Альтернативная монетизация для VR-клубов

Не так давно, всего-то каких-то пару-тройку лет назад, в сфере развлечений появилась новая ниша - VR-клубы. Схема работы сей развлекаловки проста - пришел, купил условный билет, надел шлем, поигрался в VR оговоренное время и ушел довольный...или не очень довольный. Как повезет.

И она - схема - в целом, худо-бедно работает. И это не смотря на достаточно серьезные ценники, порой, доходящие до пары десятков тысяч рублей на группу за часовое развлечение. То есть, классическая предоплата - ты платишь сразу, а уж там - понравилось, не понравилось - твои проблемы. Но, есть мнение, что монетизировать VR-клубы можно и несколько по другому…

Альтернативная монетизация для VR-клубов

Где и зачем

Нынче в одной только Москве насчитывается несколько десятков...если не сотен VR-площадок. От огромных комплексов площадью в сотни квадратных метров до пятачков с одиноким, жутковатым агрегатом из металлической рамы, системного блока и прикованного цепями шлема виртуальной реальности, коих многие видели в различных ТРЦ. И везде действует то, что я описал выше - билеты. Или, если выражаться терминологией, принятой в игровой индустрии относительно методов распространения программного обеспечения - pay-to-play (или p2p...нет, не peer-to-peer, его как-то монетизировать напрямую еще не научились:)). То есть - заплатил, поиграл. Никаких тебе бесплатных игр. Халявы не будет. Ой-вей.

Но, как хорошо известно все тем же разработчикам игр - великолепно работает еще один способ монетизации - free-2-play. То есть, когда игроку предоставляется бесплатный доступ к игре с ее базовыми функциями. А вот за всякие украшалки, Мечи Тысячи Истин и прочие ништяки нужно доплачивать. То есть - играй бесплатно, но, хочешь быть в игре сильнее, быстрее или красивше - будь добр, докинь деньжат. Погиб - купи дополнительные жизни.

Последнее же - относительно продолжения игры за деньги - активно использовалось...и используется до сих пор в различных аркадах. Да, в тех самых автоматах, куда нужно было кидать жетоны, чтобы продолжить. И ведь если подумать - то чем являются VR-клубы сейчас, как не продвинутой версией аркад? Принцип работы-то очень схож:

Ты приходишь поиграть в некую цифровую игру на девайсе, которого у тебя нет (и, скорее всего, не будет). Платишь деньги за доступ к телу и наслаждаешься. Так почему бы не применить ту же схему - дать игроку поиграть бесплатно или за сокращенную относительно стандартного “билета” цену и собрать с него дополнительные косты потом, по ходу игры?

Альтернативная монетизация для VR-клубов

Как

Предположим, что вместо стандартных для Москвы 2000+ за час игры на одного человека, вы просите всего 500 рублей. То есть в четыре раза меньше.

- Но, пардон - спросите вы - как же мне тогда отбивать затраты на аренду, зарплаты, оборудование и вот это вот все?

- Ща все будет - отвечу я.

Потому как вы все равно закладываетесь на 2000р/час с человека. Но, делаете это несколько изящнее:

Нулевая отметка

Когда игрок приходит в ваш клуб, на управляющем приложении ему создается временная (а может, и постоянная) учетная запись, куда игрок вносит депозит. Стоимость депозита включает в себя базовую игру - 500 рублей - и некоторое количество денег на дополнительные траты. Допустим еще 500 рублей. То есть игроку прямо говориться - вот, платишь 500 рублей билет, все остальное - лежит в заначке, тратишь только если захочешь. Если не захочешь - по выходу из игры - все вернем. Казалось бы - подвох очевиден, но...ах, этот сладкий запах халявы.

Альтернативная монетизация для VR-клубов

Умер - плати

Ясное дело, что все несколько сложнее, чем просто отдать 500 рублей и радоваться. Игра изначально запланирована так, чтобы игрок не сумел пройти ее до конца наскоком. Игровой процесс устроен так, что сложность постоянно возрастает, пока, минуте эдак на пятнадцатой (плюс-минус пара минут) игрока не убьют. После чего ему показывается менюха с хрестоматийной надписью: “Хочешь продолжить? Сто рублей!” и варианты “Да” или “Нет”.

При положительном ответе - игра продолжается и ее сложность на некоторое время падает, после чего начинает постепенно возрастать, чтоб показаться игроку еще через 15 минут и с его депозита списывается указанная сумма. При отрицательном - игра заканчивается, игрок снимает шлем и идет забирать сдачу.

Сделайте мне красиво и здорово

Ясное дело, что обычной покупкой дополнительной жизни обходиться было бы странно, если у вас есть некий депозит, который вы хотите оставить себе и не ждать, пока игрок решит погибнуть и продолжить игру. Как? Да очень просто. Вариантов - тьма:

  • Продайте ему, простигосподи, скины. Клевые фиолетовые перчаточки со стразиками и розовый автомат.
  • А еще лучше - не давайте ему автомат сразу. Дайте пистолет, а автомат продавайте в базовом предложении по улучшению игры. Вот прям, чтобы игрок еще перед стартом экшона затарился на свои кровные - две ракеты, пять гранат и одна мина. (С) Бомба
  • Продайте целый бандл, где и розовый автомат и пяток жизней, на всякий случай. Со скидкой, естественно.
  • А или может сразу пропуск уровня или кнопку “убить всех”? Да пожалуйста - хочет игрок получить фан таким способом и оставить свои деньги у вас - зачем ему мешать? Тем более, что он никому не мешает и не ломает игровой баланс...точнее ломает, но это никого не парит.

То есть, создаем максимум возможностей для того, чтобы игрок оставил максимальное количество денег и не снимал их с депозита по завершению игры. Банально предлагаем ему “допы”, если выражаться общепринятыми терминами. А допы, как известно, работают и несут ту самую, дополнительную денежку.

Профит

Конечно же, все это подразумевает дополнительные затраты (о чем ниже) и просто обязано приносить выгоду. А она предполагается из следующих вещей:

  • Никто не отменяет билетную историю. Она по прежнему работает. Совсем необязательно сильно уменьшать стоимость входа. Главное, что можно сбалансировать цену билета и цены дополнительного контента для достижения максимального результата.
  • Дополнительный контент или услуги работают в...да много где! Назовите их премиум, ВИП, эксклюзив, ништяки от Дядюшки Мокуса - без разницы. Главное - вы даете нечто, что сделает отдых игрока еще веселее. И, формально, дешевле.
  • Широчайшие возможности для всевозможных акций типа - только сегодня, купи билет и получи розовый автомат в подарок!

И это только то, что приходит в голову сразу. Если хорошенько озадачиться вопросом - думаю, вариантов извлечения гешефта будет сильно больше.

Недостатки

Естественно, не может быть все так радужно. Естественно, есть ряд достаточно очевидных граблей, которые необходимо обходить:

Адаптация контента

Главное и основное - запускаемое при подобной схеме приложение просто обязано давать возможность покупок во время игры и быть интегрировано с системой управления запуском и оплаты. Соответственно, если парк работает по принципу - мы просто запускаем игры из Steam (что, вообще-то, не совсем легально...но всем по...по тому самому месту) - то такой подход не проканает. Просто потому, что стимовские игры заточены под “купил-играй”. Никаких ф2п приколов там и близко нет. Ну, по крайней мере в подавляющем большинстве из них.

Значит - придется разрабатывать уникальный контент под такую систему. Это, в общем-то не является проблемой. Многие парки используют уникальный контент, так что этим никого особо не удивить. Как разработать схему монетизации, вытекающую из геймплея - понятно. Как ее программно/контентно реализовать - тоже. Просто нужно сразу это учитывать.

Альтернативная монетизация для VR-клубов

Использование специализированного управляющего ПО

Да, коробочные решения, которых уже есть (например) тут никак не подойдут. Нужно разрабатывать свое. С админкой для настройки цен внутри игры, сбора всякой статистики и прочими приятными и нужными вещами, без которых вся эта затея работать не будет.

С другой стороны - другая сторона. Большинство парков опять же пользуются каким-то своим ПО для запуска VR-контента. Да, софтина получится чуть более навороченной (и, как следствие, дорогой), ибо несет в себе дополнительный функционал. Но, нет препятствий пионерам-первопроходцам. Решаемо. Это вам не Теслу в космос запускать.

Отсутствие кейсов

Да, в VR-парках так не делал и не делает никто. По крайней мере я о таком не слышал. Соответственно, померять, поспрашивать и узнать - не получится. Все, что остается на текущий момент - тщательно просчитать свою бизнес-модель, аудиторию, хорошенько вложиться в маркетинг с громкими лозунгами типа “Играй в VR дешевле, чем у остальных” и все такое прочее.

Но, тут забавная история - все эти телодвижения нужно проделать в любом случае. Вот вообще в любом. Остается только учесть изменения схемы монетизации и...должно сработать.

Ломает схему с четким бронированием билетов

Да, тут ничего не попишешь. Если обычная схема, когда игроки бронируют через сайт дату и время, и в час укладываются - в целом работает, то тут - начинаются проблемы. Если игрок закончил быстрее, чем вы предполагали? Если игрок вдруг оказался невероятно скиловым и растянул сессию? Если игрок устроил скандал? Десятки если, которые убивают всю историю с графиком.

Понятно, что ряд вопросов возникают чуть в другом контексте и сейчас - банально, тех же тупящих игроков никто не отменял. Но, появляются и новые вопросы, и их надо как-то решать. Как - пока непонятно.

Негативная реакция игроков

Наверняка будут вопли в стиле “Вы все врети! Тут платить надо много!!!11адин”. Наверняка будут недовольные тем, что пройти игру без “доната” - невозможно.

Тут уж остается работа с посетителями. Доносить до них правила, утешать, давать бесплатную шоколадку. Увы, изменить это нельзя. Но, можно смягчить.

Альтернативная монетизация для VR-клубов

Напоследок

Все описанное выше - исключительно теория, плод размышлений человека, без малого три года занимающегося разработкой контента (читай, игр) для подобных клубов. Так что, представляю, о чем говорю:)

Тем не менее - раз уж вся эта история теория, и доказательств эффективности такого метода монетизации в конктексте VR-клубов нет, то приглашаю подискутировать на тему - а зайдет ли такое, или остановимся на старых добрых билетах и не надо выпендриваться?

Да, есть множество моментов, которые описаны базово или не полностью. Можно конвертировать деньги в “жетоны” или еще какую-то внутреннюю валюту. Можно делать накопительные/бонусные системы и/или продавать бандлы. Можно откорректировать соотношение стоимости билетов и допов. Можно много чего еще добавить или поменять. Но, это же не бизнес-план, а у меня и так много букв получилось:)

P.S

Да, я знаю, что виар-развлекухи появились несколько раньше. Но такую массовость они получили как раз те 2-3 года назад.

P.P.S

Если же вам вдруг стало такое интересно и есть желание попробовать устроить что-то эдакое - звоните-пишите-приходите к нам, в coderaptor. Встретимся, придумаем, сделаем.

Всем добра.

77
8 комментариев

Забавные нереальные фантазии) лучше тогда уже в кинотеатры с этим идти. Заходишь, садишься бесплатно, включают трейлер. Хочешь смотреть дальше? Плати! И так каждые 20 минут. Или на спортивные площадки, хочешь чтобы команды продолжили игру? Хочешь, чтобы нападающий лупанул со всей дури, а вратарь прыгнул как только смог круто? Плати! Донать! Понятно же, что не сработает.

2
Ответить

вы реально не понимаете разницу между играми и кино со спортом или прикалываетесь?

1
Ответить

Ачо, круть
Бывают фильмы, с которых на 20-й хочется уйти!!:))))

1
Ответить

Григорий собственно все написал. А с онлайн-кинотеатрами примерно так и работает.

Ответить

Виар, несмотря на то что он появился ещё во времена фильма "газонокосильщик" до сих пор ощутимо мало людей знает. Типовой вопрос в ТЦ при виде шлемов "а что это у вас? А это как вообще?". Это первое.
Второе: игр со схемой ф2р под виар мало того что нет - даже если она появится, она ещё стать должна успешной и востребованной. В обычных ПК клубах тоже далеко не полный перечень "юзают" - есть топы, есть игры-аутсайдеры.
И третье: здесь надо смотреть глубже, чем взглядом программиста-разработчика. Тут надо смотреть глазом маркетолога. Какую ПОТРЕБНОСТЬ мы удовлетворяем? В ТЦ к примеру мы удовлетворяем вовсе не потребности детей и взрослых в развлечении! Мы даём родителям возможность отправить детей, выросших из обычной игровой комнаты с батутом и лазалкой в более взрослый её формат! То есть мы продаем даже не игры детям, а свободное время - родителям! А значит что? Значит рулит Джоб симулятор, суперхот с графикой времён "газонокосильщика" (и ведь канает до сих пор!!!), бит сейбр (тот же тетрис по сути) и ещё какая-нибудь такая же лёгкая фишка с управлением одной кнопкой в каждой руке. Взрослые там также - они шли не конкретно туда, а вообще прогуляться... И потому они также хотят "просто попробовать" - им надо просто снять стресс и всё. Для кого тогда ф2р? А для геймеров с задвинутыми требованиями, повернутыми на виаре, но это пока не крупный сегмент рынка, и далеко не у всех есть деньги в кармане...

Ответить