Школьники делают бизнес: миф или правда?

Школьники делают бизнес: миф или правда?

Начать своё дело? В школе? Да ещё и в сфере технологического предпринимательства? Звучит нереально, однако «Технолидеры будущего» каждый год доказывают обратное, реализуя особый подход к развитию молодых талантов по всей стране. В чём заключается этот подход? Расскажем в этой статье.

В данный момент в России существует множество мер поддержки для молодёжи, которые хотели бы начать свой бизнес: государство предоставляет гранты, крупный и средний бизнес инвестирует в стартапы, на базе региональных учреждений доп. образования школьники получают новые возможности самореализации в «Точках роста», «Точках кипения», «Кванториумах» и «IT-клубах». Однако большинство своего времени подросток проводит именно в школе — там формируются интересы и последующий профессиональный выбор, закладываются взгляды на жизнь и надежды на будущее. Роль учителя в этом невозможно переоценить. Мы считаем, что именно школа и педагог имеют все шансы стать проводниками в мир технологического предпринимательства. Ведь именно аккумуляция поддержки на местном уровне способствует созданию системы непрерывного бизнес-образования и ранней профориентации, развитию предпринимательских компетенций.

Школьники делают бизнес: миф или правда?

«Технолидеры будущего»пример экосистемного подхода к образованию. Первый элемент такой системы — популяризация. Познакомить школьников с новым для себя понятием и сферой деятельности, не перегрузить терминологией, вдохновить на дело и “пробование” — как? Квест с дополненной реальностью «Технолидеры будущего». Мы объединили знакомый всем формат квеста по станциям с технологиями: создав приложение с рейтингом участников по всей России, карточки с дополненной реальностью и записав видео-задания. Такой формат легко масштабируется, не требует особого уровня подготовки для учеников, а педагогу необходим лишь небольшой 20-минутный инструктаж для организации, по сути, целого ивента. Именно так, в игровой форме школьники погружаются в AR-реальность и отвечают на вопросы об особенностях инновационного предпринимательства, знакомятся с именами известных технологических гениев и открывают для себя новые термины и факты, связанные с технологиями. Это «первое касание» происходит нативно, и для многих учеников становится первым шагом для дальнейшего погружения в тематику.

Следующий элемент экосистемы — вовлечение. В рамках этого этапа проводится региональный предакселератор — практико-ориентированная образовательная программа для школьников, которая включается в учебный план образовательных организаций. Задача предакселератора — дать ребятам попробовать себя в технологическом предпринимательстве в комфортных условиях школы и региона: разработать идею проекта, определить целевую аудиторию и пообщаться с ней, провести анализ рынка и конкурентов, стартовать разработку минимального жизнеспособного продукта. Идеальный результат программы — подтвержденная гипотеза участников: “Моя идея нужна пользователю и рынку. Я понимаю, как её пошагово реализовать”.

В региональном предакселераторе ставка делается именно на обучении педагогов, которые становятся носителями технологии программы — мы передаем учебно-методические материалы, обучающие видеоролики, презентации с комментариями, макет рабочей тетради для школьников и другое. Более того, на каждом этапе реализации программы педагоги не остаются одни: от запуска предакселератора в своем регионе и до непосредственного его проведения мы организуем регулярные супервизии и, конечно же, участвуем в оценке итоговых проектов выпускников программы в регионах. По результату проведения пилотной программы в регионе педагог может подписать лицензионный договор с командой Акселератора. У педагога есть возможность транслировать свои знания и навыки дальше — все материалы, методология и наработанный опыт остаются. Одни ученики выпускаются, им на смену приходят новые, таким образом, даже один педагог в школе (например, в городе Пыть-Ях) за год своей работы может охватить до 25 учеников. Но самое главное, что это цифра лишь стартовая позиция — с каждым годом эти показатели будут расти, ведь сама технология обучения останется в руках преподавателя.

Для школьников такой подход также имеет ряд преимуществ. Во-первых, все необходимые знания, навыки для формирования бизнес-идеи и развития проекта подросток может получить на базе школы. Во-вторых, уже знакомый им учитель становится проводником=трекером, который сопровождает проект на всех этапах и оказывает поддержку команде. В-третьих, региональный предакселератор уже позволяет полностью интегрироваться в экосистему проектов «Технолидеры будущего» и присоединиться к комьюнити молодых технопредпринимателей со всей страны с помощью цифровой платформы PROCollab. Отдельно хочется отметить, что победители программы регионального предакселератора получают возможность без конкурса пройти в федеральный Акселератор следующего учебного года и впоследствии получить дополнительные баллы к ЕГЭ и поездку в один из федеральных центров отдыха (Артек или Орленок). Итогом такого взаимодействия становятся готовые бизнес-проекты школьников — по 30-50 в каждом городе проведения.

Школьники делают бизнес: миф или правда?

В этом году при поддержке программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел» проект стартовал в двух городах присутствия компании – Пыть-Яхе (Ханты-Мансийский автономный округ) и Ноябрьске (Ямало-Ненецкий автономный округ). В апреле местные педагоги прошли обучение по программе «Технологическое предпринимательство в региональной системе образования».

Благодаря программе, преподаватели и тьюторы, заинтересованные в развитии технологических бизнес-идей школьников, узнали об особенностях поддержки технопредпринимательства, организации бизнес-процессов в стартапах, а также механизмах проведения предакселератора технологических проектов. Наш образовательный подход полностью созвучен тому, что является одним из приоритетов СИБУРа в сфере развития образования – а именно поддержка проектов и инициатив, направленных не только на расширение знаний, но и на формирование у школьников актуальных навыков и компетенций, позволяющих им стать профессионалами в век цифровизации и стремительного развития новых технологий.

По итогам программы в декабре 2023 года на базе региональных образовательных организаций в ХМАО и ЯНАО появятся разработанные школьниками технологические стартап-проекты с перспективой реализации. Это, в том числе, станет примером синергии поддержки молодежи со стороны бизнеса, образовательных учреждений и программы «Технолидеры будущего», чтобы ещё раз доказать, что школьное предпринимательство — не миф.

Школьники делают бизнес: миф или правда?

Конкурентносопособность такого образовательного подхода подтверждается успешными проектными кейсами школьников – участников программы «Технолидеры будущего». Например, команда YouChip начала свой бизнес-путь с предакселератора в Нижнем Новгороде. Одержав победу на итоговом питче, ребята прошли в федеральный Акселератор, где доработали свой проект, получили новые знания от экспертов и инвесторов и дошли до финала — инвестиционной сессии в Москве в Общественной палате. По итогам программы команда провела более 100 глубинных интервью, более 25 тестов продукта в помещениях и на открытом воздухе. В итоге прямо сейчас ведутся активные переговоры о пилоте продукта с 6 хоккейными командами и уже сделано 4 предзаказа.

YouChip — продукт (чип и приложение) для хоккеистов, который в режиме онлайн измеряет показатели катания. Приложение собирает и анализирует данные, а после предлагает рекомендации для улучшения тренировочного процесса.

Мы уверены, что необходимо не множить идеи, которые затем будут отложены в долгий ящик, но создавать условия для их реализации, вовлекать молодёжь в прямом смысле со школьной скамьи. Только в этом случае, мы получим желаемый результат — вдохновляющие идеи, инновационные решения, значительный подъем наукоемких индустрий России.

11
Начать дискуссию