосподи, скины. Клевые фиолетовые перчаточки со стразиками и розовый автомат.
  • А еще лучше - не давайте ему автомат сразу. Дайте пистолет, а автомат продавайте в базовом предложении по улучшению игры. Вот прям, чтобы игрок еще перед стартом экшона затарился на свои кровные - две ракеты, пять гранат и одна мина. (С) Бомба
  • Продайте целый бандл, где и розовый автомат и пяток жизней, на всякий случай. Со скидкой, естественно.
  • А или может сразу пропуск уровня или кнопку “убить всех”? Да пожалуйста - хочет игрок получить фан таким способом и оставить свои деньги у вас - зачем ему мешать? Тем более, что он никому не мешает и не ломает игровой баланс...точнее ломает, но это никого не парит.

То есть, создаем максимум возможностей для того, чтобы игрок оставил максимальное количество денег и не снимал их с депозита по завершению игры. Банально предлагаем ему “допы”, если выражаться общепринятыми терминами. А допы, как известно, работают и несут ту самую, дополнительную денежку.

Профит

Конечно же, все это подразумевает дополнительные затраты (о чем ниже) и просто обязано приносить выгоду. А она предполагается из следующих вещей:

  • Никто не отменяет билетную историю. Она по прежнему работает. Совсем необязательно сильно уменьшать стоимость входа. Главное, что можно сбалансировать цену билета и цены дополнительного контента для достижения максимального результата.
  • Дополнительный контент или услуги работают в...да много где! Назовите их премиум, ВИП, эксклюзив, ништяки от Дядюшки Мокуса - без разницы. Главное - вы даете нечто, что сделает отдых игрока еще веселее. И, формально, дешевле.
  • Широчайшие возможности для всевозможных акций типа - только сегодня, купи билет и получи розовый автомат в подарок!

И это только то, что приходит в голову сразу. Если хорошенько озадачиться вопросом - думаю, вариантов извлечения гешефта будет сильно больше.

Недостатки

Естественно, не может быть все так радужно. Естественно, есть ряд достаточно очевидных граблей, которые необходимо обходить:

Адаптация контента

Главное и основное - запускаемое при подобной схеме приложение просто обязано давать возможность покупок во время игры и быть интегрировано с системой управления запуском и оплаты. Соответственно, если парк работает по принципу - мы просто запускаем игры из Steam (что, вообще-то, не совсем легально...но всем по...по тому самому месту) - то такой подход не проканает. Просто потому, что стимовские игры заточены под “купил-играй”. Никаких ф2п приколов там и близко нет. Ну, по крайней мере в подавляющем большинстве из них.

Значит - придется разрабатывать уникальный контент под такую систему. Это, в общем-то не является проблемой. Многие парки используют уникальный контент, так что этим никого особо не удивить. Как разработать схему монетизации, вытекающую из геймплея - понятно. Как ее программно/контентно реализовать - тоже. Просто нужно сразу это учитывать.

Использование специализированного управляющего ПО

Да, коробочные решения, которых уже есть (например) тут никак не подойдут. Нужно разрабатывать свое. С админкой для настройки цен внутри игры, сбора всякой статистики и прочими приятными и нужными вещами, без которых вся эта затея работать не будет.

С другой стороны - другая сторона. Большинство парков опять же пользуются каким-то своим ПО для запуска VR-контента. Да, софтина получится чуть более навороченной (и, как следствие, дорогой), ибо несет в себе дополнительный функционал. Но, нет препятствий пионерам-первопроходцам. Решаемо. Это вам не Теслу в космос запускать.

Отсутствие кейсов

Да, в VR-парках так не делал и не делает никто. По крайней мере я о таком не слышал. Соответственно, померять, поспрашивать и узнать - не получится. Все, что остается на текущий момент - тщательно просчитать свою бизнес-модель, аудиторию, хорошенько вложиться в маркетинг с громкими лозунгами типа “Играй в VR дешевле, чем у остальных” и все такое прочее.

Но, тут забавная история - все эти телодвижения нужно проделать в любом случае. Вот вообще в любом. Остается только учесть изменения схемы монетизации и...должно сработать.

Ломает схему с четким бронированием билетов

Да, тут ничего не попишешь. Если обычная схема, когда игроки бронируют через сайт дату и время, и в час укладываются - в целом работает, то тут - начинаются проблемы. Если игрок закончил быстрее, чем вы предполагали? Если игрок вдруг оказался невероятно скиловым и растянул сессию? Если игрок устроил скандал? Десятки если, которые убивают всю историю с графиком.

Понятно, что ряд вопросов возникают чуть в другом контексте и сейчас - банально, тех же тупящих игроков никто не отменял. Но, появляются и новые вопросы, и их надо как-то решать. Как - пока непонятно.

Негативная реакция игроков

Наверняка будут вопли в стиле “Вы все врети! Тут платить надо много!!!11адин”. Наверняка будут недовольные тем, что пройти игру без “доната” - невозможно.

Тут уж остается работа с посетителями. Доносить до них правила, утешать, давать бесплатную шоколадку. Увы, изменить это нельзя. Но, можно смягчить.

Напоследок

Все описанное выше - исключительно теория, плод размышлений человека, без малого три года занимающегося разработкой контента (читай, игр) для подобных клубов. Так что, представляю, о чем говорю:)

Тем не менее - раз уж вся эта история теория, и доказательств эффективности такого метода монетизации в конктексте VR-клубов нет, то приглашаю подискутировать на тему - а зайдет ли такое, или остановимся на старых добрых билетах и не надо выпендриваться?

Да, есть множество моментов, которые описаны базово или не полностью. Можно конвертировать деньги в “жетоны” или еще какую-то внутреннюю валюту. Можно делать накопительные/бонусные системы и/или продавать бандлы. Можно откорректировать соотношение стоимости билетов и допов. Можно много чего еще добавить или поменять. Но, это же не бизнес-план, а у меня и так много букв получилось:)

P.S

Да, я знаю, что виар-развлекухи появились несколько раньше. Но такую массовость они получили как раз те 2-3 года назад.

P.P.S

Если же вам вдруг стало такое интересно и есть желание попробовать устроить что-то эдакое - звоните-пишите-приходите к нам, в coderaptor. Встретимся, придумаем, сделаем.

Всем добра.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Serge Ovchinnikov

Забавные нереальные фантазии) лучше тогда уже в кинотеатры с этим идти. Заходишь, садишься бесплатно, включают трейлер. Хочешь смотреть дальше? Плати! И так каждые 20 минут. Или на спортивные площадки, хочешь чтобы команды продолжили игру? Хочешь, чтобы нападающий лупанул со всей дури, а вратарь прыгнул как только смог круто? Плати! Донать! Понятно же, что не сработает.

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Radovilskiy

вы реально не понимаете разницу между играми и кино со спортом или прикалываетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Ну, как человек, построивший за 3 года 30+ виар клубов разного формата, в разных городах и помогающий в развитии части из них, - да, я думаю, что понимаю, немного.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сидоренко

Адреса подскажите этих 30+? И касательно слова "построивший" - оно по идее означает, что все эти клубы вами были открыты "напрямую" как собственником, и управляются далее как действующий бизнес. Вы напрямую участвовали в создании клубов? Деньгами, прямым участием? Или это количество франшиз, которые удалось продать за это время? Или это количество проектов, где вы выступали как технический подрядчик? Последнее безусловно важная работа, но её финансовые результаты не зависят от дальнейшй судьбы построенного объекта. Сделал - получил деньги за работу. Миссия выполнена. Какой случай у вас? И кстати, реально без иронии очень хочется инфо про количество работающих из них сегодня. Потому собственно и адреса спросил. Если закрылись пара-тройка это ничего, а если половина или треть... Значит им тоже не помешает начать думать о том "как дальше жить". Автор ведь изначально дал понять, что не претендует на открытие и найденый секрет Полишинеля. Он просто ищет пути, что согласитесь достойно положительной оценки. Ошибки не избежны, главное не останавливаться и идти дальше.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Стенцов

Ачо, круть
Бывают фильмы, с которых на 20-й хочется уйти!!:))))

Ответить
Развернуть ветку
Stas Maerenko
Автор

Дык почти интерактивное кино получается - хочешь, чтобы ГГ перестал тупить - задонать)

Ответить
Развернуть ветку
Stas Maerenko
Автор

Григорий собственно все написал. А с онлайн-кинотеатрами примерно так и работает.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сидоренко

Виар, несмотря на то что он появился ещё во времена фильма "газонокосильщик" до сих пор ощутимо мало людей знает. Типовой вопрос в ТЦ при виде шлемов "а что это у вас? А это как вообще?". Это первое.
Второе: игр со схемой ф2р под виар мало того что нет - даже если она появится, она ещё стать должна успешной и востребованной. В обычных ПК клубах тоже далеко не полный перечень "юзают" - есть топы, есть игры-аутсайдеры.
И третье: здесь надо смотреть глубже, чем взглядом программиста-разработчика. Тут надо смотреть глазом маркетолога. Какую ПОТРЕБНОСТЬ мы удовлетворяем? В ТЦ к примеру мы удовлетворяем вовсе не потребности детей и взрослых в развлечении! Мы даём родителям возможность отправить детей, выросших из обычной игровой комнаты с батутом и лазалкой в более взрослый её формат! То есть мы продаем даже не игры детям, а свободное время - родителям! А значит что? Значит рулит Джоб симулятор, суперхот с графикой времён "газонокосильщика" (и ведь канает до сих пор!!!), бит сейбр (тот же тетрис по сути) и ещё какая-нибудь такая же лёгкая фишка с управлением одной кнопкой в каждой руке. Взрослые там также - они шли не конкретно туда, а вообще прогуляться... И потому они также хотят "просто попробовать" - им надо просто снять стресс и всё. Для кого тогда ф2р? А для геймеров с задвинутыми требованиями, повернутыми на виаре, но это пока не крупный сегмент рынка, и далеко не у всех есть деньги в кармане...

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда